Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

В допинге не нуждаются

В допинге не нуждаются

Надо ли улучшать моторное масло? На эту тему мы писали и в 2004, и в 2011 году. Но споры вокруг применения различных добавок-присадок не утихают. Поэтому редакция возвращается к разговору о «масляной» автохимии. И будет благодарна за отзывы, лучшие из которых будут опубликованы.

Первоначально этот материал родился после бесед с Юргеном Баум­гар­те­ном – хорошим другом редакции, спортсменом и каскадером. А еще – бизнесменом, выпускающим моторные масла JB German Oil.

Настоящий боец, Юрген Баумгартен никогда не пользовался допингом. Он проносился сквозь огненный туннель, перелетал на мотоцикле через 65-метровый канал Эльба-Любек, прыгал на том же мотоцикле с олимпийского лыжного трамплина в Инсбруке лишь на собственном адреналине. Искусственные стимуляторы господину JB не нужны. Давайте посмот­рим, нуждаются ли в «допинге» современные моторные масла.

Пророки...

Пройдемся по авторынкам и магазинам запчастей. Отделы автохимии предложат нам великое множество флаконов и маленьких канистрочек. В них плещутся разнообразные добавки к моторным маслам. Иногда их именуют присадками, иногда – аддитивами, но сути это не меняет.

Флаконы и канистрочки красивые. Сопро­вождающие их инструкции смелы и бескомпромиссны. Они настойчиво предлагают вылить добавку в масляную горловину двигателя, суля повышение компресии и мощности, увеличение ресурса мотора, снижение расхода топлива и масла, уменьшение токсичности отработавших газов и даже восстановление размеров изношенных пар трения.

Инструкциям вторят рекламные публикации в прессе. При этом ни о каких возможных негативных последствиях применения добавок в рекламе не говорится. А может, и нет их – негативных последствий? Только позитивные?

...и оппоненты

Будь оно так, ведущие автомобильные концерны непременно оценили бы «чудо-добавки», присоединив свои мощные голоса к славящему их хору. Но что-то не слышно этих голосов. Ни в одной инструкции по эксплуатации «железных коней» мы не найдем рекомендаций по использованию вышеупомянутых добавок. Сказанное относится как к зарубежным, так и к российским автомобилям.

Более того: некоторые крупные автопроизводители запрещают применение каких-либо добавок к маслу и топливу в своих двигателях. Чтобы не быть голословными, сошлемся на немецкий каталог смазочных материалов Dekra Betriebsstoff-Liste. Год издания неважен – данная информация незыблема, как теорема Пифагора.

По поводу присадок-добавок-аддитивов высказываются Mercedes-Benz (концерн Daimler), MAN и Volvo. Для пущей убедительности мы публикуем фотографию страницы с их «прямой речью». А мнения автомобильных компаний таковы.

Mercedes-Benz, фирменные технические требования: «Состав и свойства смазочных материалов являются результатом кропотливой работы специалистов. Потребитель не должен изменять их. Недопустимо увеличение сроков замены масла путем введения специальных добавок».

MAN, рекомендации по обслуживанию: «Добавки непредсказуемо изменяют моторные масла. Применение добавок может негативно сказаться на мощности и сроках эксплуатации двигателя. MAN не рекомендует применение маслорастворимых добавок».

Volvo, рекомендации по обслуживанию грузовых автомобилей: «Применение добавок к маслу и топливу недопустимо».

Их мнение не голословно

Причины негативного отношения автомобильных грандов к добавкам к моторным маслам очевидны. Что ни говорите, а ввод композиции (пакета) присадок – прерогатива маслосмесительных заводов. Кроме точно сбалансированной композиции, в базовое масло вводят вязкостные присадки для получения всесезонного товарного продукта, а также депрессорные присадки. Но опять же – на маслосмесительных заводах.

Как только в масло попадает какая-либо добавка, в картере двигателя образуется продукт, на который нет ни технических условий, ни стандарта. Внедрение «засланного казачка» неизбежно нарушает баланс заводской композиции присадок. А ведь именно она, композиция, определяет необходимый уровень эксплуатационных свойств по API и ACEA. И она же позволяет составлять автомобильным компаниям собственные спецификации моторных масел – их часто именуют допусками. В допусках выдвигаются фирменные требования к смазочным материалам – под конкретный двигатель, коробку передач и другие узлы и агрегаты.

Надо сказать, что почти все известные масла имеют допуски по спецификациям Mercedes-Benz, MAN, Volvo и других автомобильных корпораций. Поэтому не считаться с мнением автопроизводителей нельзя. Это первый «узелок на память» в нашем рассказе.

О пользе и вреде дисульфида молибдена

Что же содержат те самые красивые флакончики, выставленные на прилавках? Очень часто в ряду добавок встречаются препараты с дисульфидом молибдена и графитом. Выражаясь «научным штилем», суспензии твердых смазочных материалов с пластинчатой структурой кристаллов.

Надо сказать, что у масел с дисульфидом молибдена и графитом есть определенные преимущества. Суспензии с пластинчатой структурой образуют в парах трения твердый смазывающий слой, предотвращающий контакт металла с металлом. Что это дает? Пусковые износы двигателя снижаются – раз; экстремальные ситуации (а от них никто не застрахован) становятся не так страшны – два. Так, при нарушении подачи масла с полной потерей давления или сквозном повреждении картера можно своим ходом худо-бедно добраться до места ремонта, не опасаясь задиров.

Однако есть у вышеупомянутых суспензий и недостатки. Так, при высокой температуре ди­сульфид молибдена окисляется, образуя молибденовый ангидрид МоО3. А это уже абразив. Иными словами, смазка превращается в свою противоположность.

И еще: масла с дисульфидом молибдена и графитом не столь хорошо моют двигатель. Они поддерживают в диспергированном состоя­нии меньшее количество загрязнений – в частности, сажи и нерастворимых продуктов окисления масла. Все сказанное легко объяснимо: беззольные дисперсанты и детергенты, входящие в заводскую композицию присадок, вынуждены «отвлекаться» на постороннюю суспензию. Вот вам весьма наглядный пример разбалансирования пакета.

Можно ли без него обойтись?

Но самое главное вот в чем: нет никакой необходимости специально добавлять к маслу графит или дисульфид молибдена. Ряд западноевропейских производителей выпускают масла, в которые графит или дисульфид молибдена вводятся на стадии производства.

Понятно, что в условиях маслосмесительных заводов отмеченные выше недостатки можно нивелировать за счет рецептуры композиции присадок, что и делается вполне успешно. Хотите такое масло – идите и покупайте готовый продукт. Будет дешевле и надежнее. Вот вам второй «узелок на память» в нашем рассказе.

Не принимайте порошки

Иногда потребителю предлагают добавки, содержащие порошки политетрафторэтилена. Впрочем, продавец может и не знать столь витиеватого названия. Он будет говорить все о том же создании твердой смазывающей пленки. Но использовать эти препараты нельзя по экологическим соображениям: при сгорании масла, содержащего политетрафторэтилен, в отработавших газах оказываются чрезвычайно токсичные вещества.

Каталог Dekra Betriebsstoff-Liste. В нем четко прописано мнение Mercedes-Benz, MAN и Volvo о добавках к маслу
Каталог Dekra Betriebsstoff-Liste. В нем четко прописано мнение Mercedes-Benz, MAN и Volvo о добавках к маслу

По той же причине нельзя добавлять к моторным маслам маслорастворимые органические соединения фтора и других галогенов. И хотя они являются эффективными противоизносными присадками, наносимый окружающей среде вред перекрывает все положительные качества этих препаратов.

Широкое распространение получили добавки к моторным маслам, содержащие дисперсии пластичных металлов, – например, меди, серебра и их сплавов. Их назначение – снижение трения и износа. Звучит солидно и заманчиво, не так ли? Но и у этой «медали» есть обратная сторона. Благодаря большой удельной поверхности частицы той же меди служат мощным катализатором окислительных процессов. А это означает сокращение срока службы масла – оно стремительно состарится.

Если же двигатель снабжен центрифугой для очистки масла, взвешенные металлические частицы быстренько займут объем ротора... А загрязнения благополучно останутся в масле. Кроме того, диспергированные металлические порошки повышают зольность масла, которая строго ограничивается спецификациями производителей автомобилей.

Как известно, многие масла производятся по технологии Low SAPS, сводящей к минимуму сульфатную зольность. Разумно ли портить этот показатель, вводя в масло металлосодержащую добавку? Нет, конечно. Пусть это замечание будет третьим «узелком на память».

Гармоничная вязкость

Иногда те самые красивые флакончики содержат макрополимерные загущающие присадки. Добавление такого препарата, естественно, повышает вязкость масла, снижает его расход, а также увеличивает компрессию в цилиндрах двигателя-ветерана.

Но и в этом случае можно найти более экономичное решение – ведь загущающие добавки, прямо скажем, недешевы. При очередной смене масла залейте в картер масло той же марки, но более вязкое. Например, вместо SАЕ 10W-30 используйте SАЕ 10W-40 или SАЕ 20W-50. Разумеется, при этом надо отследить идентичность эксплуатационных свойств по API и ACEA. Требуемый эффект будет достигнут, а гармония базового масла и композиции заводских присадок не нарушится.

Подобрать более вязкое масло – не проб­лема, тем более, если пользоваться ассортиментом ведущих масляных компаний. Это четвертый «узелок на память» в нашем рассказе.

Хвост вытащим – нос увязнет

Не следует забывать, что применение добавок зачастую противоречит сложившейся практике проверки моторного масла и мониторинга двигателя. Так, при коррозии вкладышей в отработанном масле повышается содержание свинца. При механическом износе тех же вкладышей – содержание свинца и меди. Это тревожный сигнал, если не сказать – набат. Если же в масло добавлены металлосодержащие препараты, карты путаются. Как оценить – что там в масле, добавка или продукты износа?

И вообще, можно довести ситуацию до абсурда. Боремся с износом, вводим металл – снижаем моющую и диспергирующую способность масла.

Водим моющие добавки – повышаем зольность масел, что недопустимо. Добавляем антиокислительную присадку, а в ней содержится дитиофосфат цинка, а значит, фосфор. А это смерть каталитического нейтрализатора.

Вводим загуститель – увеличиваем нагарообразование, ведь не все макрополимеры имеют надлежащую термостойкость. Прикажете опять доливать моющую добавку для предотвращения нагара? И – по второму кругу? Нет уж, довольно... Пусть сказанное будет нашим пятым «узелком на память».

Что скажет суд?

А еще могут возникнуть юридические последствия – разумеется, негативные. В смысле гарантийных обязательств. Вышел двигатель из строя... Может, добавки тут и ни при чем, а дилер говорит: «Вы нарушили заводскую инструкцию. Вот заключение экспертов: в картере непонятно что. Гарантии мы вас лишаем, платите за ремонт».

Подобная история может произойти и при поломке двигателя из-за недоброкачественного масла, в которое влили изрядную порцию «улучшающих» добавок. И опять же, они могут быть и не виноваты. Но производитель или продавец масла отклонит рекламацию, обнаружив в своем продукте посторонние вещества. Это – шестой «узелок на память».

Немного позитива

Говоря о добавках к моторным маслам, мы вовсе не желаем очернить всю подкапотную автохимию. Рынок этот громаден и успешен и заслуживает, разумеется, не только негативных оценок.

Вот, например, добавки, останавливающие течи сальников. Они воздействуют на состарившуюся резину, заставляя ее набухать и «расправлять крылья». Такие препараты, несомненно, полезны для двигателей, разменявших вторую сотню тысяч километров пробега. Правда, существуют и моторные масла, успешно выполняющие ту же функцию «лечения» сальников.

А если добавка своя, родная?

Некоторые российские и зарубежные компании со звучными именами выпускают как моторные масла, так и добавки к ним. Они рекомендуют четкие схемы: свое собственное масло плюс своя добавка к маслу. Они пишут: масло хорошее, но с добавкой оно становится еще лучше. Новому двигателю – вот этот флакон, прошедшему 50 тыс. км – этот, а после 100 тыс. – этот.

Специалисты этих компаний скрупулезно просчитали последствия и гарантируют положительные результаты. Рецептуры-то свои собственные, как и ответственность перед потребителем. Что ж, флаг им в руки.

И все же...

Но мы о другом: масел сегодня множество, добавок тоже, а примеров необдуманного их применения еще больше. Давайте зададимся простым вопросом: есть ли официальные данные об испытаниях этих добавок по действующим в России правилам и нормативам? Испытаниях длительных, в полноразмерных двигателях, с квалифицированной оценкой результатов и (внимание!) получением официального допуска к применению? Увы, нет таких данных...

Впрочем, если кто-либо из производителей и поставщиков добавок к моторным маслам пожелает опровергнуть тезисы этой статьи, мы с удовольствием предоставим ему слово на страницах журнала. И даже поможем организовать полномасштабное тестирование в авторитетной организации.

А пока, перебрав все «памятные узелки», видим, что дешевле и спокойней выбрать для себя масло, в котором уже есть все необходимые ингредиенты. Которому не нужен «допинг». Как и хорошему спортсмену.

От редакции

Благодарим канд. техн. наук Виктора Резникова за помощь в подготовке статьи

  • Юрий Буцкий

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены