В тюрьму за «левый» автоком? Теперь это реальность
15 мая 2017 года Щербинский районный суд города Москвы вынес очередной приговор: один год колонии общего режима. В зале суда осужденный был закован в наручники и под конвоем отправлен по этапу. «И что тут такого?», – подумает читатель. Ежедневно суды выносят решения по десяткам взяточников, грабителей и прочих жуликов. Казалось бы – рядовое событие. Был пойман преступник, проведен суд, вина доказана, вынесен приговор. Какое отношение это имеет к автосервису?
Так вот в этот раз самое прямое – человек осужден за распространение поддельной версии программы AUTOCOM для диагностики автомобилей. Сотни техцентров по всей стране используют эту взломанную программу и даже не предполагают, что это незаконно и подлежит уголовному преследованию в случае ее обнаружения правоохранительными органами.
По мере проникновения цифровых технологий в работу диагноста и появления необходимости постоянных инвестиций в программное обеспечение возникает постоянный спрос на диагностическое оборудование и программы, а также вполне оправданный соблазн получить заветное ПО без больших материальных затрат. Когда-то это было даже вполне нормально. Еще пару десятков лет назад авторское право в нашей стране не считалось уважительным фактором и копирование музыки, фильмов, операционной системы для компьютеров считалось вполне нормальным делом. Именно поэтому наша страна еще 10 лет назад стояла во главе «пиратского» мирового рейтинга.
Однако времена стали меняться, после усиления власти в стране и титанических усилий приучить народ жить по совести мы, наконец-то, стали ездить с пристегнутыми ремнями безопасности, уступать дорогу пешеходам, платить за скачивание песен из iTunes, и даже использование взломанной версии Windows считается, по меньшей мере, позорным делом. Мы поняли две вещи: 1) за созданием программы стоит человеческий труд, и его надо уважать; 2) нам нужны поддержка и обновления, что должно оплачиваться. Но только пока это понимание касается кино, музыки и ПО для персональных компьютеров. Напротив, воровство программы для диагностики и ее использование в сервисе до сих пор не только не порицалось, но и пока считается поводом для открытой бравады и даже рекламы!
«А что тут такого? Это все делают!» – недоумевал адвокат на первом допросе. Действительно, деньги лежат на виду: заказываешь на известном китайском сайте интерфейс, загружаешь с торрент-трекера программу с известным логотипом, и вот оно – диагностическое решение и возможность заработать не менее 5 тыс. руб. без каких-либо физических, материальных или глубоких умственных усилий. Где ж тут нарушение «тяжелой» статьи уголовного кодекса и состав преступления? Однако продавцы и не подозревают, что нарушают не одну, а сразу несколько статей УК РФ, создавая тем самым веский повод для их выявления и наказания со стороны правоохранителей.
Во-первых, это мошенничество. Ведь многие покупатели уверены, что приобретают официальное оборудование. Или хотят в это верить. Во-вторых, это контрабандный ввоз. Поверьте, никто не пропустит через границу контрафактный AUTOCOM или Star Diagnosis легально. В-третьих, это нарушение патентного права. В-четвертых, это нарушение использования товарного знака. Ведь все пытаются подсунуть визуально идентичный оригиналу товар. В-пятых, это распространение зловредного кода. Ведь взломанные программы комплектуются генератором лицензий, так называемым keygen, что само по себе также является нарушением. Статьи по этим преступлениям теперь переведены в разряд «тяжелых» с довольно суровым наказанием.
На жертву всегда есть охотники. В каждом территориальном отделении УБЭП существует подразделение, отвечающее за нарушения в области авторского и лицензионного права. Однако благодаря усилиям правительства и правообладателей, включая пропаганду честного образа жизни, с обочин убрали ларьки с контрафактными дисками. Попробуйте найти умельца, который предложит вам по дешевке установить взломанный Windows или 1С. Таких сейчас уже не так просто найти. Народ стал бояться наказания и понимать, что за софт лучше заплатить.
Лучше потратить деньги на качественную операционную систему и заплатить за скачивание приложений, мы знаем о необходимости технической поддержки. В руки правоохранителей сейчас попадают зачастую только глупые тинейджеры, которые просто губят свою, еще не начавшуюся жизнь. С рынков давно пропала «левая» текстильная продукция. Мало кто отважится надеть Adudas или Nice. Это выглядит даже как-то смешно теперь. А сотруднику полиции необходимо работать, показывать успехи в борьбе с преступностью. И тут стал вопрос: где искать преступников?
Другое дело – автосервис! Тут «левый» софт расцвел буйным цветом. Ведь не только продажа контрафакта, но и его использование для себя и, тем более, для заработка также считается серьезным правонарушением! Поэтому профильные отделы УБЭП, а вместе с ними Управление «К» МВД, в обязанности которого входит контроль над киберпреступностью, с радостью окунулись в проверку автосервисов. Это просто, ведь это почти стопроцентный успех.
Ведь автосервис рекламируется, находится по определенному адресу, он не прячется за телефонными номерами, оформленными на бомжа, и не заметает следы в Интернете. Его не нужно подслушивать и вычислять, делать контрольные закупки. Достаточно только получить информацию от обиженного механика, что там-то и там-то есть китайский Start Diagnosis, и просто прийти в конкретный сервис с предписанием об обыске с последующим изъятием персонального компьютера, в котором полицейские эксперты с удовольствием обнаруживают ODIS, INPA, Rheingold и другие приложения, которые еще утром составляли гордость диагноста этого несчастного предприятия.
И вот генеральный директор почти на ровном месте получает условный срок, портя свою биографию. Поверьте, пресловутое «решение вопроса на месте» теоретически возможно, но также выльется в крупную для любого автосервиса сумму, поскольку стоимость ущерба правообладателю при обнаружении контрафактного ICOM, CLIP или PIWIS превысит миллион рублей уж точно. Тем более «в букете». А это уже заветные для полиции крупные ущербы с разными отягчающими обстоятельствами.
Представительства не только немецких концернов, но и других марок, с удовольствием проводят обучения и тренинги полиции и отряжают своих юристов для участия в судах. Легкая добыча нужна всем. Государство только приветствует подобные дела и оправдательных приговоров почти не бывает. Надо же бороться с «пиратством», улучшая запятнанный имидж державы! В настоящий момент владелец каждого китайского AUTOCOM, DELPHI, взломанного LAUNCH или клона дилерского прибора потенциально может рассчитывать на условный срок, как минимум вкупе с солидным гражданским иском. Оправдания при обнаружении контрафакта приниматься не будут.
И на таком фоне мы вдруг обнаружили почти открытые призывы скупать краденое на страницах автомобильного журнала! Одно дело, когда предложениями по продаже приборов занимаются частники в Интернете, и совсем другое – когда один из старейших журналов в стране рассказывает о том, как автосервисы могут свободно нарушать закон!
В ноябрьском номере «За рулем» была опубликована любопытная статья под названием «Сам себе режиссер» за авторством некоего Стаса Панина. С первых строк: «Еще недавно компьютерную диагностику проводили только в дилерских техцентрах с привлечением дорогих профессиональных приборов…» понятно, что автор очень далек от автосервиса, поскольку не знает, что еще в середине 1990-х годов начались первые поставки диагностических сканеров в независимые техцентры, а уж 15 лет назад хоть один приборчик да точно был в мало-мальском гаражном сервисе, поскольку без него сам ремонт был бы довольно затруднительным делом. Но главное в этой статье не в квалификации журналиста, которому не всегда важно глубоко понимать тему для написания очередного опуса.
Далее в статье провозглашается правильная идея о том, «сегодня каждый автолюбитель может прикупить себе вполне доступное оборудование и самостоятельно следить за здоровьем машины». Полностью поддерживаю эту глубокую и полезную для автосервиса мысль – чем больше водители будут самостоятельно копаться в своих машинах, тем больше денег они принесут в кошельки диагностов. Поскольку дилетантский подход к диагностике только увеличит возможность усугубления возникшей ранее проблемы. И если лозунг медицины человека: «Самолечение – это вред» уже как-то стал признаваться большинством образованного населения, то в области медицины для автомобиля самолечение пока еще не пережитый этап эволюции.
Далее я уже готов был вручить автору лавры и даже простить безграмотную информацию для читателя от том, что программа для VCDS, оказывается, называется VAG-COM (да, да – проверьте сами!!!), когда прочитал фразу, которая вызвала у меня дикий хохот: «продвинутые владельцы некоторых моделей концерна Volkswagen давно научились контролировать состояние цепи ГРМ по расхождению углов фаз газораспределения…». Будучи владельцем авто от концерна Volkswagen последние 16 лет, я и мысли такой не допускал. Я всегда предпочитал проводить вовремя ТО и регламентные работы и спать по поводу цепи ГРМ спокойно. Проверив, не находится ли статья в разделе «Юмор», я принялся читать дальше и тут меня обуял ужас.
В финале статьи автор провозглашает революционный лозунг о том, что при наличии «дорогого, но доступного» оборудования «можно вовсе отказаться от услуг СТО» и далее «…хозяин может сам оперативно оздоравливать свой автомобиль свежими прошивками блоков управления…». Вот тут давайте-ка поподробнее! И где же, уважаемый тезка, пользователь сканера будет брать прошивки, не будучи дилерским центром, и с помощью какого оборудования он будет программировать свой автомобиль, а также ради какой цели?
Я так понимаю, что речь не идет о покупке легального J2534 интерфейса, поскольку ни один автолюбитель без справки от психиатра не будет платить полторы тысячи евро за подписку на сайте BMW. А Mercedes и Volvo и вовсе не дадут это сделать с российского IP-адреса. Уж не предлагает ли автор статьи на страницах национального издания с заявленным тиражом 320 тыс. экземпляров закупиться контрафактными копиями дилерских приборов на указанном ранее в статье китайском сайте со взломанным «халявным» программным обеспечением?
Ведь откуда еще взять описанные тут функции и возможности за приемлемую автолюбителю цену? Моя ужасная догадка подтвердилась после того, как я обратил внимание на приведенные в статье иллюстрации – скрин-шот с контрафактного «отлома» программы VCDS под маркой AVTO и скрин-шоты с дилерской версии программы BMW Rheingold.
Удивительно, что такая статья появилась сейчас, в ноябре 2017 года. Двадцать лет назад, я бы, наверное, не обратил на нее никакого внимания. Но сегодня, когда суды выдают обвинительные приговоры торговцам контрафактного диагностического оборудования, когда разработчики сканеров входят в ассоциацию правообладателей программного обеспечения со своей сетью голодных юристов-поверенных во всех уголках страны, сегодня на страницах серьезного издания мы читаем призыв качать взломанные программы и покупать контрафактные приборы с указанием места продажи и стоимости, а также с «интересными» иллюстрациями.
Очень похоже на провокацию, склонение к совершению преступления, что также является само по себе преступным деянием. Что это? Прокол главного редактора? Окончательное падение уровня квалификации журналистов и сотрудников журнала (а ведь среди них я знаю действительно грамотных в вопросах диагностики людей)? Или все-таки опрокидывание воды на мельницу пиратов и торговцев контрафактом, которые еще не попали в поле зрение полиции и активно «помогали в подготовке материала»?
По указанному в статье интернет-адресу нам предлагается полный воровской ассортимент для диагностики BMW, Porsche, ломанные AUTOCOM, «локализованный VCDS» и другой контрафакт чистой воды с указанием цен и техподдержкой! Тут же гордая надпись: «Нам доверяют»! Выступили как эксперты, и Стас Панин сделал отличную инструкцию «как это сделать самостоятельно». Пираты даже не пытаются прятаться и открыто пишут о том, что занимаются воровством чужих программ: «А у нас хорошие новости! Ещё “вчера” были планы выпустить обновление 17.3.1 в общий доступ.
А сегодня все-таки откопали неполадку в изначальной Росс-Тех программе, ну и собрали 17.8.0 – самый актуальный релиз. Завтра проведём тестирования и на днях опубликуем и русскую и английскую версии».
Вот такие «друзья» у журнала «За рулем»! Теперь понятно, что наивный коллега также стал жертвой мошенников и наверняка, не подумав хорошенько, сделал инструкцию о том, как использовать ворованное программное обеспечение. Пиратам все равно, кого обманывать и подводить под статью. Будь то журналист, редакция журнала, частник или автосервис.
Я все-таки склоняюсь к тому, что эта статья – случайность, досадный недосмотр, который редакция никогда не допустит в будущем. Будем надеяться, что зоркий взгляд прокуратуры обойдет эту заметку в «За рулем» стороной. Хотя я бы обратил внимание на «экспертов». Но что будет с тем владельцем автомобиля (а судя по тиражу, это могут быть тысячи людей), который, питая беззаветную любовь и веру в журнал, займется обогащением пиратов? А что еще хуже, совету последует автосервис, будет пойман, и его директор осужден. Почему-то на это я ответов в статье не нашел.