Вписать в стандарт
В 2015 году автопроизводителям придется перейти на новый экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах, Euro VI. Имеющиеся в наличие автомобили, вписывающиеся в стандарт Euro V, можно будет продавать до конца августа следующего года. Хотя большинство согласно с тем, что новые требования будут способствовать улучшению экологической ситуации, есть и такие эксперты, кто считает, что переход на Euro VI вызовет некоторые проблемы. В частности, специалисты предполагают, что имеющиеся сейчас в продаже топлива не позволят обеспечить эффективную работу двигателя. Как пишет издание «Autoevolution» со ссылкой на исследования Технического университета города Клуж-Напока (Румыния), новое поколение моторов не сможет работать должным образом на имеющемся в Европе топливе. Способность каталитического нейтрализатора восстанавливать оксиды азота будет особенно снижена в условиях города, где необходимая для поддержания процессов в агрегате температура достигаться не будет. «По ряду технических причин возникло расхождение между определенными условиями для процесса горения в двигателе и возможностями обеспечить эти условия, – говорит один из авторов исследования Богдан Варга. – В результате способность мотора обеспечивать максимальный термический кпд снижается при недостаточной мощности».
Неприятный сюрприз
Система выпуска отработавших газов (включая нейтрализаторы) транспортных средств с двигателями стандарта Euro VI, рассчитаны на 120 тыс. км пробега. Между тем, предупреждают исследователи, из-за неподходящего топлива ресурс системы может ограничиться 50 тыс. км. Продукты горения способны забить преобразователь. Причем ремонт обойдется в 2–8 тыс. евро. Чтобы предотвратить засорение фильтров, на ряд машин устанавливают специальные системы, которые автоматически отключают двигатель при возникновении неполадок. Обычно такая система не даст завести мотор, если датчики обнаружат превышение норм выбросов. Специалисты утверждают, что использование некачественного топлива способно таким образом блокировать работу двигателя. Даже если мотор продолжит работу, при подобных условиях он будет потреблять больше топлива и выбрасывать больший объем вредных веществ, чем положено по стандарту. Ученые говорят, что необходимо проведение дальнейших исследований по составу биотоплив и используемых присадок. Это позволит сделать их более подходящими для применения в двигателях стандарта Euro VI. Топливные компании со своей стороны неофициально сообщают, что пока не имеют каких-либо предписаний о выпуске специального топлива под стандарт Euro VI. Как бы то ни было, с 2015 года автомобили массой менее 2610 кг должны будут выбрасывать в атмосферу не более 60 мг оксида азота на километр пройденного расстояния для бензиновых двигателей и 80 мг – для дизельных двигателей.
Дизель всё?..
Для последних введение новых экологических стандартов может обернуться и катастрофой. Хотя автомобильным компаниям до сих пор удавалось выпускать транспортные средства с дизельным мотором, которые отвечали требованиям постоянно ужесточающегося законодательства, обходилось это все дороже и дороже. В частности, из-за разработок все более совершенных систем нейтрализации выхлопов. Euro VI предполагает снижение выбросов почти вполовину от существующей нормы. С учетом того, что машины с дизельными моторами и так уже стоят дороже своих бензиновых аналогов, новый стандарт сделает их менее конкурентоспособными. Пессимисты убеждены, что заката дизелей стоит ждать уже лет через 10. Ряд экспертов полагают, что в недалеком будущем экономичность обеспечат гибридные транспортные средства, оборудованные бензиновым и электромотором. Они-то и вытеснят дизели.
Рисовали на коленке
Еще одним тревожным звонком для дизельных моторов можно считать недавнее исследование голландской консалтинговой компании TNO. Согласно этой информации, введение нового экологического стандарта не приведет к заветному сокращению выбросов оксида азота. Дело в том, что измерения эффективности работы выхлопной системы проверяют в лабораторных условиях. В реальности автомобили загрязняют атмосферу гораздо сильнее, чем показывают тесты. В TNO считают, что данные тестов и испытаний на дорогах различаются раз в шесть. Один из опытов показал, что автомобиль выбрасывал 500 мг оксида азота на километр пройденного пути, хотя должен был уложиться в 80 мг. Таким образом, транспортное средство вписывалось лишь в экологические стандарты Euro IV и Euro V. По свидетельству голландцев, с течением времени результаты лабораторных тестов и испытаний в реальных условиях расходятся все больше и больше. Эксперты проанализировали большой массив данных об автопарке Германии, Великобритании, Нидерландов и Швейцарии за 13 лет. В общей сложности исследование, в ходе которого анализировались расход топлива и выбросы углекислого газа, охватило около полумиллиона машин. Оказалось, что с 2001 по 2013 год расхождение в лабораторных данных и результатах испытаний на реальных дорогах выросло с 8 до 38%. Для потребителей это выливается в увеличение расходов на топливо, для Евросоюза – в меньшие темпы снижения количества загрязнений в воздухе.
Рабочие места
Тем не менее стандарты Euro VI обеспечат заказами производителей автокомпонентов. Исследователи из IHS подсчитали, что для новых двигателей потребуется по меньшей мере 20 новых датчиков. Большинство из них предназначены для выхлопной системы. Согласно подсчетам, рынок датчиков будет расти в ближайшие пять лет в среднем на 9,3% за год. Поставки этих запчастей достигнут в количественном выражении 1,34 млрд штук к 2019 году. Для сравнения, в прошлом году этот показатель составил 1,08 млрд. Как отметил представитель HIS Ричард Диксон, отгрузки датчиков растут быстрее, чем поставки самих автомобилей. Главная причина такого положения дел как раз в новых требованиях к системам утилизации отработавших газов. Кроме того, ряд стран с большим автопарком постепенно вслед за Западом ужесточает законодательство по охране окружающей среды. Так происходит, например, в Китае. Несмотря на опасения аналитиков, автопроизводители один за одним представляют модели с двигателями, соответствующими Euro VI. Причем в нормы удается вписывать не только легковой автотранспорт, но и фуры с автобусами. Примечательно, что стандарт еще не успел повлиять на окружающую среду, но уже оживил автомобильный рынок. В Великобритании спрос на коммерческий автотранспорт увеличился на 27%. Продажи грузовиков подскочили на 67%. Рост отмечается впервые с начала года. Наблюдатели считают, что транспортные компании начали готовиться к вступлению в силу новых экологических требований. Как видно, Euro VI не только должен сделать воздух чище, но и поставить новые задачи перед топливными компаниями, оживить авторынок и загрузить работой инженеров.