Вторая молодость
Некогда массово востребованная услуга по восстановлению шин теряет былую популярность. Спрос сохраняется в основном в сегменте грузового автотранспорта и авиации. Восстанавливать покрышки для легковушек оказывается нерентабельно, хотя есть компании, которые все-таки умудряются на этом зарабатывать.
Редакция «АБС-авто» проанализировала отчеты исследовательских компаний и мнения экспертов, касающиеся бизнеса по восстановлению шин на ключевых рынках. Выяснилось, что дешевая новая резина из азиатских стран сделала услугу менее привлекательной. Однако тяжелая экономическая ситуация в ряде государств может снова вернуть сервисам клиентов.
Искаженное представление
В 2012 году объем производства радиальных шин в Китае достиг 460 млн штук, а объем отработанных покрышек – более 200 млн. В то же время количество восстановленных шин не превысило 18 млн, хотя это на 10% больше по сравнению с показателями 2011 года. Согласно данным компании RnR Market Research, несмотря на то что в стране насчитывается до 500 компаний и небольших предприятий (мощностью 30 млн штук в год), занимающихся восстановлением покрышек, менее 20 из них способны производить более 100 тыс. покрышек.
С ежегодным ростом автопарка в КНР растет и количество изношенных шин примерно на 10% каждые 12 месяцев, что делает их одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Как отмечается в исследовании, существует несколько путей утилизации шин, и их восстановление – один из самых важных. По сравнению с производством новой покрышки восстановление требует меньше ресурсов и стоит значительно дешевле. Тем не менее развитие данного бизнеса серьезно отстает от развития производства новых покрышек по целому ряду причин.
Прежде всего китайские потребители имеют неверное представление о самой отрасли. Восстановленные шины воспринимаются как менее безопасный продукт, полученный кустарным способом. А некоторые средства массовой информации постоянно описывают этот бизнес как нелегальный и сильно загрязняющий окружающую среду. Поэтому многие автовладельцы отказываются от использования восстановленных покрышек.
Не способствуют популяризации услуги и пробелы законодательства в соответствующей области. С одной стороны, огромное количество отработанных шин сжигается и отправляется на свалку, что негативно влияет на экологию, с другой – такая практика оставляет существующие предприятия по переработке без сырья.
Наконец, неверное представление о правилах эксплуатации шин ведет к тому, что многие китайцы используют резину до того момента, пока она не станет, что называется, лысой, игнорируя показания индикатора изношенности. Это не только ведет к росту вероятности возникновения аварийной ситуации на дороге, но и затрудняет процесс восстановления протектора, делая его почти бессмысленным.
Именно из-за этих факторов отрасль развивалась очень медленно в последнее десятилетие. Так, в 2012 году восстановлено было лишь 7% шин, что намного меньше по сравнению с развитыми экономиками.
С китайским размахом
На фоне бурного экономического роста увеличивается и парк автомобилей в КНР, страна стала как самым крупным производителем машин, так и крупнейшим потребителем в мире. В 2012 году автопарк достиг отметки в 120 млн транспортных средств, увеличившись за год на 13,4%. Машины для китайцев перестали быть роскошью, перекочевав в разряд средств передвижения.
При этом достаточно большое количество потребителей предпочтут практичный автомобиль новому. Это, в свою очередь, может поспособствовать развитию предприятий, занимающихся восстановлением покрышек. Во всяком случае, показывают опросы, число жителей страны, готовых приобрести восстановленные покрышки, выросло за период с 2005 по 2012 год.
Также развитию отрасли могут поспособствовать инвестиции в дорожную инфраструктуру. Сеть дорог в последнее время значительно развивается и улучшается, в результате чего автомобиль стал наиболее популярным видом транспорта. Правительство страны вкладывает средства и в другие масштабные проекты, включая строительство железных дорог, метро и прочих объектов, для стимулирования экономического роста. Так, в прошлом году инвестиции в основные средства составили 36,4835 трлн юаней, что на 20,6% выше по сравнению с показателями 2011 года.
Масштабные стройки требуют большого количества специальной техники. Это соответственно ведет к увеличению спроса на шины категории OTR. Согласно подсчетам, в последние годы Китаю требовалось около 5 млн покрышек данной категории, а объем самого рынка оценивался более чем в 1 млрд долл. При этом срок эксплуатации восстановленной OTR резины составляет 70% от срока эксплуатации новой, а цена – на 40–50% ниже. Так что здесь у предприятий по восстановлению покрышек открываются хорошие перспективы для развития.
В прошлом году компании, занимающиеся восстановлением шин, получили некоторую поддержку и на законодательном уровне. Власти занялись регулированием отрасли, предусмотрев поддержку для участников рынка.
Ожидается, что в ближайшие годы автомобильный рынок Китая продолжит расти, а вместе с ним и количество отработанных шин, что обеспечит сырьем участников отрасли. В целом же у КНР сохраняется значительный потенциал для развития бизнеса по восстановлению покрышек. Более того, данный вид деятельности может стать привлекательным и для производителей шин.
Сообразили на троих
По последним доступным данным американской Комиссии по международной торговле, в Соединенных Штатах в 2011 году восстановлением покрышек для грузовиков занимались 680 фирм, 18 компаний «реставрировали» резину для строительной техники, еще пять восстанавливали колеса для воздушных судов и лишь четыре компании предлагали соответствующую услугу для легкового транспорта.
В бизнесе заняты разные фирмы, от небольших мастерских, делающих за день не более 20 колес, до компаний-гигантов, способных выпускать больше тысячи покрышек в день.
В период с 2009 по 2011 год рынок консолидировался. В результате на нем осталось меньше игроков, а оставшиеся стали крупнее. Львиная доля деятельности по восстановлению протекторов приходится на «большую тройку» транснациональных компаний: американскую Goodyear, японскую Bridgestone и французскую Michelin. Почти 90% покрышек в США восстанавливают эти компании.
За отчетный период производство подобных шин выросло на 35% с 1 млрд до 1,4 млрд, однако они составляют всего 3% от общего числа реализованных шин в стране. Возросли на 20% и инвестиции в отрасль с 20 млн до 24 млн долл. Также за 2009–2011 годы увеличилась занятость в секторе с 3900 до 4900 человек.
Оживление американской экономики и относительно низкое предложение новых шин способствовали росту спроса на услуги по производству восстановленных покрышек. Особенно заметно тенденция прослеживалась для владельцев грузового и воздушного транспорта, а также в сегменте OTR-шин. В 2011 году участники рынка работали практически на полную мощность, ограничивала производство лишь нехватка каркасов. За рассматриваемый период около 60% компаний, занимающихся восстановлением протекторов, увеличили производственные мощности. Ожидается, что тенденция сохранится и в ближайшее время при росте экономических показателей.
Как отмечается в исследовании комиссии по международной торговле, сам по себе спрос на резину (новую или восстановленную) зависит от общего состояния национальной экономики. Спрос на транспорт – главный фактор развития промышленности, выпускающей покрышки для грузовиков, автобусов, самолетов и легкового транспорта. В то время как оживление ситуации в строительстве, добывающих отраслях и сельском хозяйстве ведет к росту спроса на OTR-шины.
Потребность в восстановленных шинах по отношению к новым определяется рядом факторов, включая качество и стоимость, доступность каркасов и конечное применение. Немаловажную роль здесь играют и инициативы властей, в результате которых использование восстановленных протекторов может поощряться на законодательным уровне или в каких-то случаях быть вовсе обязательным.
По информации комиссии, мировой экспорт восстановленных покрышек достиг в 2011 году в денежном выражении 253 млн долл. В 2009 году этот объем оценивался в 187 млн. Интересно, что почти половина поставок была обеспечена странами Европейского союза, тогда как на Соединенные Штаты пришлось всего 10%. Ввезено в страну было 7% от общего импорта. Крупнейшим же покупателем восстановленной резины стала Россия, на ее долю пришлось 12% мирового импорта.
Невелика доля восстановленных шин и в Европе. Еще лет 20 назад, по свидетельству главы отраслевой консалтинговой компании Sapphire Media Services Джона Стоуна, продажи восстановленных шин в Европе приближались к отметке в 20 млн единиц. С 1996 по 2006 год наблюдались серьезные падения объемов реализации, уже с 2008 года продажи колебались в пределах 1–2 млн покрышек. По мнению эксперта, причиной тому послужили несколько факторов, включая импорт дешевой новой резины из Китая и других стран Дальнего Востока.
В результате многие дилеры столкнулись с проблемой, приходилось выбирать между закупкой восстановленных шин и приобретением новых по сопоставимой цене. Ко всему прочему запрет на импорт восстановленных покрышек ввела Бразилия, пытаясь защитить собственные компании. Все это привело к резкому спаду производства в отрасли.
И нашим и вашим
Правда, Стоун считает, что бизнес по восстановлению протекторов еще рано списывать со счетов. Нестабильная экономическая обстановка в ряде стран Европы делает такие шины снова привлекательными. В прошлом году на отраслевой выставке Brityrex Show в Великобритании целых семь фирм по восстановлению покрышек представили свою продукцию.
Есть и такие производства, которые видят в дешевизне азиатской продукции не препятствие для развития бизнеса по восстановлению колес, а преимущество. Правда, это и есть сами китайцы. Менее чем за пять лет GT Radial из КНР удалось войти в тройку ведущих игроков на шинном рынке Великобритании. В прошлом году она впервые представила восстановленные покрышки для коммерческого транспорта GTR990. Примечательно, что каркасы завозятся из Китая, а работа по превращению их в полноценные шины проводится уже в Соединенном Королевстве.
Поставки сразу были налажены на местном рынке и на территории Германии. В планах – расширение производства. По словам представителей компании, долговой кризис спровоцировал интерес к технологии по всей Европе.
GT Radial также запустила специальную программу под названием REE Tread с целью установить связь с владельцами коммерческих автопарков из различных европейских стран, а также с целью привлечь к участию в программе другие компании, занимающиеся восстановлением шин и имеющие хорошую репутацию.
Китайцам, которые не только восстанавливают покрышки, но и производят новые шины, удалось добиться того, что разница в цене между первыми и последними составляет 20%. Этот факт, по мнению GT Radial, должен обеспечить стабильный спрос на продукцию.