Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

За двумя зайцами

За двумя зайцами

Одним из самых ярких трендов в автомобильной отрасли за последние годы стал рост сегмента SUV и кросоверов. К такому выводу пришли специалисты отраслевой исследовательской компании Polk, проанализировав мировой авторынок.

Стабильный рост продаж транспортных средств данного класса фиксировался не на каких-то отдельных специфических рынках, а практически в каждой стране мира. Отчасти это заставило включиться в конкурентную гонку даже производителей, ориентированных в основном на традиционные сегменты.

Поначалу к концепции SUV (Sport Utility Vehicle) относились со скептицизмом, возникали вопросы по поводу востребованности автомобилей с такими характеристиками веса, геометрических размеров и потребления топлива. Тем не менее машины данного сегмента оказались весьма популярными даже у бережливых европейцев. «Паркетники» обеспечивают положительную динамику продаж компаниям и становятся все более доступными для широкого круга потребителей. Как подчеркивают в Polk, появление новых игроков в этом сегменте не приведет к переманиванию клиентов у тех, кто уже давно представил модели в категории. Скорее, у новичков получится перетянуть потенциальных покупателей из других сегментов.

Производители постоянно ищут новые варианты продукта, который бы сочетал традиционные характеристики автомобиля с возможностями «паркетников», что в свою очередь позволяет занять новые ниши на рынке. Первые модели SUV с высокой посадкой, универсальным салоном, полным приводом и комфортом легкового автомобиля появились в продаже в последней четверти прошлого века. Среди западных новинок выделялись Toyota RAV4 и Honda CR-V. На сегодняшний день компании могут предложить уже до 200 моделей «паркетников». Интересно, что за 10 с небольшим лет продажи SUV по всему миру выросли более чем в шесть раз с 1,5 млн в 2000 году до 9 млн штук в 2011. При этом темпы реализации в сегменте увеличивались в пять раз быстрее по сравнению с легковыми ТС.

Тенденцию роста популярности «паркетников» не обошли вниманием и производители недорогих машин
Тенденцию роста популярности «паркетников» не обошли вниманием и производители недорогих машин

Как прогнозируют в Polk, к 2015 году глобальный объем продаж SUV составит 14 млн штук. Спрос на автомобили данной категории растет не только в Северной Америке и ряде азиатских стран, но и в Европе, Латинской Америке, а также в развивающихся государствах.

Два направления

Что касается самого сегмента, то он развивается в двух направлениях. В случае с премиальными автомобилями рост спроса обусловлен наличием моделей, которые способны удовлетворить запросы все более широкого круга потенциальных покупателей. При этом, по расчету экспертов, акцент будет сделан на купе. Так, BMW вслед за X6 собирается представить новые купе из линейки «X». Похожие модели готовят к выпуску и другие именитые производители, включая Audi и Mercedes.

Тенденцию роста популярности «паркетников» не обошли вниманием и производители недорогих машин. Им удалось привлечь клиентов благодаря соотношению цены с коэффициентом выгоды и практичности. Ярким примером здесь служит модель Dacia Duster (на российском рынкеRenault Duster). Правда, судя по отзывам владельцев и потенциальных покупателей, автомобиль на нашем рынке не вписывается в рамки бюджетного. На фоне ажиотажного спроса автодилеры предлагают приобрести Duster с дополнительным оборудованием, стоимость которого доходит до 100 тыс. рублей, чтобы сократить срок поставки.

Дизайн Ferrari FF напоминает модели, колесившие дороги в начале 20-ого века
Дизайн Ferrari FF напоминает модели, колесившие дороги в начале 20-ого века

Проанализировав развитие других сегментов и направления современного дизайна в отрасли, специалисты Polk пришли к выводу, что рынок SUV еще далек от насыщения. Более того, появляются все новые модели, а сами «паркетники» приобретают все больше черт, свойственных купе, таких как более плоская крыша, а также трехдверный кузов. Особо требовательные покупатели могут даже приобрести SUV-кабриолет. Во всяком случае соответствующую модель предлагает Nissan – Murano Cross-Cabriolet.

Производители готовы представить и другие многообещающие концепции. Так, Mercedes и Audi разработали пятидверные купе. Ряд компаний планируют вывести на рынок кроссоверы на базе уже существующих моделей, уменьшив их длину.

С малым клиренсом

Еще одно направление, в котором будут двигаться в ближайшее время производители – это, по мнению специалистов, разработка автомобилей, сочетающих характеристики спортивного купе и универсала. Хотя дизайн таких машин напоминает модели, колесившие дороги в начале ХХ века, упор здесь делается вовсе не на утилитарность. Для этого достаточно взглянуть на Ferrari FF и Mercedes CLS Shooting Brake. В ближайшей перспективе следует ожидать появления еще ряда моделей аналогичной концепции. По большой части эту нишу займут производители премиальных авто.

В принципе, считают исследователи, потенциал для развития рынка огромен. Однако на динамику продаж влияют не только и не столько инновационность разработок или же привлекательность дизайна. Упорно не желающая окончательно выздоравливать мировая экономика вносит свои коррективы и нервирует покупателей. В результате в Polk считают, что потенциальные клиенты при выборе «паркетника» будут уделять больше внимания таким вопросам как стоимость технического обслуживания автомобиля, владения а также соотношению цены и коэффициента выгоды.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены