Зимой и летом – не одним цветом
Есть в подмосковном селе Гольево магазин автозапчастей, известный едва ли не каждому местному автомобилисту. В начале 1990-х, когда мы начинали дачное строительство, то практически каждую пятницу заглядывали сюда, чтобы купить самую недорогую жидкость для омывания ветрового стекла.
Выглядело это так. На полке среди поршневых колец и патрубков рядами стояли бутылки водки, над которыми красовалась надпись: ПИТЬ НЕЛЬЗЯ, ТОЛЬКО ДЕЛАТЬ ОМЫВАЙКУ. И делали – добавляли немного воды, средство для мытья посуды и какой-нибудь туалетной воды для того, чтобы выгнать из салона характерный аромат «паленой» водки. И вот что интересно – обходился этот «коктейль» намного дешевле «омывайки», продававшейся в этом же магазине и состоявшей, скорее всего, из тех же ингредиентов.
Сейчас вряд ли кто-то из грамотных автомобилистов, а тем более сервисменов, занимается подобной «самодеятельностью». По крайней мере, именно работники автосервисов должны объяснять автовладельцам, что подобная «химия» может безвозвратно испортить детали и узлы автомобиля. А заодно и объяснять им разницу между «летней» и «зимней» «омывайкой».
Среди расходных материалов и технических жидкостей, с которым соприкасается любой автовладелец, «омывайки», бесспорно, занимают первое место. При этом самое интересное то, что ни один нормативный документ государственного уровня не регламентирует их химический состав, не определяет уровень эффективности работы, ничего не говорит об обеспечении безопасности при регулярном и самостоятельном применении. Одним словом, ни-че-го. Правда, есть постановление Правительства № 4 от 25 мая 2000 года, запрещающее применение метанола и метанолсодержащих жидкостей при изготовлении «омываек», но это и всё! Справедливости ради надо сказать, что специалисты по «бодяжке» без труда объезжают его сплошь и рядом.
Говоря об «омывайке», стоит отметить, что кроме высокой востребованности, она отличается изумительной простотой химического состава. По сути, в него входят, кроме спиртовых растворителей (о них – разговор впереди), поверхностно-активные вещества (ПАВы); средства, предохраняющие лакокрасочное покрытие кузова от коррозии; красители и ароматические отдушки. Однако при скромном наборе исходных ингредиентов компании-изготовители «омываек» умудряются создавать из них массу рецептов.
Пользуясь тем, что никаких нормативных документов, регламентирующих требования к составу и потребительским качествам летних и низкозамерзающих жидкостей для омывания ветрового стекла автомобилей, в нашей стране нет, каждый изобретает все, что угодно. «Омывайки» выпускаются по Техническим условиям (ТУ) самих предприятий-изготовителей, большинство из которых использует свое сырье и красители, но при любом раскладе именно спирт является самой сложной составляющей омывающих жидкостей. Почему? Все очень просто. Рассмотрим проблемы этого продукта со всей серьезностью. Используемые одноатомные спирты (этиловый, метиловый и изопропиловый) применяются во многих отраслях и не считаются дефицитным продуктом, но у каждого из них есть свои особенности, определяющие возможность их применения.
Начнем с опального метилового спирта. Метиловый спирт (метанол, карбинол, древесный спирт) – СН3ОН крайне дешев, отличается прекрасными моющими качествами, но и очень ядовит, пить и вдыхать пары не рекомендуется. Применяется в качестве растворителя при изготовлении лаков и красок. Как мы уже выяснили, для приготовления омывающих жидкостей ЗАПРЕЩЕН. Тем не менее его втихаря используют многие изготовители, правда, только для тех «омываек», которые продаются на обочинах. Проведенные российскими экспертами испытания по определению содержания паров метанола в салоне автомобиля при использовании метанолсодержащей жидкости показали, что после двух часов работы с включенным обдувом и частым омыванием стекла стоящего автомобиля концентрация метанола превысила предельно допустимую норму в 3,7(!) раза. При движении картина также была далека от идеала. Поэтому, если уж так вышло, что пришлось залить метанолсодержащую жидкость, то нужно постараться, по крайней мере, не включать омыватель стекол в пробках и на стоянках.
Изопропиловый спирт (пропанол-2, изопропанол) – СН3СНОНСН3 можно отличить по сильному запаху, напоминающему ацетон, – он действительно используется при производстве ацетона. Вдыхание его паров в течение долгого периода времени оказывает наркотическое действие, но, в отличие от метанола, он не накапливается в организме. Его применение в «омывайках» ограничено, но, пожалуй, он и составляет основу подавляющего большинства жидкостей. Почему? Ответ в описании следующей базы.
Этиловый спирт (этанол, метилкарбинол) – С2Н5ОН по запаху напоминает водку. Его заветную формулу школьники знают лучше, чем формулу воды. Этиловый спирт – это жидкость, полученная путем брожения из органических продуктов, водочный спирт. Так, например, дорогая водка производится из 4–5-й фракции. Для омывателей стекол используются спирты с фракции ниже 8-й, в которой присутствует довольно большое количество сивушных примесей. Этиловая жидкость обладает своеобразным спиртовым ароматом. Этиловый спирт используют в пищевой отрасли, прежде всего при производстве «огненной воды» и, кто бы мог подумать, для обезжиривания контактов в электротехнике и электронике. Невезучая судьба этилового спирта сделала его объектом самого пристального внимания и жесточайшего контроля со стороны государства. Решение, традиционно для России, было найдено «соломоново»: раз из него делают водку на ликеро-водочных заводах, значит и вместо «омывайки» можно разливать ее же, родимую.
И вместо действительно государственного продуманного контроля ввели непомерные акцизы и разные квоты на потребление спирта. Ведь скажи государственным мужам, что они сами толкают изготовителей «омывайки» на применение низкокачественного и опасного сырья, они совершенно искренне удивятся. На самом же деле тесное и взаимовыгодное сотрудничество многочисленных карающих и контролирующих органов и изготовителей омывающих жидкостей может напрочь отбить охоту у халтурщиков травить автомобилистов. Но не получается как-то.
Часть производителей пытается обходить спиртовую проблему, используя в качестве базы различные гликолевые соединения, но широкого распространения они не получили.
Вторая составляющая любой «омывайки» – синтетические ПАВы – обеспечивает очистку стекла от жиров и органических продуктов. Но их назначение и работоспособность в летних и зимних условиях сильно отличаются друг от друга, и хорошие растворяющие свойства – это еще не все. Летом «омывайкам» приходится бороться с «органикой» – останками комаров, бабочек и пчел, не переживших столкновение с автомобилем. Зимой они должны эффективно очищать стекло от остатков наледи, сажевых выхлопов, смешанных со снегом и, вот уж беда, пресловутых реагентов. К тому же зимние жидкости должны быть «морозоустойчивыми» и выдерживать мороз до –40°С. Для возможности работать при –30°С в состав жидкости должно входить не менее 70% изопропилового спирта. Этанол дает стойкий эффект, если его содержание не меньше 40%. Меньше всего – около 30% – нужно добавить в «омывайку» метанола.
Вот почему летние и зимние «омывайки» довольно сильно отличаются по составу.
Но есть у них и общая задача. ПАВы берут на себя работу по очистке жировых и других отложений. Когда из-под колес соседних автомобилей летят не только снег и вода, но и частицы дизельного топлива, масла и т.п., они могут образовывать на стекле трудноудалимую пленку. Эта грязь практически не смывается спиртом и будет «водиться» по стеклу автомобиля, ухудшая видимость. К тому же она содержит абразивные частицы, приводящие к затиранию стекла. А это грозит обернуться большими проблемами. Например, во время движения ночью свет от фар встречного автомобиля будет бликовать на царапинах стекла, что приводит к быстрой усталости глаз или даже может ослепить человека. Но этого легко избежать благодаря тем же жидкостям для омывания стекол, в которые, помимо ПАВов, входит и вещество наподобие силикона. Оно при прохождении дворника по стеклу затекает в возникшие микротрещинки, повышая прозрачность стекла и снижая преломление света.
Ну и наконец, третья составляющая. Стеклоомывающие жидкости не должны быть агрессивными по отношению к лакокрасочному покрытию кузова автомобиля, резиновым деталям, уплотнителям стекла, щеткам и обязаны отвечать целому ряду довольно жестких санитарно-гигиенических требований. Главные из них – полное разложение микроорганизмами почвы и отсутствие токсичного воздействия на организм человека.
Таким образом, используя довольно ограниченный набор исходных ингредиентов, изготовители «омываек» должны производить качественные стеклоомывающие жидкости со следующими качествами:
• способные эффективно удалять загрязнения даже при очень низких температурах;
• после применения жидкости на стекле не должно оставаться потеков, налетов и радужных пленок, которые могут затруднять обзор водителю;
• незамерзающие стеклоомыватели не должны пагубно влиять на покрытие автомобиля, резиновые элементы стекол (стеклоочистительные щетки и уплотнители стекол), а также на пластмассовые элементы декора;
• использование жидкости не должно вредить здоровью человека.
В незамерзающих жидкостях импортного производства этанол используется для изготовления концентрированных составов. В дальнейшем автовладелец сам разбавляет концентрат водой. Но это неудобно, и цена такой жидкости, точнее концентрата, возрастает из-за транспортных расходов.
Ассортимент незамерзающих жидкостей для омывания автомобильных стекол очень широк, но несмотря на это, следует помнить, что не все препараты безопасны для здоровья человека. Поэтому при выборе необходимо удостовериться в качестве и безопасности продукта.
Вот какие советы могут давать сервисники своим клиентам.
1. Приобретайте незнакомую жидкость в небольшой упаковке на проверку. Тара, используемая для транспортировки, должна быть прозрачной, герметично закрытой. Уровень жидкости во всех партиях товара должен быть одинаковый.
2. Отслеживайте аккуратность упаковки. На этикетке должна быть представлена полная информация по применению и мерам предосторожности. Этикетка должна быть наклеена ровно.
3. Лишним свидетелем качественности будет защитная мембрана, наклеенная на горлышко.
4. Жидкость не должна загустевать при любых температурах.
5. Цвет стеклоомывающей жидкости может быть, в общем-то, любым, главное, чтобы она была прозрачной.
6. Найдите возможность проверить качество приобретенной жидкости в работе. Необходимо нанести состав на стекло и включить щетки стеклоочистителя. После нескольких ходов стекло должно стать чистым, без разводов.
Слово производителю
Владимир Смирнов, продакт-менеджер ТФГ «Прайд»
Концентрат омывателя стекол FILL Inn FL073 выпускается в пластиковых флаконах. Флакон фирменного серебристого цвета отличается эргономичной формой горлышка, имеющего анатомические выступы и углубления, повторяющие форму человеческой руки. Объем и концентрация средства 1 : 20 не случайны. Несмотря на то что на рынке присутствует множество концентратов омывателей, которые нужно добавлять из расчета «капля на литр воды», разработчики FILL Inn FL073 пошли другим путем. Запас концентрата на два бачка, по мнению разработчиков, оптимален, поскольку не позволяет средству «уйти в зиму» и замерзнуть, потеряв львиную долю своих моющих качеств из-за разрушения поверхностно-активных веществ. Средство расходуется по назначению полностью за летний сезон, не теряя моющих свойств.
При этом сам состав предназначен для эффективной очистки стекол автомобиля от дорожной пыли и копоти, продуктов горения топлива. Средство не оставляет разводов и отлично справляется с насекомыми и дорожной грязью, в которой зачастую оказываются примеси масла. Кроме все прочего, средство обезжиривает резиновую поверхность щеток стеклоочистителя и поверхность стекол. Состав подобран таким образом, чтобы не наносить вреда резиновым и металлическим частям автомобиля, а также лакокрасочному покрытию. Необходимо добавить, что средство имеет приятный аромат зеленых яблок и не содержит метилового спирта.
При создании концентрата омывателя стекол FILL Inn FL073 производители отошли от стандартного стереотипа, принятого в этом сегменте, выпустив средство в объеме, которого хватает только на две заливки. Нам кажется, что такой формат вкупе с высокими потребительскими свойствами будет положительно оценен пользователями.
Слово изготовителю
Майк Молнар, представитель ABRO Industries в странах Восточной Европы
Компания ABRO предлагает автомобилистам два типа жидкостей для омывания ветровых стекол. Прежде всего это омыватель стекла «–20» зеленого цвета – высшего качества, предназначенный для заправки стеклоомывателей автомобилей всех марок. Обеспечивает идеальную чистоту фар автомобильных стекол в морозы до –20°С и отличается улучшенными антиобледенительными и моющими свойствами. Безопасен для резины, пластика, металла, лакокрасочных покрытий и других автомобильных материалов. Не оставляет биологических загрязнений, бликов, масляных пятен и разводов на стекле, повышая уровень безопасности управления автомобилем. Защищает стекла и щетки от абразивного изнашивания. В теплое время года значительно повышает эффективность очистки стекол от следов насекомых и других загрязнений и облегчает движение щеток стеклоочистителя.
Омыватель ветрового стекла «–30» красного цвета – это незамерзающая жидкость высшего качества, которая также предназначена для заправки стеклоомывателей автомобилей всех марок. Обеспечивает идеальную чистоту фар автомобильных стекол даже в сильные морозы (до –30°С). Безопасна для резины, пластика, металла, лакокрасочных покрытий и других автомобильных материалов. В теплое время года значительно повышает эффективность очистки стекол от следов насекомых и других загрязнений и отличается улучшенными антиобледенительными и моющими свойствами. Не оставляет биологических загрязнений, бликов, масляных пятен и разводов на стекле, повышая уровень безопасности управления автомобилем, защищает стекла и щетки от абразивного изнашивания. Облегчает движение щеток стеклоочистителя.