Знаки на стекле
Знаете, почему японское правительство перестало приглашать ниндзя для решения международных проблем? Дело в том, что 8 июля 1853 года американская эскадра под командованием Пэрри предложила сегуну начать переговоры об «открытии» Японских островов для проникновения туда иностранных держав. И предложение это было «поддержано» десятками пушек эскадры.
В этой ситуации японцы решили прибегнуть к помощи ниндзя, чтобы выяснить истинные планы «заморских дьяволов». Был вызван «невидимка» из семьи Савамура. По заданию японских властей он пробрался на флагманский корабль и обшарил его сверху донизу. Среди принесенных им предметов были: свечка, спички, кусок мыла, а также листок бумаги, исписанный непонятными хитроумному ниндзя знаками.
Все эти предметы в процессе разбирательства сегунской комиссии куда-то запропастились, но листок бумаги остался у семьи Савамура, которая на протяжении долгого времени считала его ценнейшим документом – каким-то приказом или секретной инструкцией. И только в 60‑х годах ХХ века специально, чтобы познакомиться с этим документом, семью Савамура посетил один из крупнейших специалистов по истории ниндзюцу Окусэ Хэйситиро. Когда же он увидел этот загадочный листок, то разразился смехом. Текст начинался словами: «Француженки – хороши в постели, немки – на кухне…» и т. д. Это были строки удалой матросской песни, в которой обсуждались достоинства женщин всего мира. Так что Савамура был первоклассным ниндзя, но абсолютно не знал европейских языков…
О чем это говорит? Всего лишь о том, что можно быть прекрасным специалистом, но если не можешь прочитать знаки – все мастерство оказывается бессмысленным.
Собственно, эта публикация – продолжение рассказа об автомобильных стеклах. И сегодня наша тема – маркировка автостекол: как правильно ее читать?
Стандарты
Производители автостекол пользуются обычно двумя типами маркировки – образно говоря, «американским» и «европейским». Почему – образно? Потому что точно разделить их невозможно: некоторые обозначения применяются в обоих типах маркировки.
Китайские производители добавляют к маркировке свой значок: буквы ССС в круге, что обозначает соответствие китайскому стандарту безопасности CCC E000199/E000039.
Стекла, произведенные в Российской Федерации, по ГОСТ (5727-88) обязаны иметь цифро-буквенный код, в котором «зашиты» данные о типе изделия, виде исходного стекла, толщине стекла и пленки, сорте изделия и технических условиях на конкретное изделие.
Однако – по порядку.
«Американский» тип маркировки, он же «жук»
По стандарту FMVSS 205, все автостекла, как OE (т.е. поставляемые на конвейеры автозаводов), так и запчасти, должны иметь маркировку, указывающую на соответствие изделия стандартам безопасности.
Маркировка представлена в виде монограммы (которую еще называют «жук»). У разных производителей монограммы могут отличаться друг от друга, но несут одну и ту же информацию.
Логотип (Торговая марка)
Логотип или торговая марка указывают на производителя стекла или производителя автомобиля. Причем не обязательно должен быть именно логотип изготовителя – достаточно указания на компанию, являющуюся стороной договора на изготовление стекол.
DOT
Код DOT (Department Of Transportation) представляет собой код производителя. Федеральный департамент транспорта США выдает пронумерованную лицензию изготовителям и производителям автомобильных стекол согласно FMVSS 205 и ANSI Z26.1.
Код (три буквы DOT и ряд цифр) является указателем на реального производителя автомобильных стекол. Код DOT производителя должен быть нанесен на все стекла.
M
Код M является идентификационным номером материала – т.е. говорит о свойствах стекла. Обычно он включает следующие данные: цвет, толщина стекла, покрытия, характеристики креплений и стеклоцемента.
Коды M не являются стандартизированными. Например, Ford Motor Company использует буквы FM.
AS
Буквы AS обозначают «Американский Национальный Стандарт безопасности материалов для остекления автомобилей и автомобильного оборудования, используемого на магистралях», сокращенно – «Американский стандарт».
Существуют три общих обозначения, применяемых для идентификации стекол, – AS-1, AS-2, AS-3.
Обозначение AS-1 применяется ко всем автомобильным стеклам, включая ветровое. Стекло класса AS-1 прошло испытания в соответствии с ANSI Z26.1 на пропускание света и на проникновение.
Исключение составляют солнцезащитные ветровые стекла. На них буквы наносятся в верхних углах ветрового стекла и обозначают, что ниже линии, проведенной под буквами, стекло имеет класс AS-1. А выше линии из-за более темного цвета или цвета стеклоцемента (третий визор) – этому классу не соответствует: т.е. стекло не обеспечивает 70% проникновения света.
Обозначение AS-2 применяется к автомобильным стеклам, за исключением ветрового. Эти стекла прошли испытания на пропускание света, но не на проникновение.
Обозначение AS-3 применяется к сильно затемненным стеклам. Затемненные стекла относятся к классу темных стекол и не проходят испытания на пропускание 70% света и на проникновение. Такие стекла не могут использоваться в качестве ветровых и боковых стекол водителя, так как не обеспечивают требуемого обзора.
Страна происхождения
Законодательство не предусматривает обязательного указания страны происхождения. Но в соответствии с законами «право знать» одни включают указание на страну происхождения в монограммы, а другие указывают ее на бирке.
Технологические коды
Монограмма может включать и иные маркировки, которые применяются некоторыми производителями или обработчиками. Эти данные могут обозначать завод-изготовитель, дату изготовления, код партии и даже данные отслеживания компонента. Нанесение дополнительной маркировки не регулируется никакими законами или стандартами.
«Европейский» тип маркировки
В Европе существуют стандарты безопасности, относящиеся к автомобильным стеклам, устанавливаемым на автомобилях, продаваемых на ее территории.
Так как на территории Европы применяются законодательства различных стран, был разработан единый стандарт, принятый всеми странами – членами ЕС.
Согласно стандарту отображенная внутри круга буква Е наносится внутри монограммы. Некоторые компоненты автомобильных стекол, проданных и установленных в США, также содержат обозначения AS и европейскую маркировку.
Понятно, что все эти обозначения на автомобильных стеклах сложны в понимании и требуют определенных знаний. Но без этих знаний сегодня невозможно правильно подобрать стекло: современные машины проектируются таким образом, что оно служит не просто «загородкой от ветра», а является частью конструкции корпуса, влияющей на его прочность и безопасность пассажиров. Так что остается только учиться.