«Альпийский тест»: на высоте Textar
Экологическое законодательство многих стран мира предъявляет все более жесткие требования к содержанию меди в тормозных накладках автомобильных колодок. И хотя именно этот металл является эффективным компонентом фрикционной смеси с точки зрения теплоотвода, тенденция такова, что меди все же придется исчезнуть из арсенала разработчиков фрикционных материалов.
Бренд Textar заранее готовится к надвигающемуся «безмедному» будущему, решая задачу надежного теплоотвода в колодках при интенсивной работе тормозов. Ведь именно из-за их перегрева эффективность торможения может резко упасть, спровоцировав аварийную ситуацию. Каждая новая фрикционная смесь из ассортимента Textar, перед тем как стать компонентом серийных колодок, в течение нескольких тысяч часов подвергается различным испытаниям на специальных стендах. Кроме того, каждый тип колодки, прежде чем попасть на сборочные конвейеры ведущих мировых автопроизводителей, а потом и на рынок вторичной комплектации, тестируется в реальных дорожных условиях. Такие испытания включают суммарные побеги протяженностью до 300 000 километров. Доскональная проверка рабочих характеристик фрикционной смеси подразумевает также экстремальную проверку колодок в режиме, когда водитель вынужден во время длительного спуска с горы практически не снимать ногу с педали тормоза. Такие испытания Textar проводит в ходе своего «альпийского теста».
Альпийский тест
В качестве естественного полигона Textar использует участок общедоступной, но по-своему уникальной дороги. Это горная трасса, соединяющая итальянскую Ломбардию с Австрией. Она проходит через перевал Стельвио в Альпах, лежащий на высоте 2757 метров над уровнем моря. При спуске с такой высоты автомобилю приходится преодолеть около 50 «шпилек» – резких поворотов на 180°. Об их сложности косвенно говорит тот факт, что на «Стельвио Пасс» запрещено движение машин длиннее 10,5 метров – они просто не вписываются в повороты этой старой дороги, проложенной через горы еще во времена Австро-Венгерской империи. Спуск по ней предъявляет особые требования к тормозам, ведь в случае их отказа расплатой может стать полет автомобиля с многометрового обрыва. Перевал Стельвио настолько известен своими жесткими условиями движения, что в 2007 году автомобильный журнал Top Gear назвал эту трассу «самой увлекательной дорогой в мире», сравнив ее конфигурацию со «спагетти, брошенной на горы».
Чтобы полностью выявить характеристики колодок, водители-испытатели Textar преодолевают восемнадцать километров крайне извилистой дороги с уклоном до 15 % на максимально возможной с точки зрения безопасности в таких условиях скорости. В ходе такого теста, при спуске в долину температура тормозных дисков повышается порой до экстремальных 700 °C. Из-за этого может критически упасть коэффициент трения колодок, повышается износ тормозных накладок и снижается отклик тормозов на нажатие педали. Другими словами, для поддержания неизменного замедления машины водителю приходится сильнее давить на тормоз.
Чтобы сделать «альпийский тест» более информативным, Textar помимо своих изделий одновременно проверил в альпийских условиях комплекты колодок от брендов-конкурентов премиального уровня.
Легкость давления на педаль
В ходе испытаний на предмет среднего давления на педаль в сравнении с аналогами от конкурирующих брендов было выявлено превосходство продукции Textar. При среднем для всей группы тестируемых комплектов давлении на педаль на уровне 45 Ньютонов, колодки Textar демонстрировали минимальный показатель – 40 Ньютонов. По этой причине водитель-испытатель затрачивал меньше усилий на нажатие тормоза при спуске. Это немаловажно при внезапном возникновении опасной ситуации на спуске, например, при заторе на склоне.
Коэффициент трения – на высоте
По окончании спуска с альпийского перевала у тормозных колодок определяли, как изменился их коэффициент трения после экстремальной длительной нагрузки на тормоза. Для этого тормозам давали полностью остыть, а затем машина разгонялась и выполняла контрольное торможение. По его результатам вычисляли эффективность работы тормозной накладки после спуска. Чем выше коэффициент ее трения, тем меньше усилие требуется применить к педали при торможении. Низкий коэффициент трения в паре колодка/диск может значительно удлинить тормозной путь при экстренном торможении.
В этой дисциплине продукция Textar также продемонстрировала преимущество над конкурентами, показав максимальный коэффициент трения: μ = 0,46. При этом средний коэффициент трения μ по группе параллельно тестируемых в Альпах колодок составил 0,39. Другими словами, машина, оснащенная тормозными накладками Textar, уже останавливалась тогда, когда авто, оснащенные изделиями конкурентов, все еще продолжали двигаться.
Подобный результат обусловлен тем, что часто в тормозные накладки Textar заложена способность наращивать свой коэффициент трения при нагреве, вызываемом торможением. В этом случае с ростом температуры торможение становится только более эффективным, что особенно полезно в условиях затяжного спуска или частых разгонов-торможений.
Минимальный износ
По итогам испытания колодок на износ в нагретом состоянии Textar также оказался на высоте. Причина – более эффективный теплоотвод из зоны контакта по сравнению с составами конкурентов. В ходе тестирования исследовалась величина износа фрикционного слоя после двух спусков с перевала Стельвио в долину. Экстремальные условия не помешали колодкам Textar продемонстрировать минимальную величину износа накладок: 0,74 мм при среднем для испытуемых колодок-конкурентов значении в 1,53 мм.
Итоги альпийского спуска с перевала Стельвио подтвердили лидерство продукции Textar. Существенную роль в этом успехе сыграли технологии, применяемые Textar для организации оптимального теплоотвода во фрикционной смеси. Достижение такого результата стало возможным благодаря самым передовым разработкам Textar в области фрикционных материалов, а также гигантскому опыту бренда, накопленному за его более чем 100-летнюю историю.
Фото: TMD Friction©