Автохимическая олимпиада. Часть 2. Номинация: Присадки для безразборной промывки инжекторов

В прошлом номере мы провели лабораторное тестирование присадок для топлива, которые добавляются в топливный бак, и определили наиболее качественные. В этот раз мы проведем аналогичное тестирование, но уже для профессиональных промывок, которые используются в условиях автотехцентра.
Разница в том, что эти жидкости не заливаются в бак владельцем автомобиля, а применяются для промывок всей топливной системы, и главным образом очистки инжекторов бензиновых двигателей, с помощью специальных установок или так называемых «колб».
Метод промывки инжекторов со снятием на специальных стендах и отмачивание в ультразвуковых ваннах, что предлагалось как панацея от всех бед на каждом ТО, почти всеми сервисами вплоть до гаражей еще 15 лет назад, неумолимо уходит в прошлое. Об этом свидетельствуют невеселые продажи импортеров и закрытие нескольких известных отечественных производителей. На смену приходят новые технологии с промывкой инжекторов без их снятия. Что большой плюс, поскольку не на всех типах двигателей это делается так же легко и просто, как на «Ладах».
Но новые технологии требуют инвестиций в специальное оборудование, для которого разрабатывается специальная химия. Сегодня станции для безразборной промывки инжекторов хорошо представлены на рынке от дорогих европейских и американских аппаратов за несколько десятков тысяч рублей до самых простых «колб» отечественного и китайского производства, которые доступны по цене даже самым мелким автотехцентрам.

Принцип применения такой оснастки довольно простой. К топливной магистрали, подающей топливо в двигатель от погружного насоса, подключается шланг, по которому под давлением вместо топлива подается промывочная жидкость. Ее задача – очистить внутренние поверхности трубок, инжекторов, камеры сгорания от грязи и нагара и безопасно вывести их через выхлопную систему автомобиля.
У кого еще не появилась полезная привычка ежемесячно читать наш журнал, напомню методику тестирования. В нашем распоряжении есть «Набор юного химика» американского производства, с помощью которого мы определяем степень концентрации моющих веществ полибутенаминов или полиэфираминов в составе наиболее популярных у нас в стране присадок. Для этого мы используем индикатор «В» из набора, который, в случае использования азота как чистящего вещества, окрасит контрольный объем присадки в синий цвет.
Далее мы будем по каплям капать в каждый из наших образцов раствор «А». Чем больше титрантового раствора потребуется для возврата присадки в обратное состояние, тем больше концентрация в нем чистящего вещества, тем более оно эффективно для удаления загрязнения и раскоксовки компонентов топливной системы. Подробную информацию о принципе тестирования, составе индикатора, методологии и теории промывки бензиновых топливных систем см. в № 3/2017.
Теперь несколько слов об участниках соревнований. В это раз у нас пять «спортсменов». Россию представляет «Лавр», показавший очень хорошие результаты в дисциплине для присадок в топливный бак. От Германии – LIQUI MOLY. От США делегированы два кандидата – BG, ставший чемпионом в предыдущей категории, и новичок – GUNK. От Бельгии – популярный Wynn’s. Перед началом соревнований давайте проанализируем потребительские качества каждой промывки. Начнем с отечественного «Лавра».

• Лавр ML101 (артикул Ln2001) «Промывка для бензиновых инжекторов, антикокс». Приобретен нами за 590 руб. Разлит в литровую бутыль из жесткого серого пластика с бумажной этикеткой, на которой написано, что это «профессиональный препарат с раскоксовывающим действием для безразборной промывки бензиновых систем впрыска. Гарантированно удаляет 100% загрязнений в форсунках. Восстанавливает факел распыла, облегчает холодный пуск, повышает компрессию». Далее стандартные меры предосторожности, а также состав: базовый альфатический сольвент, пакет моющих присадок LAVR ISP/DET, функциональные растворители, ингибитор коррозии, антидетонатор, присадка направленного действия, вода, краситель. Изготовлено в городе Челябинске. Горловина под крышкой закрыта мембраной из фольги, предохраняющей от протекания присадки через крышку.
• LIQUI MOLY (артикул 3941) «Очиститель бензиновых систем. Профессиональный препарат». Один литр присадки куплен в магазине за 596 руб. Разлит в традиционную железную банку с надписью «Made in Germany». На обратной стороне банки подробная информация на разных языках о том, что состав «удаляет быстро и эффективно нагар и прочие отложения в системе приготовления горючей смеси, на впускных клапанах и в камере сгорания. Устраняет перебои в работе двигателя. Снижает содержание СО и СН в выхлопе и значительно улучшает экологические показатели. Повышает компрессию, снижает расход топлива». Состав не указан. Только информация о новой формуле с еще более интенсивной очисткой. Далее адреса представителей в России и завода-изготовителя в Германии. Отметим, что банка имеет очень удобный мерный колпачок, интегрированный в пластиковую крышку.
• BG210 (325 мл) «Очиститель системы впрыска топлива» куплен нами за 430 руб. Разлит в жестяную банку, по форме напоминающую банку из-под колы. На этикетке указан адрес завода-производителя в США, и состав – ЕС 265–151–9 глубокоочищенные, легкие, лигроин, ЕС 215–535–7 ксилен, ЕС 200–661–7 пропан‑2-ол. Далее предупреждения об опасности химиката и действие: «Быстро и безопасно удаляет загрязнения из инжекторов, отверстий, впускных клапанов, камер коллектора и сгорания». Банка одноразовая и открывается так же, как банка с колой. При этом чека клапана не отрывается, а остается на банке, что наверняка защитит пользователя от порезов.
• Wynn’s (артикул 76695) «Промывка инжекторной системы бензинового двигателя» также разлит в жестяную банку, но объемом 1 л. Приобретена за 638 руб. На этикетке информация о заводе-изготовителе в Бельгии, состав, в который входят ксилол, н-пентан, углеводороды, С6, изо-алкан, < 5% н-гексан. Также присутствует обязательная информация об опасности состава, а этот участник соревнований обладает наиболее резким и токсичным запахом. Под пластиковой крышкой находится пластиковый клапан с чекой, как у пакета «тетра-пак» с соком, предохраняющий содержимое от утечки. Также нам сообщают, что присадка «очищает топливную систему и снижает уровень выброса вредных веществ. Очищает инжекторы, клапаны и другие жизненно важные части в бензиновых инжекторных системах без демонтажа. Улучшает соотношение баланса компрессии цилиндров. Снижает токсичность выхлопных газов СО и СН».
• GUNK (артикул M8032ER) «PURGE INJECTION SYSTEM» объемом 946 мл поставляется в привлекательной плоской жестяной канистре. Обошелся нам в 832 руб. Из описания на банке узнаем, что жидкость «предназначена для безразборной очистки системы впрыска топлива на работающем двигателе. Обеспечивает удаление загрязнений в топливной рампе, восстанавливает производительность и оптимальный факел распыла топлива форсунками. Обладает превосходным раскоксовывающим эффектом, удаляет отложения на впускных клапанах, днище поршня и в камере сгорания. Выравнивает компрессию в цилиндрах, снижает токсичность и содержание СО в выхлопных газах». Честно указан состав: базовый сольвент АИ‑94, бутоксенол, нафталин, N-метил 2-пуролидон, толуол, пакет моющих присадок. Далее – адрес завода-производителя в США. Крышка банки закрыта довольно толстой металлической мембраной. Чтобы пробить отверстие, нам понадобился твердый предмет типа отвертки.

Теперь, после представления участников, давайте проверим, кто из них реально поможет нам отмыть загрязненную систему. Во время процедуры промывочного сервиса двигатель работает только на промывке, подача бензина в двигатель не происходит. Концентрация чистящих веществ в моющей жидкости так высока, что у нас может уйти весь запас нашего ценного титрантового раствора. В целях его экономии мы разбавим промывку бензином. Разливаем в мензурки по 10 мл бензина и добавляем по 2 капли каждой жидкости в следующем порядке:
- мензурка 1 – «Лавр»;
- мензурка 2 – LIQUI MOLY;
- мензурка 3 – BG;
- мензурка 4 – WYNN’S;
- мензурка 5 – GUNK.
Теперь определим, есть ли в них вообще какие-то очищающие компоненты (амины) и добавляем в каждую мензурку по 5 капель нашего чудодейственного индикатора «В». Итак, результаты:
- «Лавр» – хороший насыщенный синий цвет.
- LM – насыщенный цвет, чуть светлее «Лавра».
- BG – идентичен «Лавру».
- Wynn’s – все аналогично.
- GUNK – цвет немного зеленоватый, значительно отличается от других участников.
Сделаем первые выводы – все участники теста включают чистящие вещества примерно одинакового уровня содержания. Вопросы имеются только к последнему «спортстмену», в котором, видимо, доля чистящих аминов значительно меньше, по сравнению с конкурентами на дистанции. Теперь наша задача – определить, какая жидкость будет наиболее эффективной. Для этого в каждую мензурку мы будем добавлять наш Титрант «А» и считать, через сколько капель цвет жидкости будет возвращен в первоначальное состояние.

После добавления первой капли в каждую мензурку цвет четырех участников теста остался без изменений. Только у участника 5, которым оказался GUNK, цвет жидкости сразу стал желтым. Это нас несколько удивило и расстроило. Вторая капля раствора полностью вернула его в первоначальное состояние. Начиная со второй капли, пожелтел и LIQUI MOLY.
Мы продолжили капать в оставшиеся три мензурки. Цвет Wynn’s стал меняться на шестой капле, став полностью прозрачным на седьмой. При этом мы обратили внимание на появление отложений в нижней части мензурки.
«Лавр» стойко отрабатывал свой хитрый состав до 15-й капли, полностью вернувшись в свой истинный цвет на 17-й! BG210 стал меняться раньше, на 12-й, но полностью перекрашивался долго. На него нам также потребовалось 17 капель.
Итак, подведем итоги нашего тестирования.
Участник 5 (GUNK) и участник 2 (LIQUI MOLY) – весьма низкий и неожиданный результат. Жидкости показали очень не высокие моющие свойства. Если после их применения и есть какие-то изменения, то, скорее всего, загрязнение было небольшим или сработал эффект плацебо. Участник 4 (Wynn’s) показал нормальный результат в 7 капель, но насторожило появление отложений. Вполне приемлемо для применения, поскольку эта химия реально работает. Участники 1 («Лавр») и 3 (BG) стали лучшими и показали одинаковый результат по 17 капель. Это означает, что концентрация чистящего вещества в составе наших финалистов наивысшая, соответственно, эта автохимия обладает гораздо более высокими моющими свойствами по сравнению с конкурентами, и ею можно смело работать даже с самыми серьезными видами загрязнения.

Но у нас может быть только один победитель, и мы стали думать, каким дополнительным испытаниям подвергнуть финалистов. И тут у нас возникла интересная идея. Можем ли мы симулировать отложения, которые появляются в процессе работы двигателя? А почему нет? Ведь обычный бензин насыщен серой. А в топливном баке всегда есть конденсат и пары воды. В процессе сгорания под воздействием высокой температуры такая смесь превращается в серную кислоту, отвердевшие отложения которой наслаиваются на внутренних поверхностях инжектора, затрудняя впрыск.
Попробуем симулировать такой эффект в условиях нашей «переговорки»! Наливаем обычный бензин по 10 мл в две мензурки и добавляем по две капли серной кислоты, которая также входит в набор химика. Теперь трясем смесь в течение нескольких минут. Тут возникла идея еще и подогреть раствор, чтобы максимально приблизиться к температурным условиям камеры сгорания, но строгий окрик генерального свел на нет наше начинание. Через несколько минут мы выливаем бензин и смотрим, что осталось на стенках. Действительно, на стеклянных стенках мензурки образовался светло-коричневый налет. Теперь мы зальем туда наши промывки по 15 мл и проверим результат.


Двадцать минут активного перемешивания мензурок симулируют работу на холостом ходу. Синхронно прекращаем и смотрим результат. «Лавр» и BG прекрасно отмыли стекло от налета, но в нижней части пробы с «Лавром» появился густой кристаллический осадок! BG показывает однородную массу темно-желтого цвета без видимых человеческим глазом взвешенных частиц. Промывка должна не только отделять налет от поверхностей, а еще и безопасно выводить его через распылитель форсунки в выхлопную систему. BG полностью растворил налет и справится с этой задачей наверняка. Справится ли с этим, не повредив форсунки, кристаллизировавшийся «Лавр»? Этот вопрос потребует дополнительного анализа.
Итак, окончательные итоги нашего соревнования: промывки Gunk и Liqui Moly имеют больше психологический эффект, чем химический, и их реально заявленные очищающие свойства остаются под вопросом. Wynn’s показал стабильный средний уровень. А российский «Лавр» и американский BG прошли все тесты на идеальном уровне, и их моющие свойства абсолютно достоверны. Однако однородность раствора BG после симуляции удаления отложений серной кислоты показывает, что он сможет мягче вывести остатки загрязнения из двигателя. Поэтому после сегодняшнего теста с небольшим отрывом мы отдаем пальму первенства BG, США. В следующем номере мы проведем новые тесты осушителей бензина, о который с удовольствием расскажем читателям журнала.
Станислав Светозаров, зам. директора ООО «Интерлакен-Рус»