Автохимическая олимпиада. Изучаем средства для удаления воды из топлива
Неожиданно выпавший в середине мая снег и заморозки по области до –6 °С преподнесли интересный сюрприз некоторым автомобилистам, чьи авто по неведомой причине не завелись утром. Как только снег начал таять, проблемы с запуском прекратились. В чем может быть проблема? Виной тому может быть аккумуляция воды в топливной системе и, как следствие – блокировка трубопроводом из-за образования льда при понижении температуры.
Появление воды в бензиновом топливе – это проблема, которая знакома многим автолюбителям. Вода постепенно накапливается в топливной системе естественным путем из воздуха и предательски замерзает в топливной магистрали, как только градусник за окном показывает температуру ниже нуля. При этом машина перестает заводиться до тех пор, пока не «отстоится» в сервисе, многоярусной подземной стоянке гипермаркета или в теплом боксе.
Кроме того, вода нарушает процесс горения и двигатель может показывать симптомы нестабильной работы на холостом ходу. Наличие воды в дизельном двигателе в любое время производит еще более губительное воздействие на современную топливную аппаратуру и может привести не просто к проблемам с запуском, а к полному выходу из строя ТНВД и разрушению форсунок.
Мы не раз наблюдали управляющие клапаны с налетом ржавчины на конусе, частички ржавчины блокировали сетку фильтра на клапане, мешая блоку управлению проводить правильное управление дизельной системой. А о последствиях нарушения смазки плунжеров по причине попадания воды говорить вообще не стоит. Именно поэтому топливные системы дизелей оборудованы системами обнаружения, отделения и слива воды. Об этом уже написано немало статей.
Известно, что в любом топливе есть некоторое некритичное количество воды. Она попадает в него во время производства в связи с гигроскопичностью топлива, при нарушения процесса производства, или же во время отгрузки топлива на нефтеперерабатывающем заводе, или в процессе доставки. Еще больше влаги проникает в бензобак во время заправок ТС вместе с воздухом, где постепенно аккумулируется. Зимой машина приходит на мойку, согревается или стоит в теплом гараже, а потом выезжает на мороз.
Происходит естественный процесс конденсации паров, или переход воды из парообразного состояния в жидкое внутри топливного бака и концентрация в виде капель на его внутренних поверхностях – примерно так же, как запотевает стекло в душе. Капли затем либо скатываются в топливо, либо при очень низкой температуре сразу переходят в следующее состояние – лед.
Поскольку такое может случиться абсолютно с любым автомобилем, вне зависимости от его марки или модели, продвинутые автолюбители используют специальные присадки, которые помогают удалять воду из топлива, диспергируя ее до мельчайших капель, чтобы она смешалась с топливом и безопасно сгорала в камере сгорания. Магазины и сервисы, предлагающие такую автохимию, знают о повышенном спросе на нее в зимний период и заранее ею запасаются. Поскольку на нашем рынке представлено несколько популярных марок таких продуктов, мы решили протестировать наиболее популярные из них.
1. Liqui Moly «Fuel Protec» – присадка в бензиновое топливо «антилед» в эффектном металлическом баллоне объемом 300 г с удобным пластиковым носиком-воронкой. Приобретен за 500 руб. На корпусе подробная инструкция с описанием действия присадки: «Спирты в составе присадки связывают воду в топливе, позволяя ей смешаться с топливом в азеотропную смесь. Растворяют лед. Нейтрализуют коррозионную активность спиртов. Абсорбирует и удаляет воду из бензобака и топливной системы. Защищает систему смесеобразования от обледенения. Совместим с турбо и с катализаторами». Далее указана информация о производителе в Германии.
2. BG «Осушитель топливной системы» с артикулом 280E. Разлит в необычную для этого производителя пластиковую бутылочку с тонким горлом, и объемом 354 мл. На многослойной этикетке есть информация на русском языке. Говорится, что присадка помогает предотвратить обледенение и промерзание топлива в топливных системах. При этом одна и та же присадка подходит для использования как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Указан завод-производитель присадки в США. Стоимость продукта 470 руб.
3. Hi-Gear «Gas dryer winter cleaner» – зимний осушитель топлива. Поставляется в черной пластиковой бутылочке с красно-черной этикеткой, на которой имеется информация о том, что присадка «нейтрализует влагу и предотвращает образование ледяных пробок. Облегчает пуск двигателя при низких температурах, предотвращает коррозию деталей топливной системы, способствует поддержанию системы питания в чистоте». Носик бутылочки имеет ступенчатую структуру для удобного заливания присадки в бак. Производится присадка в США и обошлась нам в 330 руб.
4. Хado «Very Lube» – «Суперкомплекс топливных присадок». Был рекомендован нам как лидер продаж и одно из самых эффективных средств для устранения воды из топлива. Поставляется в жестяном баллоне с удобным пластиковым носиком для заливки присадки в бак. Может использоваться для бензиновых и для дизельных двигателей. Мы приобрели присадку с артикулом ХВ 30030, объемом 250 мл, за 410 руб. для бензина, поскольку два наших других участника, за исключением BG, рекомендованы только для бензиновых двигателей. На этикетке нанесена информация по действию присадки: «Поглощение водного конденсата из бензина, связывание жидкости и ее выведение вместе с отработавшими газами. Повышение эффективности функционирования топливной системы. Защита деталей от коррозионных процессов. Удаление кристаллов льда из горючего. Препятствование обледенению топливной системы». На этикетке написано, что средство сделано в Голландии.
Для проведения тестирования мы решили использовать довольно простую методику: разливаем одинаковое количество топлива в четыре пробирки по 20 мл, потом добавляем еще по 10 мл. Итого у нас 30 мл бензина. Каждая пробирка имеет свой номер: 1 – для Liqui Moly; 2 – для BG; 3 – для Hi Gear; 4 – для XADO.
Далее добавляем туда с помощью пипетки 1 мл воды и имитируем 3-процентный раствор воды и топлива. Надо отметить, что для реального двигателя это слишком высокая концентрация воды, которая вряд ли случится в естественных условиях. Однако нам это необходимо для того, чтобы, с одной стороны, проверить эффективность присадок в сравнении, а с другой – увидеть эффект попадания воды в бензин. Ведь они не смешиваются сами по себе даже после взбалтывания. Если, например, создать 1-процентный раствор, то мелкие шарики воды или тонкая пленка на дне пробирки будут невидимы человеческому глазу. В нашем случае после взбалтывания в бензине появляются круглые капли воды, которые распределяются по всему объему топлива.
Теперь в каждую пробирку мы добавляем одинаковое количество присадки, причем максимальную дозу, чтобы как можно лучше и быстрее оценить эффективность действия. В нашем случае по 10 мл. Если учесть, что средний объем бака 60 л, то это как будто четверть бака. То есть в реальных условиях действие присадок будет не таким быстрым. Начинаем интенсивно взбалтывать каждую пробирку, имитируя болтанку топлива в баке во время движения автомобиля. Смотрим результаты.
Химия от Liqui Moly и BG показала абсолютно одинаковые результаты. После добавления присадки и встряхивания вода полностью растворилась в топливе, превратив бензин с шариками воды в однородную, чистую и прозрачную жидкость. При этом американец (BG) начал растворять воду сразу после его введения, еще до того, как мы начали взбалтывать пробирку. В случае с Hi Gear в начале встряхивания почти сразу появился странный осадок, который, впрочем, быстро растворился, и содержимое пробирки также стало однородным и прозрачным. Добавление в смесь бензина с водой присадки XADO дало весьма странные и отличные от остальных продуктов результаты.
Выглядело это так. Через некоторое время после начала встряхивания появилась красноватая порошковая взвесь непонятного происхождения, которая в состоянии покоя через пару минут переместилась в верхнюю часть пробирки. Ее полная прозрачность говорит о том, что при попадании в двигатель она наверняка безопасно сгорит и далее будет удалена из двигателя.
К сожалению, мы не смогли смоделировать процесс горения полученных смесей, поэтому не сможем получить достоверную информацию – насколько хорошо последний участник выводит воду, потому что полученный с ним результат не выглядит оптимистично. Итого: по крайней мере первые три участника успешно и быстро «связали» воду и таким образом вполне справились с заданием. А XADO, по сравнению с конкурентами, показал не совсем удовлетворительные результаты. Механикам желаем успехов в ремонте, а автовладельцам – спокойных дорог!
Станислав Светозаров, зам. директора ООО «Интерлакен-Рус»