Автомобильная экспертиза. LEXUS RX270 Часть 2
Дело о котором идет речь, вероятно, уникально – по крайней мере так думает наша редакция, у которой нет фактов, доказывающих, что это не соответствует истине. А прочтя исковое заявление, где перечислены все претензии истца к качеству автомобиля, читатель сможет легко с нами согласиться. Поэтому продолжим нашу работу. Кратко напомним, о чем говорили в первой части статьи.
В суд обратился автовладелец. По его мнению, приобретенный автомобиль имеет ненадлежащее качество, и на основании этого им заявлено требование взыскать с ответчика стоимость автомобиля, штраф, неустойку, компенсацию морального вреда, расходы по оплате услуг представителя, расходы по оплате госпошлины. Затем исковые требования уточнялись. Ответчик исковые требования не признал, мотивируя это тем, что автомобиль истца не имеет производственных дефектов.
Данный судебный спор рассматривался районным судом города Н. Суд своим решением частично удовлетворил требования истца. Ответчик не согласился с данным решением, подал апелляционную жалобу и заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы для установления наличия или отсутствия у автомобиля истца недостатков. Данное ходатайство Судебной коллегией по гражданским делам было удовлетворено.
А вот и тот самый список претензий, который может претендовать на рекорд Гиннеса.
В исковом заявлении указаны следующие претензии к качеству автомобиля lexus RX270 (приводится дословно, как написано в исковом заявлении).
1. «Топливная станция, расположенная в топливном баке, – топливный насос, разъем топливного насоса, датчик уровня топлива, обратный клапан – подверглись коррозии».
2. «Машина глохнет».
3. «Загорается индикатор ТРС ОФ (“TRS off”)».
4. «Загорается значок “аккумулятор”».
5. «Отстреливает передний правый стеклоподъемник», «не закрывается (отстреливает) стекло переднего пассажира», «отбивает при закрывании переднее правое стекло», «окно пассажирское переднее само опускается-открывается».
6. «Водительское стекло не закрывается в одно нажатие».
7. «Окна передние сами открываются».
8. «Имеются сбои в навигационной системе», «навигационная система показывает неправильное положение автомобиля».
9. «Рябит (дрожит) изображение пер. монитора».
10. «Периодически отключается Bluetooth (блютуз)».
11. «Шум при движении».
12. «Посторонний шум в задней части автомобиля».
13. «Проверить работу системы кондиционирования».
14. «Прикрепить брызговик».
15. «Горение значка красного цвета на приборной панели».
16. «Течет блок Great Guard».
17. «Треск при запуске на холодную».
18. «Закрепить крепление дефлектора капота».
19. «При движении с постоянной скоростью авто начинает дергаться».
20. «Провалы при работе ДВС при движении».
21. «Автомобиль дергается при переключении скоростей».
22. «Автомобиль трясется при стоянке».
23. «Тормозит резко и т. д.».
24. «Автомобиль при движении дергается».
25. «Сенсорный датчик закрытия передней пассажирской двери не всегда срабатывает».
26. «Справа сзади имеется шум в двери».
27. «При движении транспортного средства имеются посторонние звуки в районе двери».
28. «Имеется грохот в салоне автомобиля».
29. «Тарахтит как старая модель “Жигули”».
30. «Нехарактерные шумы с правой стороны в передней или задней дверях».
31. «Скрип сзади в багажнике».
Предыдущая статья цикла заканчивалась словами: «Истцом была неоднократно осуществлена специальная процедура для заводки двигателя – вводился специальный код, и после этого пуск двигателя проходил в штатном режиме без сбоев». Теперь пойдем дальше по порядку исковых претензий.
Исследование топливного насоса («топливной станции») (фото 1)
На автомобиле Lexus RX270 установлен бензиновый двигатель мод. 1АR. Топливо из бака подается в двигатель насосом, расположенным в топливном баке. В одном блоке с насосом смонтированы: электрический датчик указателя уровня топлива, топливный фильтр, топливные магистрали, электропроводка насоса и датчика, обратный клапан.
Основной функцией топливного насоса является подача топлива в топливную магистраль и создание необходимого давления в ней. Для проверки выполнения насосом этой функции было использовано специальное технологическое приспособление с манометром. Оно было подключено к топливной магистрали исследуемого автомобиля, и был осуществлен контроль давления топлива, создаваемого работающим насосом в системе автомобиля.
При работе двигателя на режиме холостого хода при минимальной частоте вращения коленчатого вала в топливной магистрали создавалось давление 340 кПа, и после выключения двигателя через 5 мин давление было равно 320 кПа (фото 2) а через 10 мин оно составляло 310 кПа (фото 3). По нормам производителя, содержащимся в информационной системе «TechDoc», давление в топливной системе при работающем двигателе должно быть в пределах 304…343 кПа, а после выключения двигателя через 5 мин давление должно быть не менее 147 кПа. Результаты исследования показывают, что нормы производителя выполняются, топливный насос обеспечивает необходимое давление топлива в системе, и также обеспечивается надлежащая герметичность системы.
Насос установлен в топливном баке автомобиля. В панели пола кузова под подушкой заднего сиденья имеется люк для доступа к топливному насосу. Герметизация поверхности соединения крышки люка в панели пола кузова обеспечивается специальной мастикой черного цвета. После демонтажа крышки был произведен осмотр верхней поверхности топливного бака. Осмотр показал, что топливный насос установлен на своем штатном месте, и к нему подключены топливные магистрали и электропроводка. Признаки утечки топлива на наружной поверхности топливного бака и на топливных магистралях отсутствуют.
После отсоединения контактной колодки было проверено состояние электрических контактов. Контактные штыри чистые, без признаков наличия продуктов окисления.
Для дальнейшего исследования топливный насос в сборе был демонтирован (фото 4). Прокладка топливного насоса, уплотняющая поверхность соединения его корпуса с топливным баком, не имеет повреждений и признаков нарушения герметичности соединения. При осмотре внутренней полости топливного бака через отверстие для установки топливного насоса установлено, что в баке находится большой объем топлива, соответствующий примерно ¾ объема бака, что соответствует показанию указателя уровня топлива на комбинации приборов.
На дне бака отсутствуют объемные скопления механических загрязнений и воды. При осмотре топливного насоса установлено, что он собран надлежащим образом. В полости его корпуса имеется небольшое скопление мелких механических частиц. Ячейки сетки фильтра чистые, на них отсутствуют наслоения загрязнений, препятствующие проходу топлива (фото 5). Волокна фильтрующего элемента также не имеют видимых загрязнений, препятствующих проходу топлива. Нормальное техническое состояние фильтрующего элемента соответствует результатам контроля давления в системе при работающем насосе.
На металлических частях топливного насоса отсутствуют признаки окисления.
Датчик указателя уровня топлива имеет поплавок прямоугольной формы (фото 1), установленный на качающемся рычаге, и реостат с подвижным контактом (фото 4). Подвижный контакт реостата изменяет свое положение в зависимости от положения рычага и закрепленного на нем поплавка. Рычаг поплавка штатным образом соединен с пластиковым корпусом подвижного контакта реостата и поплавком. Контактные выводы и клеммы реостата не имеют признаков окисления.
В процессе исследования поплавок от нижнего своего положения перемещался в верхнее положение и обратно. Перемещение поплавка от одного крайнего положения до другого производилось за 5,5…7,0 с. При этом мультитестером контролировалось сопротивление на клеммах реостата датчика. При подъеме поплавка сопротивление датчика уменьшается, а при опускании поплавка сопротивление датчика увеличивается. Результаты контроля сопротивления реостата датчика приведены в табл. 1. Изменение сопротивления реостата датчика уровня топлива показано на графике рис. 1.
При крайнем нижнем положении поплавка сопротивление реостата равно бесконечности. При небольшом подъеме поплавка сопротивление реостата датчика уровня составляет 199,9…199,1 Ом. При верхнем положении поплавка сопротивление реостата снижается до 16,8 Ом. Результаты исследования свидетельствуют о том, что датчик уровня топлива изменяет сопротивление реостата и выполняет свою рабочую функцию.Результаты исследования топливного насоса свидетельствуют о том, что насос установлен и подключен к системе электрооборудования и топливным магистралям штатным образом. Герметичность деталей топливной системы и их соединений обеспечивается, что соответствует требованию п. 9.6 Приложения 8 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011, п. 4.6.4 ГОСТ Р 51709–2001, п. 6.2 Приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Топливный насос, датчик уровня топлива, топливный фильтр находятся в исправном, работоспособном состоянии. Признаки коррозионных повреждений на деталях насоса отсутствуют.
Исследование пуска и работы двигателя, проверка претензии «машина глохнет»
Выше было указано, что на автомобиле Lexus RX270 установлена нештатная противоугонная система, препятствующая пуску двигателя при нарушении специальной процедуры, заложенной в алгоритме этой системы. Процедура пуска двигателя автомобиля с такой противоугонной системой отличается от аналогичной процедуры, предписанной производителем. Таким образом, установка дополнительного оборудования в виде нештатной противоугонной системы в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 классифицируется как «внесение изменения в конструкцию транспортного средства».
При выполнении истцом пуска двигателя, предписанного алгоритмом работы нештатной противоугонной системы, пуск двигатель проходил в штатном режиме. При нарушении этой процедуры двигатель не запускался. Для дальнейших исследований противоугонная система была переведена в сервисный режим и запуск двигателя осуществлялся штатным образом по процедуре, предписанной производителем автомобиля.
При включении зажигания на комбинации приборов включаются световые индикаторы, в том числе и индикатор неисправности системы управления двигателем в виде условного контурного изображения двигателя (фото 6). Это означает, что встроенная система диагностирования автомобиля осуществляет проверку технического состояния системы управления двигателем.
После включения стартерного режима пуск и самостоятельная работа двигателя начинается через 1,0…1,5 с. Частота вращения коленчатого вала прогретого двигателя по показаниям штатного тахометра составляет 700…750 об/мин. При пуске двигателя световой индикатор неисправности двигателя выключается и при работе двигателя не включается (фото 7). Это означает, что встроенная система диагностирования автомобиля фиксирует исправное техническое состояние системы управления двигателем. Двигатель работает ровно, без самопроизвольного изменения скоростного режима и остановок.
При нажатии педали акселератора частота вращения коленчатого вала двигателя адекватно повышается, при отпускании педали акселератора частота вращения уменьшается и устанавливается на минимальном уровне.
При резком нажатии и быстром отпускании педали акселератора происходит быстрое увеличение, а затем уменьшение частоты вращения коленчатого вала. Самопроизвольные остановки двигателя не происходят. Работа двигателя при минимальной и повышенной частоте вращения коленчатого вала, а также на переходных режимах проходила в штатном режиме.
Помимо встроенной диагностической системы для диагностирования автомобиля было использовано специальное диагностическое оборудование INTELLIGENT TESTER II. Диагностика двигателя с помощью специального диагностического оборудования показала отсутствие диагностических ошибок, как текущих (Current), так и в памяти системы (History) (фото 8), что свидетельствует об исправном техническом состоянии системы управления двигателем. Результат диагностирования с помощью специального оборудования соответствует результату диагностирования с помощью встроенной диагностической системы автомобиля.
При проведении испытаний автомобиля в дорожных условиях в нагрузочных стационарных и переходных режимах работа двигателя проходила в штатных условиях. Световой индикатор на комбинации приборов не включался. Самопроизвольные остановки двигателя, самопроизвольные изменения частоты вращения коленчатого вала не происходили.
Результаты исследования показывают, что пуск и работа двигателя автомобиля Lexus RX270 проходили в штатном режиме. Отказы и сбои в работе двигателя не возникали. Встроенная система диагностирования и специальное диагностическое оборудование фиксируют исправное техническое состояние двигателя и системы управления двигателем.
Исследование световых индикаторов комбинации приборов
Световые индикаторы комбинации приборов включаются при включении зажигания (фото 6) и выключаются через несколько секунд или выключаются при пуске двигателя (фото 7). Включение световых индикаторов при включении зажигания свидетельствует о том, что встроенная система диагностирования автомобиля проверяет контролируемые системы. Выключение индикаторов свидетельствует о том, что системы автомобиля находятся в исправном состоянии.
Каждый световой индикатор имеет свое графическое изображение и (или) буквенное обозначение. В исковом заявлении указано, что «Загорается индикатор ТРС ОФ (“TRS off”)». Световой индикатор и система автомобиля с буквенным обозначением «ТРС» или «TRS» у автомобиля Lexus RX270 отсутствует. Поэтому индикатор с буквенным обозначением «ТРС» или «TRS» не включается и включаться не может.
В исковом заявлении указано, что «загорается значок “аккумулятор”». Световой индикатор с условным графическим изображением аккумуляторной батареи включается на комбинации приборов при включении потребителей электроэнергии при неработающем двигателе (фото 6). В этих условиях происходит потребление электроэнергии от аккумуляторной батареи, которая постепенно разряжается. При пуске и работе двигателя световой индикатор с изображением аккумуляторной батареи выключался и при дальнейшей работе двигателя не включался (фото 7).
Это свидетельствует о том, что генератор при работе двигателя осуществлял зарядку аккумуляторной батареи. Такой режим включения и выключения светового индикатора свидетельствует о том, что генератор обеспечивает зарядку аккумуляторной батареи. Система зарядки аккумуляторной батареи автомобиля Lexus RX270 исправна и работает в штатном режиме.
Исследование работы стеклоподъемников передних дверей
В исковом заявлении (л. д. 6) говорится о том, что «отстреливает передний правый стеклоподъемник», «не закрывается (отстреливает) стекло переднего пассажира» и далее «отбивает при закрывании переднее правое стекло». Применение терминов «отстреливает», «отбивает» не дает однозначного понимания вида заявленной неисправности, так как в механизме стеклоподъемника отсутствует пиротехническое или какое-либо иное устройство, способное производить «отстреливание» или «отбивание» стекла.
Стеклоподъемники боковых дверей автомобиля Lexus RX270 имеют электропривод и управляются кнопками центральной панели управления, расположенной на подлокотнике передней левой двери кузова, а также кнопками на панелях управления, расположенными на подлокотниках трех других боковых дверей кузова. С центральной панели управление может осуществляться стеклоподъемниками всех четырех боковых дверей автомобиля. Панели управления передней правой, задней левой и задней правой дверей позволяют управлять только стеклоподъемником соответствующей двери.
Стеклоподъемники передних дверей могут с помощью электропривода поднимать или опускать стекло двери и останавливать подъем или опускание стекла в требуемом его положении. Кроме того, стеклоподъемники имеют функцию автоматического подъема или опускания стекла коротким нажатием на кнопку панели управления. В этом режиме стекло должно автоматически подниматься до своего крайнего верхнего положения или опускаться до крайнего нижнего положения.
Для обеспечения безопасности при подъеме стекла в автоматическом режиме, для предотвращения защемления какого-либо объекта между верхней кромкой поднимающегося стекла и рамой окна двери предусмотрена функция автоматической остановки движения стекла вверх при возникновении препятствия (функция антизащемления). При контакте стекла с препятствием его подъем автоматически прекращается, и стекло опускается.
Исследование стеклоподъемников передних дверей автомобиля проводилось при работе двигателя на режиме холостого хода с минимальной частотой вращения коленчатого вала. Это объясняется тем обстоятельством, что при неработающем двигателе неоднократное включение стеклоподъемника приведет к разрядке аккумуляторной батареи.
При осмотре направляющих стекол передней левой и передней правой дверей было установлено, что направляющие не имеют разрывов и иных повреждений, способных препятствовать движению стекла, их поверхности чистые, и в них отсутствуют загрязнения или иные посторонние объекты, способные препятствовать движению стекол. Стекла не имеют перекоса в направляющих и занимают штатное положение в проемах окон дверей.
При включении стеклоподъемника на подъем стекла включается электропривод стеклоподъемника, и стекло поднимается до крайнего верхнего положения или любого заданного оператором промежуточного положения и фиксируется в этом положении. При коротком однократном нажатии на кнопку включателя стекло автоматически поднимается до крайнего верхнего положения, заданного конструкцией стеклоподъемника.
При включении стеклоподъемника на опускание стекла включается электропривод, и стекло опускается до крайнего нижнего положения или любого заданного оператором промежуточного положения и фиксируется в этом положении. При коротком однократном нажатии на кнопку включателя стекло автоматически опускается до крайнего нижнего положения, заданного конструкцией стеклоподъемника.
Подъем и опускание стекол передних дверей проводилось по 10 раз.
Подъем стекла в автоматическом режиме от нижнего крайнего положения до верхнего крайнего положения происходит за время:
стекло передней левой двери – 3,7 с;
стекло передней правой двери – 3,6 с.
Опускание стекла в автоматическом режиме от верхнего крайнего положения до нижнего крайнего положения происходит за время:
стекло передней левой двери – 2,9 с;
стекло передней правой двери – 2,8 с.
Скорость подъема стекла в автоматическом режиме равна 0,11 м/с, скорость опускания стекла составляет 0,15 м/с.
Для проверки работы функции антизащемления при движении стекла в режиме автоматического подъема на пути движения стекла создавалось препятствие в виде кисти руки эксперта. При контакте с препятствием подъем стекла прекращался, и стекло автоматически опускалось на 130…140 мм. Функция антизащемления выполняется у стеклоподъемников передних дверей исследуемого автомобиля. При отсутствии какого-либо препятствия на пути движения стекла оно поднимается в автоматическом режиме до своего крайнего верхнего положения, заданного конструкцией, и самопроизвольная остановка в промежуточном положении и опускание стекла не происходят.
Продолжение следует