Экспертиза АКП. Сапун вывели на нечистую воду. Часть 2
Совсем вкратце напомним читателю фабулу истории, которая привела участников конфликта в зал суда.
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы.
1. Имеет ли автомобиль Toyota Hilux, 2015 года выпуска, недостатки редуктора заднего моста?
2. Если указанный автомобиль имеет недостатки редуктора заднего моста, то каковы причины их возникновения – производственные или эксплуатационные?
Объекты, представленные к осмотру.
1. АвтомобильToyota Hilux, гос. № Y.
2. Копия «Руководства по гарантийному обслуживанию автомобиля Toyota», подписано в печать в июле 2015 года – на 16 листах.
3. Копия Hilux: Руководство для владельца, издание 2011 года – на 147 листах.
Прошлую статью (часть 1, журнал № 10/ 2018) заканчивали такими словами:
«При осмотре заднего редуктора на регулировочных гайках были обнаружены следы разборки. Это позволило эксперту усомниться в качестве произведенных ранее разборо-сборочных работ, главным образом в том, насколько квалифицированно был отрегулирован зазор в паре главной передачи (ведущей и ведомой шестерен). Поэтому решение не проверять работу редуктора в движении ТС было вполне обоснованно».
Продолжим.
Далее редуктор заднего моста был полностью разобран и осмотрен (фото 14–23). Никаких износов и иных дефектов на деталях редуктора отмечено не было. Все детали имели состояние практически новых элементов. На деталях, имеющих взаимное вращение и перемещение, были отмечены следы их начальной приработки. Дело в том, что в процессе производства обрабатываемые поверхности приобретают исходную шероховатость (результат производственной абразивной обработки).
В процессе эксплуатации происходит приработка поверхностей до стадии стационарной шероховатости, которая практически не изменяется на протяжении всего периода работы. Оценка завершения процесса приработки производится оптическим методом с применением микроскопа.
Учитывая то, что в редукторе заднего моста исследуемого автомобиля конструкторами применен дифференциал повышенного трения, было произведено измерение толщины фрикционных дисков и свободной длины пружины предварительного сжатия этих дисков. Толщины дисков с фрикционной накладкой лежали в диапазоне 1,77–1,78 мм, дисков без накладок – 1,60–1,62 мм, а свободная длина пружины составила 30 мм.
На некоторых поверхностях деталей дифференциала и редуктора были отчетливо заметны следы, похожие на ржавчину (фото 24–26). Учитывая, что редуктор какое-то время находился без масла, а конденсация влаги из воздуха – это обычное явление, эксперт исследования этих следов не производил, тем более их наличие никаким образом не могло сказаться на работе редуктора и дифференциала. Однако нехарактерные следы на наружных обоймах конических подшипников корпуса дифференциала исследованы были (фото 27).
Особенность этих следов заключалась в том, что они присутствовали как на внутренней дорожке обоймы подшипников (фото 28), так и на наружной (фото 29), и имели неравномерный характер (фото 30). Эти следы были полностью удалены абразивной губкой 3M SUPERFINE с зерном Р400, применяемой для шлифовки грунтов и других покрытий (фото 31). Такие следы на чистом металле, удаляемые с помощью абразивной губки, могут возникнуть только в результате окисления металлических поверхностей редуктора при воздействии на них инородной жидкости.
В показанном случае инородная жидкость, вызвавшая окисление, могла попасть во внутренний объем заднего моста только через сапун – элемент, обеспечивающий равновесие давлений между рабочей полостью дифференциала и атмосферным давлением. Он расположен на балке заднего моста (фото 32) и находится на одном уровне (по отношению к дороге) с пластиковой защитой бензобака, которая была демонтирована и внимательно осмотрена (фото 33–34). На внутренней стороне защиты были обнаружены характерные следы погружения детали в грязную воду. Такое могло происходить, если бы автомобиль стоял так, чтобы вода затекала в пространство между топливным баком и его пластиковой защитой. Никаких других следов на деталях редуктора и дифференциала обнаружено не было.
Таким образом, никаких неисправностей, дефектов и износов в деталях редуктора заднего моста и его дифференциала обнаружено не было.
Анализ
На автомобиле Toyota Hilux задний мост обеспечивает постоянную жесткую механическую связь карданной передачи автомобиля с задними колесами. Для этого применяется конический редуктор с дифференциалом повышенного трения и полуосями привода колес. Редуктор от карданной передачи понижает частоту вращения и передает ее на корпус дифференциала. Далее, без изменений, вращение передается через шестерни дифференциала на полуоси, которые жестко связаны с колесами автомобиля, т. е. все детали дифференциала вращаются как одно целое, без автономного вращения. Но это происходит только при прямолинейном движении автомобиля.
При обычной эксплуатации автомобиль практически никогда не движется по идеальной прямой и скорости вращения колес, хотя и незначительно, но все же отличаются (в пределах 10–20%). Это приводит к незначительному проворачиванию (качанию) сателлитов и приводных шестерен относительно корпуса дифференциала. А так как оси дифференциала (выполненные в виде креста) жестко зафиксированы в его корпусе, сателлиты также незначительно проворачиваются (качаются) вокруг своих осей.
Однако на исследуемом автомобиле конструктивно был применен дифференциал повышенного трения, в конструкцию которого входят два фрикционных сцепления. Они обеспечивают фрикционное соединение (силой трения) приводных шестерен (полуосей) с корпусом дифференциала.
При обычной эксплуатации, когда происходит незначительное проворачивание приводных шестерен, фрикционные диски также медленно и незначительно проворачиваются и тем самым не мешают работе дифференциала. Но при существенном увеличении разницы скоростей вращения колес увеличивается и эффект проскальзывания в дисках фрикциона, что вызывает увеличение трения между дисками и приводит к частичной блокировке элементов дифференциала (все элементы агрегата начинают вращаться как одно целое).
Для минимизации этого эффекта в работе фрикционов применяется специальное масло, имеющее специфические свойства. В технической документации оно называется LSDAPIGL‑5, о чем и предупреждает специальная наклейка на балке заднего моста (фото 35).
Показанная конструкция трансмиссии позволяет значительно повысить проходимость автомобиля без вмешательства водителя, т. е. автоматически. Как только одно из ведущих колес автомобиля начинает пробуксовывать, дифференциал сам начинает блокироваться и обеспечивает передачу момента на отстающее колесо. Таким образом, правильность работы такого дифференциала сильно зависит от состояния фрикционных дисков, пружины предварительного их сжатия (происходит при сборке дифференциала) и характеристик масла.
В технической документации производителя указаны номинальные толщины фрикционных дисков с накладками (1,77–1,86 мм) и без накладок (1,57–1,63 мм), а также минимально допустимая свободная длина пружины предварительного сжатия (27,02 мм). Проверка этих деталей дифференциала показала полное соответствие их нормам технической документации. Таким образом, в процессе проведения исследования было установлено, что никаких неисправностей, дефектов, отклонений параметров и износов в деталях редуктора заднего моста и его дифференциала обнаружено не было.
Исходя из того, что владельца ТС не устраивала работа редуктора заднего моста настолько, что агрегат подвергался разборке, а также в силу того, что эксперту было отказано в ознакомлении с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, проанализируем два признака неисправности, которые могут возникнуть в редукторе заднего моста и на которые указано в технической документации производителя.
1. Утечка масла по сальникам и прокладки заднего моста. Это приводит к износу и повреждению деталей заднего редуктора и дифференциала. При исследовании автомобиля не было обнаружено следов подтеков масла из заднего моста автомобиля. Кроме того, ни одна деталь моста не имела износов и повреждений, а при обслуживании «1 месяц» никаких замечаний к уровню масла или его течи из заднего моста обнаружено не было. Таким образом, неисправность, связанная с утечкой и недостаточным уровнем масла, не подтвердилась.
2. Высокий уровень масла в агрегате, либо ненадлежащий его сорт. При обслуживании «1 месяц» никаких замечаний к уровню масла заднего моста обнаружено не было, в том числе и высокого его уровня. Значит, изменение уровня масла либо его качества могло произойти только в период эксплуатации автомобиля от 540 км пробега до 5189 км.
3. Кроме того, при исследовании автомобиля были отмечены следующие признаки.
a. Наличие инородной жидкости в балке заднего моста, не смешиваемой с маслом и обладающей большей плотностью, чем масло. Вода также не смешивается с маслом и имеет большую плотность.
b. Значительные следы окислов железа (ржавчина) отмечены на внешних обоймах конических подшипников. Причем эти следы расположены по всей кольцевой поверхности, что свидетельствует о работе подшипников при наличии в масле жидкости, вызывающей окислительную реакцию. Такой жидкостью может быть и вода.
c. На внутренней стороне пластиковой защиты бензобака были обнаружены характерные следы ее погружения в грязную воду (автомобиль стоял так, что вода затекала внутрь пластиковой защиты). Учитывая, что защита бензобака находится примерно на одном уровне с сапуном заднего моста, вода могла легко попасть в закрытую область редуктора заднего моста через сапун.
Таким образом, есть четыре независимых признака, которые указывают на попадание инородной жидкости (воды) в редуктор заднего моста исследуемого автомобиля Toyota Hilux.
При эксплуатации автомобиля в редуктор заднего моста инородная жидкость может попасть только через сапун (версию о злонамеренном добавлении неизвестной жидкости в задний мост автомобиля рассматривать не будем как несостоятельную). Это довольно распространенное явление, даже в Руководстве для пользователя предупреждается о его возможности. Как это происходит? В процессе движения автомобиля все агрегаты, в том числе и редукторы, нагреваются. В частности, редуктор заднего моста в зависимости от режима и времени движения может нагреваться до 90° C.
При попадании автомобиля в воду (пусть даже с температурой 30° C), происходит стремительное охлаждение редуктора с воздушным разряжением внутри агрегата. Если сапун редуктора оказался под водой, то она (вода) почти мгновенно засасывается в полость редуктора в большом количестве и достаточно быстро. И напоследок. Почти по кроссвордной задаче: в лужу какой жидкости размерами 0,5 м × 1 м, может попасть автомобиль на дороге или на пересеченной местности? Ответ очевиден – в никакую иную, кроме банальной водяной лужи! Исходя из этого, инородной жидкостью в редукторе заднего моста может быть только вода.
Выводы
1. В автомобиле Toyota Hilux 2015 года выпуска по результатам разборки и исследования деталей никаких неисправностей, дефектов, отклонений параметров и износов в деталях редуктора заднего моста и его дифференциала обнаружено не было. Необходимо отметить, что дорожные испытания для оценки недостатков в работе редуктора заднего моста не проводились, так как ранее редуктор подвергался разборке, и неизвестно, в каком состоянии находились его детали и как они были собраны (более подробно см. текст заключения).
2. Так как эксперту в ознакомлении с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, судом было отказано, то исходя из возможных неисправностей редуктора заднего моста, указанных производителем, и с учетом проведенных исследований эксперт однозначно пришел к выводу, что единственной неисправностью может быть высокий уровень и некачественное масло в редукторе, что связано с попаданием в него через сапун некоторого количества воды (подробности см. в тексте заключения). И это явление могло произойти только в результате эксплуатации автомобиля.