Автомобильная экспертиза. LEXUS RX270. Часть 3
Продолжаем исследовать Lexus RX270 (начало в № 4/5 2017).
В последней работе остановились на абзаце, посвященном исследованию работы стеклоподъемников: «Функция антизащемления у стеклоподъемников передних дверей исследуемого автомобиля выполняется. При отсутствии какого-либо препятствия на пути движения стекла оно поднимается в автоматическом режиме до своего крайнего верхнего положения, заданного конструкцией, и самопроизвольная остановка в промежуточном положении и опускание стекла не происходит».
Продолжаем.
Для дальнейшей проверки стеклоподъемников были демонтированы обивки дверей и произведен осмотр механизмов стеклоподъемников передней левой и передней правой дверей (фото 19). В результате осмотра установлено, что все детали механизмов стеклоподъемников не имеют разрушений, деформаций, коррозионных повреждений.
Стекла прочно закреплены в обоймах. Работа механизмов стеклоподъемников происходит в штатном режиме. Какие-либо повреждения деталей стеклоподъемников, препятствующие их работе, отсутствуют. Стеклоподъемники передней левой и передней правой дверей автомобиля находятся в исправном, работоспособном состоянии.
Исследование навигационной системы автомобиля
Автомобиль Lexus RX270 оснащен системой навигации, которая определяет фактическое положение автомобиля. Карта местности и отметка положения автомобиля отображаются на экране монитора (фото 20–23). Масштаб карты местности может быть изменен оператором. При статическом положении автомобиля и при движении автомобиля в ходе дорожных испытаний на экране монитора сменялось изображение карты местности, и метка положения автомобиля перемещалась в соответствии с направлением движения автомобиля и его фактическим положением. В ходе испытаний происходило адекватное отображение положения автомобиля на экране монитора. Сбои и отказы системы навигации исследуемого автомобиля не возникали.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что система навигации автомобиля работает в штатном режиме, находится в исправном работоспособном состоянии. Неисправности, отказы и сбои при работе системы навигации не возникали.
Исследование изображения монитора
На экране монитора автомобиля Lexus RX270 отображается карта местности, метка положения автомобиля на местности или иная информация. В процессе исследования, в том числе и при движении автомобиля, изображение на экране монитора все время было четким. Рябь или дрожание изображения на экране не возникали. Информация о том, что «рябит (дрожит) изображение пер. монитора», указанная в исковом заявлении, результатами исследования не подтверждается.
Изображение на экране монитора автомобиля Lexus RX270 – рябь или дрожание изображения на экране не возникали.
Исследование системы Bluetooth
Автомобиль оснащен системой Bluetooth, позволяющей обеспечить громкую связь и вести телефонные разговоры, не удерживая телефонный аппарат рукой.
Для выполнения этой функции система Bluetooth должна поддерживаться телефонным аппаратом. Для пользования этой системой необходимо ее активировать в телефонном аппарате и провести настройки, описанные в Руководстве по эксплуатации автомобиля. При проведении настройки системы на мониторе автомобиля отображаются ее этапы.
При проверке настроек системы исследуемого автомобиля было установлено, что в ней зарегистрирован телефонный номер с именем «iPhone …». Для целей исследования в системе автомобиля был прописан (добавлен) новый номер – номер телефона эксперта. С использованием системы Bluetooth автомобиля с телефонного номера эксперта был сделан телефонный звонок на номер, принадлежащий сотруднику технического центра, находящегося рядом с автомобилем или в салоне автомобиля.
Соединение было установлено, и данный вызов был принят (фото 24). На экране принимающего вызов телефона отобразился номер телефона эксперта, с которого осуществлялся вызов. Телефонная связь была качественной, какие-либо помехи и сбои в телефонной связи не возникали. После окончания исследования телефонный номер эксперта был удален из системы автомобиля, и система автомобиля была возвращена в исходное состояние.
Система Bluetooth настраивается и функционирует в штатном режиме. Сбои при настройке системы и при ее работе не возникали.
Исследование шума при движении автомобиля
При движении любого автомобиля неизбежно возникают звуки (шум). Внутренний шум в автомобиле нормируется ГОСТ Р 51616–2000. В соответствии с п. 1 данный стандарт не распространяется на автотранспортные средства, находящиеся в эксплуатации. В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 началом эксплуатации транспортного средства является момент его государственной регистрации.
В соответствии с записью в Свидетельстве о регистрации ТС автомобиль Lexus RX270 был поставлен на регистрационный учет и на момент оформления искового заявления и проведения экспертного исследования относился к категории транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Поэтому действие ГОСТ Р 51616–2000 на него не распространяется, и инструментальный контроль уровня шума в салоне автомобиля не имеет технического смысла. Другие нормативы на внутренний шум в салоне автомобиля отсутствуют.
ГОСТ Р 52231–2004 устанавливает нормы на внешний шум автомобилей. Действие этого стандарта распространяется на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации. ГОСТ Р 52231–2004 предписывает контроль уровня шума системы выпуска автомобиля. При этом автомобиль должен находиться в неподвижном состоянии, и микрофон устанавливается на расстоянии 0,5 м от среза выпускной трубы. Поэтому применение этого стандарта для определения шума при движении автомобиля не имеет технического смысла.
Исследование шума в салоне автомобиля Lexus RX270 проводилось в ходе дорожных испытаний по дорогам общего пользования с твердым асфальтобетонным покрытием. Перед проведением дорожных испытаний автомобиль был проверен на наличие посторонних предметов, а также незакрепленных штатных предметов, способных вызывать дополнительные звуки в результате их перемещения и соударений. Посторонние предметы на время дорожных испытаний из автомобиля были удалены.
При осмотре штатных частей автомобиля было установлено, что запасное колесо не закреплено плотно в багажном отделении, а также обнаружено, что в правой нише багажного отделения находится в свободном незакрепленном состоянии стальная буксирная проушина (фото 25), которая может перемещаться и создавать дополнительные звуки. Данная причина возможных дополнительных звуков была также устранена.
Также перед дорожными испытаниями был проведен контроль давления в шинах автомобиля, и давление было доведено до величин, установленных производителем и указанных на информационной табличке, закрепленной на кузове. Источники посторонних звуков в автомобиле, не связанные с работой основных агрегатов и систем автомобиля, были выключены (аудиосистема, система вентиляции). Окна автомобиля в ходе испытаний были закрыты.
Оценка шумов при движении автомобиля осуществлялась органолептическим методом. В процессе движения автомобиля экспертом проводилась видеозапись с одновременной записью звука камерой Panasonic Lumix DMC-FZ100, оснащенной встроенным стереомикрофоном. Режим работы микрофона был настроен на 6-й (максимальный) уровень.
В ходе дорожных испытаний прослушивались звуки работы двигателя и трансмиссии; звуки качения колес; звуки от других транспортных средств, движущихся в попутном и встречном направлениях; звук работающего указателя поворота; звуки наезда пневматических шин на неровности дороги. При движении автомобиля в направлении вперед и назад аномальные звуки не возникали.
При движении автомобиля Lexus RX270 какие-либо аномальные звуки не возникали.
Исследование наличия или отсутствия «постороннего шума в задней части автомобиля»
В исковом заявлении говорится о наличии «постороннего шума в задней части автомобиля». Полное отсутствие звуков при работе агрегатов и систем автомобиля невозможно. Работающие агрегаты и механизмы всегда вызывают появление звуков (шума). Как было указано выше, при осмотре автомобиля в его багажном отделении находились посторонние предметы и незакрепленные штатные части, способные вызывать появление дополнительных звуков. Перед проведением дорожных испытаний эти причины возможных дополнительных звуков были устранены.
При осмотре нижней части автомобиля было установлено, что элементы задней подвески, системы выпуска отработавших газов, задние колеса, задняя часть кузова и другие части автомобиля не имеют повреждений и не могут служить источниками дополнительных аномальных звуков у неподвижного автомобиля и при его движении. В ходе дорожных испытаний аномальные звуки, в том числе и в задней части автомобиля, не возникали. У неподвижного автомобиля при работающем двигателе также аномальные звуки не возникают.
У автомобиля Lexus RX270 не возникают аномальные звуки (аномальный шум) в задней части.
Исследование системы кондиционирования
Автомобиль оснащен системой вентиляции, отопления и кондиционирования с автоматическим поддержанием заданной температуры воздуха. Система кондиционирования предназначена для охлаждения воздуха, поступающего в салон автомобиля, и снижения его влажности.
При исследовании системы кондиционирования было проведено диагностирование системы, а также в соответствии с ГОСТ Р 50993–96, ГОСТ Р 50866–96, ГОСТ Р 53828–2010 контролировались следующие параметры:
– температура воздуха на выходе из воздуховодов системы вентиляции;
– температура воздуха в области головы водителя;
– температура воздуха в области пояса водителя;
– скорость воздушных потоков на выходе из воздуховодов системы вентиляции;
– скорость воздушных потоков в области головы водителя;
– скорость воздушных потоков в области пояса водителя;
– относительная влажность воздуха в салоне автомобиля.
Диагностирование проводилось с помощью диагностического прибора INTELLIGENT TESTER II. Измерения температуры, относительной влажности воздуха и скорости воздушных потоков производились электронным термометром UNI-T UT321 № 1120351729 с термопарой К type, электронным термометром MASTECH MS6500 MBCM 076770, электронным термометром-гигрометром Testo 610 мод. 0560 06 10, электронным анемометром-термометром Testo 410–1.
Результаты диагностирования показали, что в системе кондиционирования (Air Conditioner) диагностические ошибки текущие (Current) и существовавшие ранее (History) отсутствуют (фото 26). Диагностическое оборудование фиксирует исправное техническое состояние системы кондиционирования исследуемого автомобиля.
Перед началом измерений температуры и влажности воздуха автомобиль находился с неработающим двигателем, неработающей системой вентиляции, с закрытыми окнами и дверями в течение 65 мин. Температура воздуха измерялась в соответствии с методикой ГОСТ Р 50993–96 в канале центрального воздуховода (tв), в точке «1» в области головы водителя (t1) и в точке «2» в области пояса водителя (t2) (рис.1).
При проверке изменения температуры и влажности воздуха в салоне автомобиля двигатель автомобиля работал на режиме холостого хода при минимальной частоте вращения коленчатого вала. Вентилятор подачи воздуха системы вентиляции работал в режиме максимальной частоты вращения. Регулятор температуры был включен на максимальное охлаждение, затем на максимальный нагрев, затем опять на максимальное охлаждение при включенной системе кондиционирования.
Датчик температуры поступающего в салон воздуха располагался в воздуховоде центрального сопла системы вентиляции. Распределительные устройства системы вентиляции были настроены на подачу воздушных потоков в направлении головы водителя и переднего пассажира.
Результаты контроля температуры и относительной влажности воздуха представлены в табл. 1 и на графиках рис. 2. На графиках представлено непрерывное изменение контролируемых параметров в течение 7 минут. В графе табл. 1 «Текущее время» даются отметки времени с интервалом 10 секунд.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что при наружной температуре воздуха +20…23 °С система кондиционирования обеспечивает охлаждение поступающего в салон автомобиля воздуха до температуры +5,1…5,2 °С (фото 27), что соответствует требованиям ГОСТ Р 53828–2010. Температура воздуха в области головы водителя снижалась до 19,8 °С, что соответствует требованиям п. 5.4.1 ГОСТ Р 50993–96.
Влажность воздуха в салоне автомобиля в процессе исследования снизились с 65,8 до 31,8%, что соответствует требованиям п. 5.4.4 ГОСТ Р 50993–96. Температура воздуха в точках «1» и «2» закономерно изменялась в зависимости от температуры подаваемого в салон воздуха. Так как поток воздуха направлялся заслонками вентиляционной системы в область головы водителя, то изменение температуры в точке «2» происходило медленнее и в меньшей степени по сравнению с точкой «1».
Скорость воздушного потока на выходе из распределительного устройства достигала 8,6 м/с (фото 28), что соответствует требованиям п. 4.3.14 ГОСТ Р 53828–2010. В зоне головы водителя скорость воздушного потока достигает 1,4…1,5 м/с, это соответствует требованиям п. 4.13.5 ГОСТ Р 53828–2010. Скорость воздушного потока может быть отрегулирована до нужной величины в соответствии с п. 5.4.3 ГОСТ Р 50993–96. Температура воздуха в зоне головы водителя составляла 24,4 °С, что соответствует требованиям п. 4.14.2 ГОСТ Р 53828–2010.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что при работе системы кондиционирования, отопления и вентиляции температура воздуха, поступающего в салон автомобиля, изменяется в широких пределах (до 44,4 °С). В соответствии с этим происходит изменение температуры воздуха внутри салона автомобиля, а также понижение относительной влажности воздуха.
Система кондиционирования автомобиля Lexus RX270 находится в исправном работоспособном состоянии.
Исследование крепления грязезащитных щитков (брызговиков)
На автомобиле установлены грязезащитные щитки (брызговики) передних (фото 29) и задних колес. Грязезащитные щитки изготовлены из полимерного материала черного цвета. Все четыре грязезащитных щитка установлены штатным образом и прочно закреплены винтами в соответствии с их конструкцией (фото 30). Нештатная подвижность грязезащитных щитков отсутствует.
Грязезащитные щитки автомобиля Lexus RX270 установлены и закреплены штатным образом.
Исследование наличия включенного светового индикатора красного цвета на комбинации приборов
На комбинации приборов автомобиля Lexus RX270 имеются световые индикаторы, отображающие процесс и результат контроля технического состояния различных систем автомобиля встроенной системой диагностирования (ГОСТ 20911–89). При включении зажигания автомобиля световые индикаторы включаются. Это означает, что встроенная система диагностирования в штатном режиме осуществляет проверку технического состояния контролируемых систем автомобиля.
При работающем двигателе ни один световой индикатор красного цвета на комбинации приборов автомобиля не находится во включенном или мигающем состоянии. Это означает, что встроенная система диагностирования определяет техническое состояние контролируемых систем как исправное. Заявленная претензия «Горение значка красного цвета на приборной панели» не подтверждается.
При работающем двигателе световые индикаторы красного цвета на комбинации приборов автомобиля Lexus RX270 не находятся во включенном состоянии.
Продолжение следует