Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Автомобильная экспертиза. LEXUS RX270. Часть 4

Автомобильная экспертиза. LEXUS RX270. Часть 4

Продолжаем исследовать Lexus RX270 (начало в № 4/5/6/2017).

В прошлый раз остановились на этом: «При работающем двигателе ни один световой индикатор красного цвета на комбинации приборов автомобиля не находится во включенном или мигающем состоянии. Это означает, что встроенная система диагностирования определяет техническое состояние контролируемых систем как исправное. Заявленная претензия «Горение значка красного цвета на приборной панели» не подтверждается.

При работающем двигателе световые индикаторы красного цвета на комбинации приборов автомобиля Lexus RX270 не находятся во включенном состоянии».

Продолжаем.

Проверка блока Great Guard

На автомобиле Lexus RX270, идентификационный номер Х (далее: автомобиль Lexus RX270), установлено устройство Great Guard, которое является нештатным компонентом, установленным и подсоединенным к системе гидропривода рабочей тормозной системы. Устройство предназначено для предотвращения несанкционированного использования автомобиля путем создания избыточного давления в гидроприводе и затормаживания колес автомобиля. В исковом заявлении указана претензия следующего содержания: «течет блок Great Guard».

Фото 33
Фото 33

В результате осмотра установлено, что в моторном отсеке автомобиля на правом брызговике переднего крыла кузова смонтирован блок в металлическом корпусе с габаритными размерами 110 × 75 × 57 мм (фото 33). Блок закреплен тремя самонарезными винтами с шестигранными головками. На корпусе блока имеется маркировка «GREATGUARD S/N: RH4193». К задней части блока подходит электропроводка в черной изоляции. На передней стенке имеются штуцеры, к которым подсоединены две металлические трубки с наружным диаметром 6 мм в защитной пластиковой гофрированной оболочке. Вторые концы этих трубок подсоединены к штуцерам гидроблока антиблокировочной системы (ABS).

В нижней части блока GREATGUARD подсоединены две металлические трубки, окрашенные в черный цвет, с наружным диаметром 8,5 мм. Эти две трубки закреплены на брызговике переднего правого крыла скобами с другими штатными трубками гидропривода тормозной системы. Наружные поверхности штатных деталей гидравлического привода тормозного управления и наружные поверхности деталей дополнительного устройства GREATGUARD сухие и покрыты тонкими слоями дорожных загрязнений. Видимые признаки внешней утечки жидкости из деталей и соединений деталей штатного тормозного привода автомобиля и дополнительного устройства GREATGUARD отсутствуют.

Одна из трубок диаметром 8,5 мм в месте своего изгиба в непосредственной близости от блока GREATGUARD имеет нештатную деформацию (фото 34), изменяющую ее проходное сечение. В результате изгиба с образованием складки (фото 35) исходное круглое сечение трубки приняло продолговатую форму с наружными размерами 10,3 × 5,3 мм. Размеры тормозной трубки до и после деформации показаны на рис. 4.

Фото 34
Фото 34
Рис. 4. Размеры поперечного сечения тормозной трубки
до и после ее деформации
Рис. 4. Размеры поперечного сечения тормозной трубки до и после ее деформации
Фото 35
Фото 35

Толщина стенки трубки гидропривода составляет около 1,0 мм. Точно определить толщину стенки металлической тормозной трубки без ее разрушения не представляется возможным. С учетом наружного диаметра и толщины стенки площадь внутреннего поперечного сечения трубки круглой формы S0 = 33,16 мм2. В месте деформации при овальной форме поперечного сечения площадь Sд = 21,51 мм2. Таким образом, при овальном поперечном сечении трубки в месте ее деформации площадь проходного сечения уменьшается на 35%. Такое уменьшение проходного сечения трубки гидропривода рабочей тормозной системы может негативно сказываться на эффективности работы системы. В соответствии с п. 1.11.4 Приложения 8 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 не допускаются перегибы тормозных трубопроводов. Пункт 1.11.5 Приложения 8 ТР ТС 018/2011 не допускает наличие остаточной деформации деталей в тормозном приводе.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в конструкцию тормозного гидропривода автомобиля Lexus RX270 внесены изменения – установлено дополнительное нештатное устройство GREATGUARD. Герметичность гидропривода тормозного управления автомобиля обес­печивается. Требование п. 1.11.2 Приложения 8 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011, п. 4.1.10 ГОСТ Р 51709–2001 и п. 1.2 Приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации выполняется. Одна из трубок гидропривода тормозного управления в результате установки дополнительного устройства GREATGUARD деформирована, площадь ее поперечного сечения уменьшена, что является нарушением требований п. 1.11.4 и 1.11.5 Приложения 8 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 и п. 4.10 ГОСТ Р 51709–2001.

Наличие утечки тормозной жидкости из блока GREATGUARD, деталей и соединений тормозного привода автомобиля Lexus RX270, идентификационный номер JTJZA11A702420972, отсутствует.

Исследование процесса пуска двигателя

В исковом заявлении указана претензия «Треск при запуске на холодную». При пуске двигателя при комнатной температуре, а также прогретого двигателя слышна кратковременная работа стартера (около 1…2 с), слышен звук работы двигателя, характерный для штатной работы двигателя. Какие-либо аномальные звуки, в том числе и звуки, которые могли бы характеризоваться как «треск», при пуске и работе двигателя автомобиля Lexus RX270 не возникали.

Пуск двигателя автомобиля Lexus RX270 проходит в штатном режиме. Аномальные звуки при пуске и работе двигателя не возникали.

Исследование крепления дефлектора капота

На передней части капота автомобиля Lexus RX270 установлен нештатный элемент – дефлектор, изготовленный из полимерного материала. Дефлектор предназначен для предохранения капота от механических повреждений в результате ударов мелких камней и иных твердых предметов, находящихся на дороге в незакрепленном состоянии и вылетающих из-под колес других транспортных средств, а также других объектов, находящихся в воздухе, например, насекомых.

Дефлектор закреплен на капоте в средней части двумя кронштейнами с винтами (фото 36) и по бокам двумя пластиковыми скобами (фото 37). Между дефлектором и капотом имеется зазор 6,8 мм у левого и правого краев и 7,6 мм в средней части. Дефлектор имеет прочное крепление на капоте. Ослабление креплений отсутствует.

Фото 36
Фото 36
Фото 37
Фото 37

Дефлектор капота автомобиля Lexus RX270 является дополнительным нештатным оборудованием. Он имеет прочное крепление. Ослабление и иное нарушение крепления дефлектора отсутствует.

Исследование характера движения автомобиля

В исковом заявлении указана претензия: «при движении с постоянной скоростью авто начинает дергаться» и «автомобиль при движении дергается». Характер движения автомобиля проверялся в ходе испытаний в дорожных условиях.

При проведении дорожных испытаний был включен режим работы трансмиссии «D», при котором переключение передач происходит в автоматическом режиме. В ходе дорожных испытаний при постоянной и переменной скорости автомобиля движение автомобиля проходило в штатных режимах. Аномальные явления в работе двигателя и трансмиссии не возникали. Встроенная система диагностирования автомобиля и специальное диагностическое оборудование в процессе движения автомобиля не фиксировали наличие каких-либо неисправностей. В зависимости от режима движения автоматически включались соответствующие передачи, что фиксировалось диагностическим прибором.

В табл. 3 приведены результаты контроля параметров автомобиля в ходе дорожных испытаний.

На рис. 5а и 5b представлены графики изменения параметров автомобиля в ходе дорожных испытаний.

Результаты дорожных испытаний показывают, что в соответствии с действиями водителя, управляющего положением педали акселератора, закономерно изменяются параметры работы двигателя, трансмиссии и движения автомобиля – положение дроссельной заслонки, частота вращения коленчатого вала двигателя, включенная передача и скорость движения автомобиля. При движении автомобиля не возникали рывки и иные аномальные явления.

На фото (фото 43–48) показаны параметры автомобиля при различных скоростях движения автомобиля и различных положениях педали акселератора, которое задавалось водителем. Из данных диагностирования видно, что передачи включаются в соответствии со скоростным и нагрузочным режимом движения автомобиля. При резком ускорении срабатывает система Kickdown, автоматически включающая пониженную передачу, обеспечивающую возможность интенсивного ускорения, а потом автоматически включаются повышенные передачи.

Фото 43
Фото 43
Фото 44
Фото 44
Фото 45
Фото 45
Фото 46
Фото 46
Фото 47
Фото 47
Фото 48
Фото 48

При движении автомобиля Lexus RX270 в работе двигателя и трансмиссии не возникают рывки и другие аномальные явления. Движение автомобиля происходит в соответствии с действиями водителя.

Исследование работы двигателя при движении автомобиля

В исковом заявлении указано, что возникают «провалы при работе ДВС при движении». Под «провалами» эксперт понимает самопроизвольное снижение частоты вращения коленчатого вала двигателя при движении автомобиля.

В ходе дорожных испытаний проводился контроль частоты вращения коленчатого вала; положения педали акселератора, управление которой осуществлялось водителем; положения дроссельной заслонки; скорости автомобиля и контролировалась автоматически включаемая передача. В табл. 3 приведены результаты контроля параметров автомобиля, а на рис. 5а и 5b представлены графические зависимости изменения параметров автомобиля.

Из графиков видно, что изменение частоты вращения коленчатого вала происходит в результате действий водителя, управляющего положением педали акселератора, в соответствии с положением дроссельной заслонки и включенной передачей. Самопроизвольное снижение частоты вращения коленчатого вала двигателя в ходе дорожных испытаний не происходило. Указанные в исковом заявлении «провалы в работе ДВС» не возникали.

Самопроизвольное снижение частоты вращения коленчатого вала двигателя при движении автомобиля Lexus RX270 («провалы в работе ДВС») не возникали.

Исследование процесса включения передач при движении автомобиля

В исковом заявлении указано, что «автомобиль дергается при переключении скоростей». При включенном режиме работы трансмиссии «D» переключение передач в коробке происходит в автоматическом режиме. Технические нормы на плавность включения передач в автоматической коробке передач отсутствуют. Плавность включения передач в режиме «D» зависит не только от алгоритма управления и технического состояния коробки передач и системы управления, но и от действий водителя. При ручном управлении коробкой передач в режиме «М» плавность включения передач в еще большей степени зависит от действий водителя.

Процесс переключения передач автомобиля Lexus RX270 исследовался в ходе дорожных испытаний в режиме автоматического включения передач «D». Скоростной режим движения автомобиля задавался водителем (истцом). При движении автомобиля в ходе дорожных испытаний автоматически включались передачи с 1-й по 6-ю. Момент включения передач исследуемого автомобиля не сопровождался какими-либо толчками или иными аномальными явлениями. Включенная передача определялась по показаниям диагностического прибора (фото 43–48). В моменты переключения передач происходило закономерное изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя. Резкое изменение скорости автомобиля, которое может восприниматься как толчок, не происходило.

При движении автомобиля Lexus RX270 переключение передач происходило автоматически в штатном режиме. Аномальные явления в моменты переключения передач не возникали.

Исследование работы двигателя и других агрегатов, механизмов при неподвижном состоянии автомобиля

В исковом заявлении указано, что «автомобиль трясется при стоянке». Под термином «трясется» эксперт понимает повышенную вибрацию двигателя, а также других работающих агрегатов и механизмов при неподвижном состоянии автомобиля.

Источником повышенной вибрации неподвижного автомобиля может быть в первую очередь двигатель. Также вибрацию могут вызывать другие работающие агрегаты и механизмы. В соответствии с Техническим регламентом и ГОСТ 15467–79 дефектом является несоответствие транспортного средства, компонента, продукции установленным требованиям. На вибрацию автомобиля нормативная документация не устанавливает нормы. Поэтому в соответствии с нормативными документами вибрация не может рассматриваться как дефект автомобиля. Однако повышенная вибрация может быть признаком нарушений в работе каких-либо агрегатов и механизмов.

Работающие агрегаты и механизмы, в которых происходит перемещение деталей относительно друг друга, всегда вызывают вибрацию. Полное отсутствие вибрации технически невозможно. Исследование работы двигателя, а также других агрегатов и механизмов при неподвижном автомобиле проводилось в производственном помещении технического центра, а также в ходе дорожных испытаний автомобиля. Работа двигателя на режиме холостого хода при минимальной и повышенной частоте вращения коленчатого вала происходила в штатном режиме.

Повышенная вибрация двигателя не возникала. Встроенная система диагностирования автомобиля и специальное диагностическое оборудование фиксируют исправное техническое состояние двигателя и системы его управления. Диагностические ошибки в ходе проведенного исследования не возникали. Другие агрегаты и механизмы автомобиля также работают в штатных режимах и не вызывают появления аномальной вибрации.

Повышенная вибрация неподвижного автомобиля Lexus RX270 не возникает. Двигатель, а также другие агрегаты и механизмы автомобиля работают в штатном режиме.

Продолжение следует

  • Сергей Лосавио, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены