Авторемонт ищет новые идеи
Тема учета расходных материалов, применяемых в авторемонте, всегда была на особом счету у руководителей автосервисов. А в кузовном деле она как была, так пока и остается одной из самых актуальных. Не будет преувеличением заявить, что огромные усилия, затраченные многими, очень многими капитанами кузовных производств в поисках методов по абсолютному контролю за расходованием ЛКМ, не приводили к успеху. В подавляющем большинстве случаев эти колоссальные усилия были тщетны. И заканчивались, как правило, чисто по-русски: поднятием руки и резким ее опусканием со словами: «Ну и ... с ними!». По всей видимости, до определенного момента уровень прибыльности бизнесов позволял смиряться с такой ситуацией. Но времена меняются. Наш читатель понимает, что сказанное не является метафорой. Эта проблема возникла с появлением первой миксерной установки и пока, по большому счету, до конца не решена ни в крупном дилерском центре, ни в независимом автосервисе. И в каждом предприятии она решается по-своему, в зависимости от усердия и информированности руководителя, но нигде – в полностью автоматизированном режиме, с достаточным контролем и наличием точных цифр для глубокого анализа эффективности оказываемых услуг вообще, и конкретного заказа в частности. Так было, так есть, но, вероятно, в ближайшее время так не будет. Вот что рассказывает Сергей Осипов, директор по маркетингу и технической поддержке «AkzoNobel, Автомобильные и Авиационные покрытия», к которому мы обратились по этому поводу. – Тема учета и эффективности расхода ЛКМ на нашем рынке присутствовала всегда. Но в кризисное время она значительно обострилась. Не станем широко отвлекаться на причины этого – они понятны: падение продаж автомобилей отразилось сокращением доходов страховщиков и аукнулось в кузовных цехах дилерских центров. Руководители озадачились снижением себестоимости авторемонтных услуг. А в кузовном деле расход материалов является одним из главных составляющих в себестоимости услуги. Здесь следует отметить особенности устройства национального рынка продаж ЛКМ. Мы, естественно, его всегда отслеживали. Нельзя сказать, что нас радовала ситуация, при которой на розничных рынках порой можно было приобрести готовые комплекты красок премиум-сегмента по ценам ниже закупочных у производителя ЛКМ. Несложно было предположить «логистику» таких поставок. Донорами в этом процессе, безусловно, выступают крупные потребители материалов – чаще всего, видимо, крупные дилерские центры. Очевиден интерес руководителей дилерских центров прекратить подобную «утечку» материалов. Но это далеко не единственная причина, по которой руководители хотят взять под контроль расход и списание ЛКМ на своих производственных площадках. Эффективность использования материалов и количество отходов – вот основной вопрос, волнующий руководителей. Таким образом, на рынке отмечается усиливающийся интерес руководителей кузовных отделений ТЦ в инструменте для контроля по использованию ЛКМ. Мы решили адекватно отреагировать на запрос рынка и разработать технологию, позволяющую максимально закрыть тему. А это означает предоставить заинтересованной стороне инструмент, позволяющий точно фиксировать расходы ЛКМ и проводить любую аналитику эффективности их применения вплоть до каждого конкретного заказа. С самого начала мы понимали, что процесс контроля должен начинаться с инструмента поиска цвета (колористической программы) – именно там непосредственно рождаются данные по смешиванию краски и прочих компонентов. Далее, IT-инструмент колориста должен быть интегрирован в программу управления предприятия (учетно-операционную систему). Наши клиенты в подавляющем большинстве (более 95%) работают с уже традиционным пакетом программ 1С. Для разных задач, используя его подходящую версию, а вернее сказать, «отраслевое решение». Также изначально было понятно, что традиционный метод выдачи и списания компонентов (грунтов и лаков) в кузовных цехах для краски не подходит – она состоит из отдельных тонеров с очень разной себестоимостью. Статистика расхода краски должна содержать информацию по количеству и стоимости каждого цветового тонера. А если ставить задачу контроля всех ЛКМ в привязке к заказ-наряду, то для грунтов и лаков также нужно искать другое решение. Иначе выдача целыми банками не дает понимания, куда и как был использован материал. Точкой приложения усилий была выбрана программа цветоподбора (в нашем случае MixitPro), где изначально была информация и о составляющих краски, и о компонентах рабочей смеси. Оставалось добавить туда все остальные лакокрасочные материалы, используемые цехом, связать все это с актуальными производственными базами для обеспечения компонентного учета по артикулам, предоставить технологическе данные о пропорциях смешивания для разных целей, калькуляцию необходимого объема и т.д. Да, и еще, конечно, обеспечить постоянное обновление всех данных через Интернет. В результате модификаций, произошедших за последние несколько лет, программа поиска цвета MixitPro превратилась в настоящий инструмент автоматизации участка колеровки. Теперь там есть все, чтобы выбрать необходимые материалы, рассчитать нужное количество, смешать на весах все компоненты под непосредственным контролем программы (включая даже контроль и отчет по точности слива!) и обеспечить статистику расхода каждого складского компонента в привязке к конкретному заказ-наряду. Следующим этапом процесса должна была стать интеграция с программой управления кузовным цехом (общее международное название таких систем – BMS, Bodyshop Management System). Все последующие действия происходили совместно со специалистами нашего крупнейшего дистрибьютора, компании «АВТО-ЭМ». Связано это с тем, что компания «АВТО-ЭМ» активно работает в направлении внедрения учета ЛКМ в дилерских центрах и, кроме того, реализует услугу аутсорсинга процесса колори-стики. Также в структуре компании есть подразделение розничной торговли ЛКМ с сетью магазинов и колористических центров. Это порождает необходимость внедрения такого же учета внутри компании и одновременно дает возможность отработки практических решений на своей базе. С идеями интеграции MixitPro в программу управления дилерского центра мы обратились к разработчику отраслевых решений 1С-РАРУС, если точнее, к специалистам департамента отраслевой автоматизации отдела «Альфа-Авто» (непосредственно разработчик решений для управления автоцентрами). При первой же встрече руководитель отдела Владимир Гаврилов четко и ясно изложил суть задачи с точки зрения разработчика автоматизированных решений. Оказалось, что техническая (программная) реализация связи MixitPro с 1С для них, как специалистов IT-технологий, не представляет серьезных трудностей. Самое сложное заключается в построении самого бизнес-процесса учета и списания материалов. Здесь возникает множество вариантов, каждый из которых имеет право на жизнь в отдельно взятом автоцентре. Какой склад использовать для списания? Сначала формировать готовую краску для заказ-наряда, а потом списывать, или наоборот – списывать со склада отдельные компоненты? Кто это должен делать? На уровне какой программы должен быть учет складских остатков – в MixitPro или 1С? Иными словами, можно легко автоматизировать процесс, который уже формализован в виде процедуры и производится реально вручную. Если бизнес-процесс на предприятии еще не внедрен и руководство не представляет себе, кто, что и когда должен делать, куда вносить данные и какой отчет формировать, то программная реализация этого не просто затруднительна, а попросту невозможна. Любая попытка такой «автоматизации» со стороны IT-разработчиков – это, по сути, попытка угадать, как это могло бы работать на практике. Не секрет, что такие попытки на рынке уже были, но IT-решения остались невостребованными в массе, так как разработчики «угадали» бизнес-процесс одного предприятия, но «не угадали» для всех остальных. В итоге первая реализация «живого» бизнес-процесса по учету и списанию ЛКМ родилась непосредственно внутри компании «АВТО-ЭМ» для собственной розничной сети. Наш разговор продолжился в офисе компании «АВТО-ЭМ» с Михаилом Черепниным, управляющим по развитию розничной сети. Несколько слов хочется сказать об этом специалисте. Он начинал свое знакомство с ЛКМ в качестве организатора собственных розничных магазинов, в том числе и с услугой по подбору автоэмалей. Начал осваивать это непростое ремесло во второй половине 1990-х. «Горел» им как истинный профессионал. Собрал вокруг себя группу опытных колористов. В компанию «АВТО-ЭМ» был приглашен в феврале 2011 года. Стал инициатором организации услуги по аутсорсингу колористики, которую теперь имеет в своем арсенале ООО «АВТО-ЭМ». Позже читатель поймет цель расширенной презентации этого успешного менеджера. Послушаем его. – Инициатива менеджеров компании «AkzoNobel», о которой вы говорили с Сергеем Осиповым, для нас («АВТО-ЭМ»), абсолютно понятна, и более того, каждое обновление программы для колористов – это глоток свежего воздуха, в котором я ищу улучшенные функции, связанные с учетом компонентов. Рынок к этому уже давно тяготеет. И частично мы в этом режиме уже работаем. Я говорю про подразделение, которым руковожу. Потому что решение этих задач серьезно улучшило качество работы нашей розничной сети в области изготовления, учета красок и цветовых наработок. Не скажу, что мы отработали все достоинства такого подхода в бизнесе, но определенных успехов достигли. Что сегодня представляет собой устройство розничных продаж компании? Я имею в виду, с точки зрения технологии учета расхода материалов, их хранения и продажи. Все площадки, а их у нас четыре, связаны в единое информационное пространство – учетную программу. Впрочем, в нее входят все участники компании «АВТО-ЭМ». А это головное предприятие, 9 филиалов, ну и сеть розницы, которой руковожу. В дальнейшем, чтобы не запутаться, мы будем говорить о двух программах: учетной программе компании и программе для колористики. Самым трудным моментом, с которым мы столкнулись при модернизации информационных систем, стал человеческий фактор. Он состоял в категорическом отторжении колористами необходимости производства всех работ по приготовлению красок на весах, подключенных к компьютеру. Казалось бы, мелочь... Но чтобы повсеместно внедрить это правило, нам пришлось переучивать всех специалистов по цвету. Только единицы из числа колористов со стажем стали следовать этой технологии. На данный момент 70% колористов, в розничном отделе это колористы, которые прошли обучение и стали соответствовать требованиям, были обучены нами с начального уровня. Мы понимали, что если не добиться в этом поголовной исполнительности, идея не сработает. И результат был достигнут. Как работает наш учет. Сведения о компонентах, полученных со склада головной компании, перемещаются на участок/склад подготовки краски. Колорист в процессе приготовления краски фиксирует расход компонентов, включая доколеровку и отлив краски на тест-напыл, взвешиванием на весах, подключенных к компьютеру. Он (компьютер) задействован в локальной сети магазина. По существующему регламенту выгружается отчет по расходу компонентов из программы колористов, с которым работает учетная программа компании. Руководитель подразделения или менеджер имеет возможность получить, таким образом, всю информацию сразу. И сколько списано компонентов, и по какой цене была продана краска, и кто покупатель. Также он имеет возможность узнать складские остатки на этот момент или проверить верность пропорций приготовленной краски. То есть вся работа колориста становится абсолютно прозрачной. Таким образом, руководитель розничной сети или менеджер имеют всю необходимую информацию для аналитических исследований любой глубины. Понимаю, что нам немного проще, чем кузовному производству, для которого разрабатывается свой оригинальный модуль контроля за расходами ЛКМ. У кузовщиков это сопряжено со многими специфическими особенностями авторемонтных услуг. Но принципиально считаю, что им необходимо будет решать следующие задачи: исключение или минимизация человеческого фактора, а именно, воспитание нового колориста, модернизация рабочих мест, разработка или доработка собственной учетной программы, смена учетной дисциплины компании, готовность и решимость довести дело до конца! Несколько слов следует сказать об еще одном тренде на рынке ЛКМ. Он имеет самое прямое отношение к нашей теме. В последние 2-3 года на рынке появился запрос на аутсорсинг в колеровке. Я давно это предполагал, потому что фигура колориста, особенно в крупном кузовном производстве, всегда была объектом повышенного внимания со стороны руководителя предприятия. Я имею в виду отпускные периоды, болезни, увольнения или другие события, которые лишают кузовной цех возможности ритмично работать из-за отсутствия колориста. Это все знают, но как с этим бороться, до последнего времени не знал никто. Мы первые, кто реализовал такую услугу на практике в области договорных условий. Не скрою, дело это не простое. Сопряжено с обязательствами предоставлять клиенту специалиста(ов) по цвету независимо ни от чего! Для этого исполнитель услуги обязан держать в постоянной готовности группу «запасных» колористов. А ведь это требует денег, и немалых. Но дело того стоит. Наш 2-летний опыт по оказанию таких услуг многому нас научил. Нужно понимать, что такая услуга невозможна без предоставления заказчику специальной технологии. Имеются в виду, конечно, не миксеры и весы, а программные и практические наработки. Ведь по сути, мы имеем ситуацию, при которой сторонний колорист управляет складом ЛКМ, являющихся собственностью заказчика. Тут без повсеместного контроля за расходованием материалов никак не обойтись. Только бумажками здесь не отделаться. Если при браке в цветоподборе «своего» специалиста руководитель вынужден решать целый ряд дилемм со многими неизвестными: простить – наказать, уволить – оставить, поможет делу – ухудшит ситуацию, то теперь появляется возможность оставить решение проблемы внешнему исполнителю. И спать спокойно. Головная боль перекладывается на исполнителя аутсорсинга. У него для этого гораздо больше возможностей, чем у руководителя автосервиса. Наверное, достаточно. Действительно, национальный рынок авторемонтных услуг поступательно развивается. Кажется, темпы его качественного роста давно опередили общий уровень профессионализма торговцев автомобилями. Сегодняшний материал говорит о том, что национальный автосервис ищет новые инструменты. И ведущие игроки рынка работают над этим. От себя добавим, что такие тенденции должны привести со временем к правильному экономическому балансу себестоимости ремонта и расставить все по местам. В том числе прекратится и нелегальный отток материалов из дилерских цехов на открытый рынок. У руководства автоцентров исчезнет постоянное давление на себестоимость материалов и появится большая свобода выбора продукта по критериям качества и эффективности, от чего выиграют все участники рынка и в конечном счете автовладельцы. Мы же в свободное от работы время автовладельцы, не так ли?