Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Автотехническая экспертиза. Исследуем лакокрасочные поверхности. Часть 2

Автотехническая экспертиза. Исследуем лакокрасочные поверхности. Часть 2

Продолжаем работу по исследованию кузова RENAULT DUSTER. В прошлый раз изучали состояние задней левой двери автомобиля, сегодня с ней закончим и перейдем к правой двери, а продолжим исследованиями задних крыльев. Поехали.

Очаги вздутия покрытия располагаются на локальном участке вогнутой формы в зоне сопряжения с задним левым крылом в задней части двери. Поверхность участка повреждения покрытия обращена в сторону движения автомобиля. Ширина этого участка составляет около 50 мм. На остальной поверхности двери очаги вздутия лакокрасочного покрытия отсутствуют.

Дверь задняя правая. Царапина криволинейной формы длиной 90 мм над ручкой. Множественные мелкие царапины в углуб­лении под ручкой. В задней части двери на вогнутой поверхности имеются локальные механические разрушения лакокрасочного покрытия в виде сколов и срезов (фото 8, 9, 10). Сколы лакокрасочного покрытия на задней кромке двери. В местах механического разрушения лакокрасочного покрытия образовались очаги вздутия покрытия.

На кромках разрушенного лакокрасочного покрытия в поле зрения микроскопа видны следы резания.

На поверхности металла в местах разрушения покрытия имеются также следы внешнего механического воздействия в виде царапин. Все механические разрушения лакокрасочного покрытия и очаги вздутия покрытия локализуются в задней части двери на ее вогнутой поверхности, обращенной в сторону движения автомобиля, на участке шириной около 50 мм. На стальной поверхности двери сколы, срезы и очаги вздутия покрытия отсутствуют.

Крыло заднее левое. Множественные механические разрушения лакокрасочного покрытия в виде сколов и срезов (фото 11, 12, 13). В местах механического разрушения покрытия образовались очаги вздутия и признаки коррозионного процесса в виде образования вещества бурого цвета, по внешним признакам схожего с продуктами коррозии железа. Все повреждения расположены на выпуклой поверхности передней нижней части крыла, обращенной вперед по направлению движения автомобиля.

Ширина участка, на котором образовались все эти повреждения, равна 45 мм. На других участках крыла подобные повреждения покрытия отсутствуют. Вокруг участков механического разрушения лакокрасочного покрытия образовались очаги вздутия покрытия. На кромках разрушенного лакокрасочного покрытия в поле зрения микроскопа видны следы резания.

На угловой поверхности крыла, обращенной вперед, в области проема двери множественные сколы лакокрасочного покрытия. На незащищенной поверхности металла на участках разрушения покрытия развивается коррозионный процесс. Имеется участок разрушения и вздутия лакокрасочного покрытия размером 18 × 4 мм с его отделением от окрашиваемой поверхности металла и разрушением отделившейся неадгезированной пленки. На краях этого участка следы внешнего механического воздействия в виде царапин и следов резания.

На поверхности крыла в зоне сопряжения с задней кромкой задней левой двери множественные сколы и срезы лакокрасочного покрытия. Эти механические повреждения образовали сплошную зону повреждения линейной формы длиной 180 мм. На задней кромке двери повреждения лакокрасочного покрытия отсутствуют. Контакт кромки двери с поверхностью крыла при открывании и закрывании двери не возникает. Между кромкой задней левой двери и поверхностью крыла имеется зазор 4,29…4,51 мм. В местах механического разрушения покрытия развивается коррозионный процесс и образовались очаги вздутия лакокрасочного покрытия.

В проеме задней левой двери на поверхности лакокрасочного покрытия заднего левого крыла имеется царапина длиной около 100 мм.

Крыло заднее правое. Множественные очаги механических повреждений лакокрасочного покрытия в виде сколов и срезов покрытия (фото 14, 15, 16). В зонах механического разрушения покрытия развивается коррозионный процесс и образовались очаги вздутия покрытия. Участок, на котором образовались все повреждения лакокрасочного покрытия в виде сколов, срезов, очагов вздутия, располагается на выпуклой поверхности передней нижней части крыла, обращенной вперед по направлению движения автомобиля. Ширина этого локального участка составляет 45 мм. На всей остальной площади поверхности крыла такие повреждения лакокрасочного покрытия отсутствуют.

На отбортовке заднего правого крыла в области арки колеса имеется плавная деформация металла размером около 20…30 мм. На поверхности крыла имеется царапина горизонтального направления и серия коротких взаимно параллельных царапин на участке выпуклой рельефной поверхности (притертость). В передней нижней части крыла в зоне сопряжения с облицовкой заднего бампера имеется механическое разрушение лакокрасочного покрытия, царапины и образовался очаг вздутия. На сопряженном участке пластиковой облицовки заднего бампера имеется участок механического повреждения поверхности в виде смещения поверхностного слоя пластика спереди – назад и снизу – вверх с переходом на поверхность крыла.

На поверхности лакокрасочного покрытия задних крыльев в проемах дверей имеются множественные короткие царапины в зоне контакта покрытия с уплотнителями дверей (фото 17). Уплотнители находятся в исправном состоянии. На поверхностях уплотнителей имеются скопления частиц дорожных загрязнений в виде мелких абразивных частиц пыли и песка.

Все сколы, срезы лакокрасочного покрытия располагаются только на локальных участках поверхности задних дверей и задних крыльев, поверхности которых обращены вперед. На всей остальной площади поверхности дверей и крыльев такие повреждения лакокрасочного покрытия отсутствуют.

Результаты проведенного исследования показывают, что лакокрасочное покрытие двери задней левой, двери задней правой, крала заднего левого и крыла заднего правого кузова автомобиля RENAULT DUSTER имеет следующие повреждения:

1) царапины разной длины, глубины, формы и направленности;

2) сколы лакокрасочного покрытия;

3) срезы лакокрасочного покрытия;

4) очаги вздутия лакокрасочного покрытия в местах его разрушения.

Царапины расположены хаотично на различных участках лакокрасочного покрытия. Все повреждения в виде сколов, срезов и очагов вздутия лакокрасочного покрытия локализуются только в задней части задней двери левой и правой, а также в передней нижней части заднего крыла левого и правого. Зоны, на которых локализуются все сколы, срезы и очаги вздутия лакокрасочного покрытия задних дверей левой и правой, имеют одинаковый размер, форму и место расположения.

Задние крылья левое и правое также имеют одинаковые по размерам, форме и месту расположения участки, на которых образовались сколы, срезы и очаги вздутия покрытия. Участки повреждения лакокрасочного покрытия задней левой двери и заднего правого крыла являются взаимно сопряженными, т. е. образуют одну зону повреждения лакокрасочного покрытия. Это же относится и к участкам повреждения лакокрасочного покрытия задней правой двери и заднего правого крыла.

В вопросе суда говорится о дефектах лакокрасочного покрытия. В соответствии с ГОСТ 15467–79 дефект может быть конструктивным или производственным. Для классификации повреждения покрытия как производственного дефекта необходимо установить причину его возникновения. Если причиной возникновения повреждения покрытия является нарушение технологии производства или ремонта, в данном случае технологии окрашивания, то это является основанием для вывода о наличии производственного дефекта.

В исследовательской части по первому вопросу определены только имеющиеся повреждения лакокрасочного покрытия. Причины их возникновения будут определяться в исследовательской части по второму вопросу. В связи с этим на данном этапе экспертного исследования они не классифицируются как дефекты, а в их отношении используется термин «повреждение».

В исковом заявлении и в определении суда говорится о наличии такого вида повреждения лакокрасочного покрытия, как «вспучивание».

В соответствии с ГОСТ 28246–2006 «Вспучивание лакокрасочного покрытия: Размягчение, набухание или отслоение высох­шего лакокрасочного покрытия от окрашиваемой поверхности, которое может произойти при нанесении последующего слоя или действия растворителя». При исследовании лакокрасочного покрытия задних дверей и задних крыльев кузова автомобиля признаки, по которым повреждение покрытия классифицируется как «вспучивание», не обнаружены. В связи с этим можно утверждать, что вспучивание лакокрасочного покрытия задних дверей и задних крыльев автомобиля RENAULT DUSTER отсутствует.

Вывод по первому вопросу

Лакокрасочное покрытие задней левой двери, задней правой двери, заднего левого крыла и заднего правого крыла кузова автомобиля RENAULT DUSTER имеют повреждения в виде царапин, сколов, срезов и очагов вздутия.

В исследовательской части по первому вопросу было установлено, что лакокрасочное покрытие задней левой двери, задней правой двери, заднего левого крыла и заднего правого крыла кузова автомобиля RENAULT DUSTER имеет следующие виды повреждений: царапины, сколы, срезы, очаги вздутия.

Очаги вздутия покрытия образовались в местах разрушения покрытия в результате сколов или срезов и развития на поверхности незащищенного металла коррозионного процесса. В результате развития коррозионного процесса на поверхности металла образовывались продукты коррозии, утрачивались адгезионные связи лакокрасочного покрытия с поверхностью металла, возникала выпуклая деформация отделившейся пленки покрытия и в некоторых местах ее дальнейшее разрушение. Таким образом, образование очагов вздутия является вторичным повреждением.

Первоначально лакокрасочное покрытие было разрушено вследствие внешнего механического воздействия. Микроскопическое исследование показывает, что на кромках разрушенного покрытия имеются следы динамических силовых контактов с объектами, имеющими твердые вершины или грани. В результате таких динамических контактных взаимодействий образовались следы разрушения лакокрасочного покрытия и следы резания. Подобные повреждения лакокрасочного покрытия возникают в результате ударного воздействия твердых объектов, находящихся в свободном, незакрепленном состоянии на поверхности дороги и вылетающих из-под колес транспортных средств, например частиц щебня, гравия и т. п.

Экспертная практика показывает, что сколы и срезы лакокрасочного покрытия образуются часто на передней части капота и других частях кузова, поверхность которых направлена вперед по движению автомобиля. У исследуемого автомобиля на передней кромке капота установлен пластмассовый дефлектор (дополнительное нештатное оборудование), который предохраняет капот от ударного воздействия твердях объектов. По этой причине лакокрасочное покрытие капота не имеет механических повреждений.

Механические повреждения лакокрасочного покрытия задних дверей и задних крыльев автомобиля образовались на локальных взаимно сопряженных участках, т. е. участок, на котором образовались сколы и срезы лакокрасочного покрытия на задней двери, сопряжен с таким же участком на заднем крыле. Границы участка задней двери и заднего крыла кузова, на которых образовались сколы и срезы лакокрасочного покрытия, показаны на рис. 1 линией белого цвета.

Рис. 1. Сопряженные участки задней двери и заднего крыла, на которых образовались сколы и срезы лакокрасочного покрытия
Рис. 1. Сопряженные участки задней двери и заднего крыла, на которых образовались сколы и срезы лакокрасочного покрытия

Основная часть наружной поверхности задних дверей кузова автомобиля RENAULT DUSTER имеет пространственную ориентацию параллельно продольной плоскости автомобиля. В задней части наружная панель двери имеет вогнутую форму, плавно сопряженную с выпуклой поверхностью передней нижней части задних крыльев. На этих участках поверхность задней двери направлена вперед по движению автомобиля под углом до 27°, а поверхность заднего крыла – под углом около 40°. Поверхность заднего крыла в проеме задней двери непосредственно у задней кромки задней двери расположена под углом около 90° к продольной оси автомобиля. Форма этих участков и углы наклона показаны на рис. 2.

Рис. 2. Углы наклона поверхности задней двери и передней части заднего крыла к продольной плоскости автомобиля
Рис. 2. Углы наклона поверхности задней двери и передней части заднего крыла к продольной плоскости автомобиля

В наибольшей степени поврежден узкий выступающий участок заднего крыла, в области проема двери, расположенный под углом около 90° к продольной плоскости автомобиля. Поверхность заднего крыла, расположенная под углом около 40° к продольной плоскости автомобиля, повреждена в меньшей степени (меньшее число повреждений на единицу площади). Участок поверхности задней двери в ее задней части, расположенный в зоне сопряжения с задним крылом и направленный под углом около 27° к продольной оси автомобиля, поврежден в еще меньшей степени. На всей остальной поверхности задней двери и заднего крыла повреждения лакокрасочного покрытия в виде сколов, срезов и очагов вздутия покрытия отсутствуют.

Площадь поврежденных участков и общая площадь задней двери и заднего крыла были определены численным методом квадратов. Исследование площадей показало, что участок повреждения лакокрасочного покрытия задней двери составляет около 3,4% от общей площади двери. Участок повреждения лакокрасочного покрытия заднего крыла составляет около 3,1% от его общей площади.

В местах разрушения лакокрасочного покрытия в поле зрения микроскопа на кромках разрушенного покрытия видны следы внешнего механического воздействия твердых тел в виде следов резания и разрушения.

Результаты проведенного исследования показывают, что повреждения лакокрасочного покрытия задних дверей и задних крыльев кузова автомобиля RENAULT DUSTER образовались в результате внешнего механического воздействия твердых объектов, обладающих острыми кромками. Это внешнее механическое воздействие превышало прочностные свойства лакокрасочного покрытия и привело к его разрушению в виде сколов или к образованию срезов покрытия на локальных участках.

На образовавшихся открытых, незащищенных поверхностях металла развивался коррозионный процесс. Производитель предписывает владельцу автомобиля своевременно устранять возникшие повреждения лакокрасочного покрытия для предотвращения развития коррозионного процесса. В ходе исследования следы локальной подкраски, т. е. нанесения лакокрасочного покрытия на поврежденные участки, не обнаружены. Таким образом, предписание производителя по уходу за лакокрасочным покрытием кузова не выполнены.

Сколы, срезы и царапины на лакокрасочном покрытии могли быть следствием не только внешнего механического воздействия, но и ослабленных прочностных характеристик покрытия, заложенных на этапе подготовки кузова к окрашиванию, непосредственно в процессе нанесения лакокрасочных материалов и их отверждения.

Лакокрасочное покрытие может иметь повышенную склонность к образованию царапин и срезов при пониженной твердости покрытия, т. е. пониженной способности противостоять проникновению или вдавливанию твердого тела. Повышенная склонность к образованию сколов может быть вызвана повышенной твердостью и хрупкостью лакокрасочного покрытия, повышенной его толщиной и низкой адгезией, так как неадгезированная или слабо адгезированная пленка покрытия имеет пониженную прочность. В связи с этим ставится задача определить твердость лакокрасочного покрытия, толщину покрытия и оценить его адгезию с металлом и межслойную адгезию, т. е. сцепляемость покрытия с металлом и сцепляемость отдельных слоев покрытия между собой.

Исследование твердости лакокрасочного покрытия кузова автомобиля

Образование царапин и срезов может быть результатом пониженной твердости лакокрасочного покрытия, твердости его внешнего слоя. В то же время повышенная твердость лакокрасочного покрытия может приводить к образованию трещин и сколов из-за высокой хрупкости.

Продолжение следует

  • Сергей Лосавио, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены