Автотехническая экспертиза. Исследуем Land Rover Range Rover Sport. Часть 3
Прошлая статью мы темы заканчивалась так:
«Результаты измерений свидетельствуют о том, что при всех условиях между кромками лопаток и корпусом имеется зазор. Это означает, что износ подшипникового узла незначительный, не влияющий на работу турбокомпрессоров. Левый и правый турбокомпрессоры автомобиля Land Rover Range Rover Sport, идентификационный номер ХХ, находятся в исправном работоспособном состоянии».
Статья отвечала на вопрос суда: Имеются ли в автомобиле Land Rover Range Rover Sport (VIN ХХ) следующие недостатки двигателя и турбин? Сегодня речь пойдет о недостатках люка на крыше автомобиля и о смещении передней левой двери.
Продолжим.
Исследование люка крыши автомобиля
Автомобиль имеет стеклянный панорамный люк в крыше. В материалах дела имеется информация о претензиях собственника автомобиля в отношении люка и проведенных работах. Данная информация представлена в табл. 2.
Люк крыши кузова автомобиля состоит из трех панелей А, В и С, солнечной шторы, дефлектора, электропривода и механизма перемещения, а также дренажной системы. Основные компоненты люка крыши кузова автомобиля показаны на рис. 4.
Панели люка крыши имеют габаритные размеры: А – 157 × 1080 мм; В – 660 × 1080 мм; С – 770 × 1080 мм. Панель А имеет переднюю кромку дугообразной формы, а панели люка В и С имеют прямоугольную форму (фото 1, 2). Панели А и С неподвижные, а панель В и солнечная штора подвижные, их перемещение осуществляется специальным механизмом с электроприводом. Управление механизмом открывания и закрывания панели люка В и солнечной шторы осуществляется кнопками, расположенными на верхней консоли управления. На консоли имеются две кнопки. Левая кнопка управляет положением стеклянной секции люка В, а правая управляет солнечной шторой.
Панели люка стеклянные, панели В и С прозрачные из цветного стекла, окрашенного в массе. Панель люка А черного цвета непрозрачная.
В закрытом положении подвижная стеклянная секция люка В исследуемого автомобиля занимает свое штатное положение в проеме. Ее передняя кромка с резиновым уплотнителем плотно прижата к поверхности передней панели люка А, а задняя кромка с уплотнителем контактирует с задней стеклянной неподвижной панелью люка С. По контуру люк имеет систему уплотнителей, предотвращающих проникновение воды в салон автомобиля. Также в конструкции люка имеются водосборные желоба, расположенные ниже панели люка. Вода, проникающая через зазоры между подвижной панелью люка и фиксированными частями люка и крыши, собирается в желобах и отводится по двум дренажным трубкам левой и правой.
Осмотр уплотнителей люка показал, что все уплотнители не имеют повреждений. Уплотнители установлены и закреплены штатным образом. На их рабочих поверхностях имеются непрерывные следы контакта с сопряженной деталью, с которой уплотнитель контактирует при закрытом состоянии люка (фото 3). На верхних поверхностях дренажных желобов имеются следы высохшей жидкости в виде осадков пыли (фото 4). Наличие следов испарившейся воды в водосборных желобах является нормальным явлением, так как желоба предназначены для сбора воды и ее отвода по дренажной системе. Обивка крыши кузова автомобиля тканевая темно-серого цвета (фото 5). На ней отсутствуют следы проникновения воды в салон автомобиля. В исковом заявлении и других материалах дела отсутствуют претензии в отношении протекания воды в салон автомобиля. Имеются претензии в отношении посторонних звуков в области люка при движении автомобиля по пересеченной местности и проникновения потока воздуха при движении автомобиля.
Осмотр механизма управления подвижной панелью люка показал, что все элементы механизма установлены и закреплены штатным образом. Разрушения частей механизма крепления и управления люком, ослабление креплений элементов люка, нештатная подвижность частей люка отсутствуют. На детали механизма нанесена консистентная смазка (фото 6).
С помощью кнопки на верхней консоли управления включается механизм перемещения подвижной панели люка В. Механизм перемещения панели люка В выполняет две функции. При выполнении одной функции задняя часть люка поднимается на 45…50 мм (фото 7) и фиксируется в поднятом положении, образуя открытое пространство для доступа в салон автомобиля наружного воздуха. При исполнении второй функции панель люка В сдвигается назад и открывает проем в крыше с габаритными размерами 410 × 840 мм (фото 8).
В сдвинутом назад положении панель люка В располагается над панелью С. При смещении панели люка В назад в передней части проема автоматически пружинным механизмом поднимается рамка дефлектора (фото 9). На рамке дефлектора закреплена сетчатая ткань. При смещении панели люка вперед и установке в положение «закрыто» дефлектор автоматически убирается. Механизм подъема и опускания дефлектора, рамка и ткань дефлектора повреждений не имеют.
В водосборном желобе заметны следы высохшей жидкости (фото 10).
Открывание люка происходит за отрезок времени 11 секунд, полное закрытие люка происходит за 13 секунд. Люк на всей дистанции перемещения движется равномерно. Заедания, перекос подвижной панели люка отсутствуют. При достижении панелью люка В полностью открытого или полностью закрытого положения электропривод автоматически отключается. С помощью кнопки управления можно открыть люк полностью или частично. При частичном открывании люка подвижная панель люка фиксируется в заданном оператором положении.
Солнечная штора изготовлена из ткани (фото 11). При нажатии на кнопку управления солнечной шторой начинается ее движение на открывание или закрывание. Полное открывание солнечной шторой происходит за 13,5 секунд, закрывание солнечной шторы происходит за 15 секунд. Перемещение шторы электроприводом происходит равномерно, без заеданий и перекосов. При достижении шторой полностью открытого или полностью закрытого положения электропривод автоматически отключается.
Результаты исследования конструкции люка и процесса его открывания и закрывания свидетельствуют о том, что механизм открывания и закрывания люка и солнечной шторы находится в исправном, работоспособном состоянии. При закрывании подвижная панель люка автоматически достигает своего крайнего положения, устанавливается в проеме и автоматически останавливается. При этом обеспечивается полностью закрытое состояние люка.
В исковом заявлении указывается на проникновение потока воздуха в салон автомобиля при закрытом люке. Проверка наличия или отсутствия проникновения потока воздуха через возможные неплотности люка осуществлялась в ходе дорожных испытаний с различными разрешенными скоростями движения автомобиля. Для определения скорости воздушного потока использовался электронный анемометр. При проведении испытания вентилятор системы вентиляции салона автомобиля был выключен, люк закрыт штатным образом с помощью кнопки управления, стекла и двери кузова также закрыты. В ходе испытаний крыльчатка прибора подносилась к местам возможного проникновения внешнего воздуха через уплотнители люка.
Результаты исследования показали, что люк закрыт плотно, потоки воздуха в области уплотнителей люка отсутствуют. Крыльчатка прибора оставалась неподвижной, на дисплее анемометра отображалось значение скорости воздушного потока 0,0 м/с (фото 12). Аномальные звуки в области люка отсутствуют.