Блогосфера. ПОРА РАБОТАТЬ. НО НЕГДЕ И НЕКОМУ...
Сергей Асланян
Когда крымская эйфория закончится, надо будет не забыть выйти на работу. А некуда. Из-за низкого спроса и кризиса перепроизводства заводы панически сокращают объемы и норовят впасть в спячку. УАЗ, только что с натугой отгулявший двухнедельный корпоративный отпуск (24.02 – 07.03), закрывается еще на три недели (до 12.05), ГАЗ на обозримую перспективу переходит на четырехдневку (до 20.07) и обещает пристально приглядывать за рынком, чтоб в случае чего еще подсократить трудовые порывы, Всеволожский Ford дружно идет в отпуск на два месяца (11.04 – 09.06). Уже вторую неделю гуляет GM в Санкт-Петербурге (по 24.03), после чего перейдет с трехсменного графика на работу в две смены. Хорошо отметил 23 февраля АвтоВАЗ, прогнавший рабочих в недельный отпуск по случаю никчемности продукции, затоваривания склада и мужественного умения не служивших в армии людей добротно выпить.
А на заводах, выпускающих востребованные рынком автомобили, картина иная. Не хватает кадров. Есть где поработать, а некому. В самом сложном положении оказался Калининград. К псевдониму Кенигсберг он внезапно добавил прозвище New-Детройт и становится очередной автомобильной столицей то ли всей страны, то ли всего мира. К 2020 году возле поселка им. А.Космодемьянского на окраине New-Детройта должен случиться грандиозный автокластер. Для чего будет построено с нуля шесть новых заводов полного цикла по выпуску неизвестно кого, 15 новых заводов по созиданию компонентов для них и город-спутник на 50 000 жителей в красивых домах. То есть за оставшиеся шесть лет возникнет 21 завод. (Хотя по плану опознавательные черты готовых предприятий и прилагающегося города обещаны в 2018 году). А где добыть для них кадры? Калининградский государственный технический университет до сих пор не учит ни по одной автомобильной специальности. Автотор в Калининграде работает 17 лет (первая очередь начала выпуск автомобилей в 1997 году), а инженеры либо самородки, либо привозные. Предполагаемая нехватка специалистов составляет 20 000 человек.
От безысходности председатель Горсовета Андрей Кропоткин позвал на помощь поляков и 17.03.2014 обратился к делегации города Эльблонга (Elblag) в Варминско-Мазурском воеводстве, до которого по дороге 110км, с предложением принять наших студентов в своем университете и начать обучение по автомобильным специальностям. Примечательно, что в Эльблонге автозавода нет, а обучение по теме есть, а в Калининграде все наоборот. Поляки от такого предложения впали в задумчивость и осторожно кивнули головой от лица главы города, после чего погрустнели. Расширять на несколько лет возможности своего университета, а потом опять ужиматься до потребностей Польши нелогично. Принять у себя в городе 20 000 русских опасно. Но ведь ближе нет никого, кто бы знал современные технологии и обучал не по заветам кузнеца Бусыгина, а по методикам XXI века, да и почему бы не помочь. Но есть два тяжких вопроса: кто платит и на каком языке учить? Наши инженеры заговорят по-польски или поляки опять перейдут на русский?
А в Тольятти Бо Андерсон не знает куда девать самых высококвалифицированных специалистов страны. Там накопилось несколько десятков тысяч никому не нужных мастеров своего дела, потихоньку увольняемых с завода (-7500чел в этом году) или упивающихся отпуском всем коллективом. В Нижнем Новгороде Андерсон подарил свободу 50 000 человек… Тысячу человек на днях уволил УАЗ. И никто из них не хочет в Калининград? Тольяттинских вроде бы звали, да почему-то решили научить новых в Польше, а не подобрать этих.
В автопроме России количество лишних людей удивительным образом растет. В 2012 году в стране созидали автомобили 505 тысяч человек, в 2013 их осталось 470 тысяч, а сейчас выкинут еще и еще. Крымские каникулы и геополитические праздники заканчиваются. Пора выходить на работу. А некуда.