Что нам скажет моторное масло?
В майском номере «АБС-авто» мы рассказали о визите на маслосмесительный завод Toatal в Эртвельде. Там же находится лаборатория, где проводятся интереснейшие исследования.
В частности, это анализ проб масла и охлаждающих жидкостей, взятых из реальных моторов. На основе изучения образцов и ранее накопленных данных делаются выводы о состоянии агрегатов и степени их износа. Также оцениваются изменения реологических свойств масел, состояние пакета присадок, наличие загрязнений и поэлементный состав продуктов износа. Подробнее об этом мы поговорим ниже.
В итоге выдаются рекомендации – что с этими моторами делать. Продолжать эксплуатацию или провести ремонт, пока не случилось беды. Причем анализы проводятся не для единичных автомобилей, а для больших автопарков, за что их владельцы безмерно благодарны лаборатории.
Лаборатория эта называется ANAC. Свое имя она получила от сервисной программы, запущенной в 1967 году, – тогда же были проанализированы первые пробы масла. Расшифровывается ANAC просто – ANAlysis Compared, сравнительные анализы.
Размах деятельности программы ANAC можно оценить по цифрам, приведенным в иллюстрациях. А сейчас немного технических подробностей.
Оборудование и приборы… Их в арсенале ANAC более двадцати – самых современных, высокоточных. Разумеется, тут не обойтись без спектрального анализа масла. Как известно, этот метод позволяет изучить химический состав веществ по их способности испускать и поглощать свет. Каждый химический элемент испускает и поглощает лишь характерный для него спектр. А значит, можно выявить наличие этих элементов в пробе масла по их спектру. Современные методы спектрального анализа позволяют установить присутствие в пробе того или иного вещества массой до миллиардных долей грамма!
Спектральный анализ позволяет выявить не только продукты износа, но и загрязнения, проникшие через воздушный фильтр и так или иначе попавшие в масло, продукты окисления самого масла и многое другое.
А еще в лаборатории ANAC с помощью различных приборов проверяют вязкость масла, щелочное число, определяют наличие в масле влаги, антифриза, топлива, ранжируют загрязнения по фракциям и выполняют еще множество интересных и полезных исследований.
Анализ начинается с оценки работоспособности… самого масла. Насколько состарилось базовое масло? Сработались ли присадки? Мы говорили о спектральном анализе – тут он работает в полную силу! Ведь присадки содержат соединения металлов, значит, по спектру можно определить остаточный ресурс присадок.
На данном этапе уже можно давать первые рекомендации клиенту. Если масло не окислилось (щелочное число в норме), вязкость в порядке, а присадки уже начали срабатываться, можно не менять масло полностью, а ограничиться частичной заменой или доливкой. Баланс присадок восстановится, предприятие выиграет экономически и даже сможет немного увеличить сервисный интервал – разумеется, под дальнейшим контролем лаборатории.
Итак, с маслом все стало понятно. Теперь оценим степень износа двигатели, точнее, его пар трения. Какие сочленения являются основными? Подшипники коленчатого и распределительного валов; поршень с кольцами и гильза цилиндра; палец шатуна с втулкой; пара кулачок – толкатель; клапан и клапанная втулка.
Все эти детали изготовлены из черных и цветных металлов, точнее, сплавов. А частички этих материалов можно выявить… правильно, с помощью того же спектрального анализа. И если он показал высокое содержание хрома (кольца!) и алюминия (поршень!), значит, непорядок с цилиндропоршневой группой. А наличие меди и некоторых других цветных металлов расскажет о состоянии подшипников скольжения (вкладышей).
Но в масле можно обнаружить и другие посторонние примеси – например, кремний. Его наличие говорит о попадании в двигатель неочищенного воздуха – возможно, через поврежденный воздушный фильтр.
Влага в масле – явление, к сожалению, обычное. Ведь образование конденсата от перепада температур никто не отменял. Здесь важно отслеживать состояние присадок – и прежде всего моющих (детергентов) и диспергирующих (дисперсантов). Их природа такова, что они не дружат с влагой. Поэтому контроль и еще раз контроль!
Обнаружили в масле компоненты топлива – проверяем состояние системы питания, поршневых колец и впускных клапанов. Антифриз в масле? Скорее всего, повреждена (механики говорят – пробита) прокладка ГБЦ.
Вот так, шаг за шагом по анализу пробы масла проводится диагностика двигателя. А сравнение с результатами предыдущих исследований однотипных моторов позволит выявить системные ошибки эксплуатации и повысить ресурс этих двигателей.
Можно выявить и влияние региональных факторов. Например, перевозчик заправляет свой парк топливом с высоким содержанием серы – а другого поблизости нет. Часть топлива попадает в масло, сера окисляется, оксиды вступают в реакцию с водой (помним о конденсате!). В итоге образуются сернистая и серная кислоты, «пожирающие» щелочное число масла. Значит, надо особенно тщательно его контролировать, а при необходимости доливать свежее масло или производить частичную замену.
Отбор проб осуществляет сам клиент. Обычно это служба главного механика или главного инженера предприятия-перевозчика. Никаких отворачиваний сливных пробок, естественно, не требуется. Масло отбирается специальным шприцем в фирменную емкость через отверстие для масляного щупа. Понятно, что попадание посторонних примесей в пробу при этом исключается.
И в заключение немного информации для заинтересованных предприятий – автомобильных, энергетических и промышленных. ANAC обеспечивает выполнение следующих видов анализа:
• TOTAL ANAC GAS – система диагностики, контролирующая механический износ и состояние промышленных установок. ANAC GAS рекомендуется для двигателей, работающих на газе (природном, сжиженном нефтяном, свалочном и биогазе).
• TOTAL ANAC INDUS содержит обширную базу данных всех индустриальных материалов TOTAL и позволяет выполнять анализы для гидравлических, газовых, воздушных компрессоров, редукторных, турбинных, компрессорных масел, холодильных машин.
• TOTAL ANAC PRO – система диагностики для транспортных средств, обеспечивающая анализ отработанного масла. Предоставляет возможность отслеживать износ компонентов двигателя и трансмиссии, предотвращая сбои, продлевая сроки службы и снижение затрат на обслуживание, если осуществлять регулярный анализ масла – то, о чем мы сегодня рассказывали.
Результаты и аналитические отчеты доступны в режиме онлайн через защищенный сервер или непосредственно на смартфоне. Таким образом, потребитель сразу может получить необходимую информацию для оперативного решения своих задач. И неважно, где он в данный момент находится.
Сегодня система ANAC доступна и в России. В Санкт-Петербурге есть лаборатория, аккредитованная по данной программе – взаимодействие с ней позволит снизить время на отправку проб и стоимость анализа.