DENSO – система успеха
Корпорация DENSO давно и широко известна как один из крупнейших поставщиков ОЕМ-компонентов на сборочные линии всех крупных автозаводов мира. Достаточно сказать, что компания имеет более 200 филиалов и отделений в 35 странах, а число сотрудников насчитывает около 120 000 человек.
Как говорят в корпорации, «…на девяти из десяти автомобилей, ездящих по дорогам мира, установлена хотя бы одна деталь, произведенная на наших заводах». Возможно, это некоторое преувеличение. А возможно и нет...
Но если компания поставляет «оригинальные» детали на сборку машин, то рано или поздно логика развития неизбежно приведет ее к освоению и рынка запчастей для ремонта. Так что появление несколько лет назад фирмы DENSO After Market на рынке автокомпонентов стало событием логичным и ожидаемым. И, как показала практика, очень успешным.
Выставка
Так уж исторически сложилось, что о месте, занимаемом в неформальной «табели о рангах» среди производителей автокомпонентов, можно судить по тому, каким интересом пользуется компания на Automechanika во Франкфурте-на-Майне. На этой крупнейшей мировой выставке собираются все ведущие производители автозапчастей, материалов и оборудования. Именно здесь вниманию специалистов представляются новые технологии и продукты, заключаются большие контракты.
Стенд DENSO After Market на Automechanika 2012 без преувеличения, был одним из самых посещаемых – сотрудники со всей Европы за 6 дней выставки провели более 1000 встреч с клиентами, из России, США, стран Скандинавии, Африки и Австралии.
Новинки от DENSO
Говорить о новых продуктах, представленных компанией на выставке, одновременно и просто, и сложно.
Если просто смотреть на список новинок, то он может показаться достаточно коротким: новые гибридные и бескаркасные щетки стеклоочистителя, детали системы управления двигателем, стартеры системы «старт-стоп», электрокомпрессоры для гибридных и электромобилей, новое программное обеспечение для диагностики дизельных двигателей.
Но на самом деле все новинки, представленные DENSO на выставке – это своеобразная «верхушка айсберга». Ассортимент, производимый корпорацией для конвейерных поставок, невероятно велик – в него входят десятки тысяч автокомпонентов. И при этом он постоянно расширяется и совершенствуется.
В 2012 году значительно увеличился ассортимент деталей управления двигателем, поставляемых на рынок автозапчастей. Если ранее в этой большой группе продуктов предлагались катушки зажигания, датчики массового расхода воздуха, лямбда-зонды и свечи зажигания, то в прошлом году этот список был расширен, в частности, за счет топливных насосов, клапанов рециркуляции отработавших газов и т.д.
Бескаркасные щетки стеклоочистителей сегодня пользуются большой популярностью у потребителей, и компания представила 13 вариантов таких щеток, которые перекрывают порядка 85% мирового автопарка. А всего в ассортименте компании 138 позиций щеток, которые обеспечивают 1700 вариантов применения.
DENSO признанный лидер в системах кондиционирования: в зависимости от региона мира от 40% до 90% автомобильных кондиционеров работает на компрессорах, произведенных на ее заводах. Но при этом фирма постоянно выпускает новые модели компрессоров. Например, электрокомпрессоры для гибридных авто и электромобилей, которые значительно сложнее традиционных.
Казалось бы, что такого нового можно изобрести в конструкции свечей зажигания? Оказывается – можно. Например, постоянно совершенствуется линейка «свечей суперзажигания» (в них используется схема с двумя очень тонкими электродами, что улучшает эффективность разряда, эффективность воспламенения, напряжение пробоя и другие характеристики свечи).
Кстати, свечи зажигания становятся все тоньше – двигателестроители с каждым годом увеличивают диаметр клапанов, и места для свечей остается все меньше. Но с уменьшением диаметра свечи уменьшаются и зазоры, а значит, возрастает опасность пробоев. Так что пожелание «сделать свечу тоньше» превращается в сложную инженерную задачу.
Вот и выходит, что каждая новинка, представленная компанией DENSO – это результат научной и инженерной работы. Так сказать, не «конечный вариант», а очередной вариант постоянно совершенствующейся конструкции.
Управление «нелинейностью»
Как известно, нелинейное поведение системы может заключаться в экспоненциальном росте уровня реакции на входные данные. Так, для деревни из десяти домов вполне достаточно одного колодца. Но если в деревне уже сто домов, то одного колодца уже мало. Для небольшого города требуется уже централизованное водоснабжение. А есть еще электроснабжение, канализация, дороги и т.д. Когда такие проблемы начинают пересекаться и наслаиваться – это называется «буйством нелинейности».
Применительно к производственной компании – с ростом объемов производства и ассортимента у нее неизбежно возникают серьезные организационные проблемы. И среди них, пожалуй, главными являются поддержание качества и система информирования клиентов о продуктах.
Корпорация DENSO потому и остается одним из ведущих производителей автокомпонентов мира, что смогла решить проблемы «нелинейности» блестяще и элегантно. Рассказывать обо всех организационных решениях сложно, да и, наверное, не стоит – это займет слишком много места в журнале. Но о нескольких сказать необходимо.
Проблемы качества запчастей для вторичного рынка у компании просто нет – ее продукция не разделяется на «конвейерную» и «магазинную». Все компоненты производятся на одной линии и просто упаковываются в различные коробочки. Так что покупая запчасть с логотипом компании, автовладелец уверен, что он берет «оригинал», произведенный по тем жестким параметрам качества, которые устанавливают автопроизводители для конвейерной сборки.
Есть еще одна особенность – компания выводит на рынок новый продукт только тогда, когда уже налажено его массовое производство (хотя других компаниях чаще сначала анонсируют появление нового образца, а только потом налаживают его выпуск).
Так что на выставке Automechanika 2012 презентовалась продукция, которую в определенной степени нельзя назвать новой – она уже поставляется на сборочные конвейеры практически всех автопроизводителей мира. Таким образом это «новинка» только для рынка запасных частей. Хотя на самом деле технология производства «отшлифована» и проверена.
Еще одна из ключевых проблем – информирование потребителей: в компании, чей ассортимент насчитывает десятки тысяч компонентов, это становится жизненно необходимой задачей.
Для ее решения в DENSO создана многоуровневая система. Основу ее составляет интернет-сайт, где присутствует онлайн-каталог, который позволяет клиенту подобрать необходимый компонент по модели автомобиля. Например, набрать в строке поиска «Лансер» (даже не уточняя, какой именно: «девятый», «десятый» или какой-то еще) и получить полный список продукции, предлагаемой на этот автомобиль.
В дополнение выпускаются пресс-релизы, размещается информация в журналах. Проводится также постоянная информационная работа с «клиентами первого уровня» – дистрибьюторами. А в последнее время активизировалось информационное сотрудничество с так называемыми «клиентами второго уровня» – небольшими оптовыми компаниями, магазинами запчастей и даже продавцами запчастей на рынках.
Система информирования построена очень гибко, чтобы меняться с учетом конкретной ситуации. Например, в России пока еще рынок сформирован таким образом, что основным «советчиком» автовладельца при выборе запчасти является продавец магазина. Но постепенно ситуация меняется, люди начинают ориентироваться на мастера-автомеханика, который занимается его машиной.
В итоге…
Как это ни парадоксально звучит – корпорация уже много лет является одним из лидеров в области производства автокомпонентов не потому, что производит «что-то отдельное лучше других».
Секрет успеха заключается в том, что создана система, выпускающая продукты, которые рынок требует сейчас, и продукты, которые понадобятся ему завтра. Причем система выстроена таким образом, что любая деталь с логотипом DENSO будет качественной, инновационной и конкурентной по цене. И что важно – ее просто и легко найти…