Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Еще раз о цепях

Еще раз о цепях

Эту историю мы уже рассказывали. Но глядя на февральский пейзаж за окном, решили повторить. А вдруг кому пригодится?

Один мой знакомый сказал: «Рынок сбыта у цепей противоскольжения ничтожный. Никому они сегодня не нужны…» Хм, а колеса нужны? Ведь идея цепей противоскольжения стара, как само колесо. Они много раз выручали водителей – это знают все, если не по жизни, то хотя бы по фильмам.

В XXI веке интерес к подобным средствам повышения проходимости в России упал. Можно пытаться объяснить это улучшением качества дорог (хотя какое там улучшение?) урбанизацией, цивилизацией, но… Почему же тогда в цивилизованной Европе цепи противоскольжения остаются в почете – при их-то замечательных дорогах, джипах и ошипованных шинах? Все очень просто: тамошние водители не противопоставляют цепи понятию «цивилизация», а наоборот – органично сочетают их. Иными словами, справедливо полагают, что цепи противоскольжения, вовремя надетые в загородной поездке – атрибут комфорта и безопасности. Поэтому и возят их с собой наряду с запаской.

Более того: в некоторых странах использование цепей является обязательным даже для полноприводных автомобилей. Не в городах, конечно, а на горных дорогах и перевалах, где бывают внезапные снегопады. Об этом, кстати, предупреждают специальные дорожные знаки.

Дело в том, что даже самые современные шины, как ни кощунственно это звучит, не всегда подходят для езды по рыхлому или укатанному снежному покрытию и льду. Они обеспечивают прекрасное сцепление с дорогой – но до тех пор, пока не началось буксование. А дальше возникают проблемы – чем больше пробуксовка, тем меньше сцепление с дорогой. Цепи же меняют картину коренным образом: пробуксовка сектора колеса, свободного от цепи, увеличивает скорость вращения. Набегающий цепной «браслет» сразу же резко «вгрызается» в дорогу. Сцепление усиливается, пробуксовка исчезает – происходит свое­образное саморегулирование поведения колеса.

Но как известно, за все приходится платить. В данном случае это надо понимать буквально. Красивые, удобные в обращении цепи противоскольжения – те самые, что обеспечивают комфорт европейцам, стоят недешево. И признаться, они того заслуживают. Представьте: дама-водитель в изящной короткой шубке за несколько минут монтирует быстросъемные цепи и продолжает путь.

Продаются такие цепи и у нас. Только вряд ли они устроят владельца заслуженных «Жигулей». Цена-то кусается… Как быть? Не будем огорчаться: в продаже полным-полно цепей отечественного производства. У них множество недостатков: их крайне неудобно надевать и снимать, они царапают диски, ржавеют и… пожалуй, всё.

А теперь обратимся к достоинствам российской продукции. Их, по меньшей мере два: во-первых, наши цепи прекрасно выполняют свои функции, позволяя проехать опасный участок и выйти победителем из, казалось бы, безнадежной ситуа­ции. Во-вторых, по цене они вполне доступны владельцам отечественных машин.

Я пишу об этом с полным знанием дела. Ибо имею привычку ездить на машине на подмосковную дачу в любое время года. А там есть километровый участок лесной дороги, идущей под горку. И однажды…

Был слякотный зимний день. Вечером шел дождь, а к утру подморозило. Упомянутый спуск (если смотреть со стороны дачного поселка – подъем) превратился в каток. В довершение пошел снежок – как раз такой, чтобы забить рисунок протектора, превратив скаты в некое подобие спортивных сликов. Словом, сами понимаете…

И все же я рискнул. Не буду утомлять читателей рассказом, что из этого вышло. Ничего не вышло. А по радио – надо же – пел Высоцкий: «Конец простой, пришел тягач…»

Не пришел. Тракторист на колесной «Беларуси» ехать под горку категорически отказался. И правильно сделал, иначе остался бы в нашей долине надолго. А его товарищ на гусеничном Т-150 заломил такую цену, что я искренне пожалел о советских временах, когда бутылка решала в деревне любую проблему.

Словом, пришлось оставить машину на сторожа и поехать на электричке в Москву. Денег, спасенных от кровопийцы-тракториста, хватило на то, чтобы купить в автомагазине цепи противоскольжения. После этого я вернулся на дачу, надел цепи на колеса, без проблем взобрался на горку, снял цепи и уехал в Москву.

Теперь я спокоен. Не боюсь снегопада, льда, грязи и прочих загородных напастей. В багажнике моем есть палочка-выручалочка. И другим советую: если вы дачник, автотурист, рыбак, охотник и т.д., запаситесь цепями противоскольжения.

Дешевые отечественные изделия выпускаются практически для всех автомобилей – точнее, для колес любой размерности. Фактически это так называемые мелкозвенчатые цепи, хорошо известные водителям-ветеранам. Автомобильные справочники рекомендуют применять их (цитирую) «для повышения проходимости автомобилей по мягким грунтовым дорогам, снежной целине, скользким дорогам и при работе автомобилей в горных условиях».

Особенностей эксплуатации цепей противоскольжения не так уж много. При правильном монтаже средняя часть поперечных звеньев должна перемещаться по покрышке на 10–20 мм. Скорость движения – не более 50 км/ч. По асфальту с цепями ездить не следует – угробите покрышки. Вот, собственно, и всё.

Да, чуть не забыл! Позже на таких же цепях выбирался из звенигородских джунглей мой знакомый. Тот самый, что сказал, будто рынок сбыта у цепей ничтожный. Вот так мы всегда: думаем одно, говорим другое, а делаем третье…

  • Георгий Бобров

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены