Ford в мешке
Ford Motor Co. выпустит популярнейшую машину Америки с алюминиевым кузовом. Делается это ради новых стандартов топливной экономии. Успех модели будет в первую очередь зависеть от готовности авторемонтных мастерских работать с новым материалом и наличия необходимого оборудования. Компания Ford заявила о том, что популярнейший пикап F-150 с 2015 года получит кузов из алюминия. Это далеко не первая компания, решившая использовать легкий металл вместо стали. К примеру, в продаже давно присутствуют модели с алюминиевыми конструкциями кузова, такие как Audi А8 или Jaguar XJ. Дело в том, что немцы и британцы применяли материал для люксовых моделей. В то время как пикап F-150 рассчитан на массового потребителя. Например, всего в Европе и США за прошлый год было продано около 12 тыс. Audi А8 и около 8 тыс. Jaguar XJ. При этом F-150 в течение последних 32 лет остается самым продаваемым автомобилем Америки. Только в прошлом году было реализовано 760 тыс. машин этой модели. «Революционным можно считать тот факт, что алюминий начинают использовать для массового производства автомобилей, – приводит портал Metalbulletin слова главного исполнительного директора одного из ведущих производителей алюминия в мире Alcoa Клауса Кляйнфельда. – Раньше материал использовался для строительства люксовых моделей, но теперь мы видим, что этот металл становится все популярнее в автомобилестроении в отличие отстали».
Растущая популярность
По прогнозу металлургических компаний, количество алюминия, используемого в автомобильной промышленности, вырастет в 2 раза в ближайшие несколько лет. С таким видением ситуации согласны и другие эксперты. Сталь становится все менее популярной. Отсюда возникает вопрос, почему легкий, не подверженный коррозии и легко перерабатывающийся алюминий, годами применяемый в других областях, стал интересен автогигантам лишь совсем недавно? Отчасти ответ на этот вопрос лежит в области госрегулирования. Рост цен на топливо, поддержка «экологичных» транспортных средств, стремление снизить расход бензина заставляют инженеров искать соответствующие пути решения для каждого класса автомобилей. «Более 80% потенциальных покупателей готовы платить за более экономичное транспортное средство, – указывает Кляйнфельд. – Соответственно потенциальный покупатель пикапа будет искать самый экономичный автомобиль в сегменте. Такие вот происходят изменения». Есть и другая причина, по которой данным материалом интересуются все больше. Рост металлургических предприятий, таких как Novelis или Sapa, привел к резкому развитию технологии получения сплавов. Компании хотят, чтобы заказчики видели в них не просто поставщиков сырья, но и поставщиков различных решений. Теперь гиганты отрасли заняты разработкой собственных патентованных сплавов и поиском путей их применения. «Если бы я был производителем алюминия, я уж точно бы занялся работой с F-150 и сделал все возможное, чтобы модель имела успех, – объяснял ранее ситуацию президент отраслевой консалтинговой компании All Raw Materials Consulting Кевин Мур. – Если Ford станет успешным в этой ценовой категории, можно быть уверенным, что концепцию подхватят конкуренты». К 2025 году количество алюминиевых деталей в среднестатистическом транспортном средстве увеличится до 250-295 кг. В 2012 году этот показатель составлял 165 кг. Более того, металлургические компании (Norsk Hydro, Alcoa, Novelis, Constellium и ряд других) в курсе этой тенденции и готовятся расширять производство автокомпонентов. Конечно, для массового производства автокомпонентов из алюминия существуют препятствия, но их со временем можно устранить. Долгое время потребители большей частью были убеждены, что раз данный материал легче стали, то он и не так безопасен. Однако появление новых сплавов, использование металла в аэрокосмической отрасли и оборонной промышленности меняют это представление.
Встали в очередь
Прогноз Мура уже начал сбываться. В феврале сообщалось, что идею Ford подхватила General Motors. Эксперты говорят, что пойти на такой шаг компания решилась под давлением властей, требующих от автопроизводителей более экономичных моделей. Как бы там ни было, GM рассматривает возможность выпуска Chevrolet Silverado и GMC Sierra с алюминиевым кузовом. Машины должны поступить в продажу к 2018 году. В отличие от F-150 при сборке пикапов General Motors будут использованы не заклепки, а сварка. Это, рассчитывают в компании, позволит еще больше снизить вес транспортного средства. В 2012 году GM разработала технологию сварки алюминия с применением специальных электродов с кольцами. Она позволяет значительно ускорить время сборки автомобиля на конвейере. Технология сейчас применяется для крепления небольших алюминиевых деталей на таких машинах, как Cadillac CTS-V, Chevrolet Corvette Stingray, Chevrolet Tahoe и GMC Yukon. Как видно, намечается новая тенденция в сегменте пикапов: впервые в истории во главу угла ставится экономичность машины, а не грузоподъемность или мощность. По мере того как крупные автопроизводители начнут переходить на алюминий, металлургические компании ускорят разработки новых технологичных сплавов, а объемы использования традиционной стали в автомобильной отрасли начнут падать. Существуют и другие препятствия для продвижения новинки. Прежде всего они касаются авторемонта. После пяти лет работы над алюминиевым F-150 Ford Motor Со. столкнулась с новыми задачами. Во-первых, существует риск роста стоимости страховки на эту модель, во-вторых, количество специалистов с необходимым для ремонта кузова оборудованием невелико.
Опять расходы
По данным Bloomberg, ссылающегося на председателя Американской автосервисной ассоциации Дэррелла Эмберсона, из 30 тыс. независимых мастерских менее 10% имеют сертификат и специальное оборудование для работы с алюминиевыми деталями кузова. Хотя некоторые дилеры и занимаются самостоятельно восстановлением поврежденных в аварии деталей, большинство владельцев машин предпочитают обращаться за соответствующими услугами в независимые мастерские. Ford делает ставку на то, что потребителей не отпугнет увеличившаяся на 10% сумма страховки. Ведь в обмен они получат экономию топлива, увеличившуюся грузоподъемность и большую разрешенную массу прицепа. Также второму по величине автопроизводителю в США необходимо подстегнуть рынок постгарантийного обслуживания, с тем чтобы он был готов предложить решения к моменту старта продаж нового F-150. Хотя, по словам директора по маркетингу Ford Дага Скотта, страховые компании и берут меньше за страховку предыдущей модели пикапа, Ford не считает, что это станет существенным фактом, который заставит покупателя отказаться от приобретения машины. «Мы потратили много времени и глубоко уверены, что это не отпугнет клиентов», – заявлял ранее Скотт.
Короткая память
Что касается автосервисов, то для работы с алюминием требуется специальный инструмент, отличающийся от того, что используется при работе со стальными деталями. Как правило, соединения различных металлов подвержены коррозии. Для работы с алюминием потребуются отдельные щетки, шлифовальные машины и проч. Также не все мастера имеют достаточный опыт работы с материалом, а ведь его пластические свойства по сравнению со сталью ограничены. «"Память" алюминия довольно слабая, металл сопротивляется попыткам восстановить поврежденное изделие, – объясняет представитель авторемонтной организации I-CAR Джеф Пул. – Опыт здесь действительно важен, и авторемонтникам предстоит еще многому научиться в этой области». По данным Ford, 90% их клиентов могут добраться до мастеров с необходимыми навыками для починки нового F-150 за два часа, 80% – за полчаса. Так, что у покупателей пикапа будут те же возможности, что и у владельцев Ford со стальным кузовом, уверяет Скотт. Компания начала разработку модели еще в 2009 году.
Шары для боулинга
Интересно, что только на анализ ремонтопригодности, возможности производства и требуемого сырья для пикапа ушло полтора года. Только после этого производитель решился на использование нового металла. При сборке модели применяется высокопрочный сплав. Детали стали толще, ведь плотность стали почти в 3 раза выше по сравнению с алюминием. Тем не менее новинка получилась на 318 кг легче по сравнению с текущей моделью машины. И это не единственный плюс: разработчики уверяют, что кузов пикапа будет гораздо труднее поцарапать, и он станет устойчивее к мелким повреждениям. Во всяком случае в компании заверяют, что провели ряд тестов, в ходе которых роняли на машину шары для боулинга. Эти испытания и выявили устойчивость машины к небольшим повреждениям.
Осторожный оптимизм
Оптимизм производителя все-таки не до конца разделяют эксперты. По словам страхового специалиста из компании ALG Ларри Доминика, производители, конечно, могут заставить свои сертифицированные мастерские работать с новым металлом. Однако в такой ситуации все равно может наблюдаться сокращение выбора мастерских, в которые могут обратиться автовладельцы или же страховщики смогут направлять клиентов. Данная стратегия работоспособна, но вот на ее реализацию уйдет лет десять. Ряд автогигантов (Volkswagen, Audi, Tata Motors) также используют алюминий для производства седанов и кроссоверов, однако F-150 выпускается в гораздо больших объемах. С другой стороны, если исключить проблемы со стоимостью страховки и ремонтопригодностью автомобиля, других рисков для него и нет, полагает Доминик. Эксперт давно знает рынок пикапов и тех, кто их покупает. Доминик начинал работу в сегменте еще в сотрудничестве с Nissan Motor Со, тогда производитель собирался вывести на рынок свой первый пикап Titan. Доминик также занимал высокую должность в японской Yokohama. «Владельцы пикапов чертовски лояльны, – отмечает эксперт. – Когда мы проводили опрос среди тех, у кого были пикапы от Ford, Chevy и Dodge, они говорили, что и смотреть на Nissan не будут. Так что тогда наши позиции были ниже плинтуса». В Ford, в свою очередь, подсчитали, что 80% клиентов не имеют ничего против использования алюминия, поскольку сталкивались с этим материалом по работе. У многих из них есть лестницы из этого металла, ящики для инструментов и прочие принадлежности, которые должны быть прочны и легки. Более того, компания не устает напоминать, что тестовый автомобиль прошел 10 млн миль (16 млн км). Фордовцы также выставляли на недавнем автошоу в Детройте F-150, принимавший участие в ралли «Баха 1000». Протяженность этой трассы составляет около 1421 км. Нисколько афтемаркет готов к работе с новинкой, станет ясно сразу после начала ее продаж. Люди начинают попадать в аварии сразу после выхода модели на рынок, они не ждут несколько лет, указывает Эмберсон. Дилеры же смирились с неизбежным и заявляют о готовности обучать персонал, а также запасаться оборудованием. Такова цена за право представлять марку.
Цена сотрудничества
Между тем о том, какие расходы ждут автосервисы, рассказало издание Autonews.com. По свидетельству одного из владельцев мастерской, обучение двух сотрудников ремонту нового «алюминиевого» Porsche 911 стоило ему 50 тыс. долл. Теперь он даже не знает, когда сможет «отбить» вложения. Немногим меньше берут и в других компаниях за обучающие программы для персонала. К примеру, в Mercedes-Benz, опять же по свидетельству источника издания, просят 20 тыс. долл. за сотрудника. С другой стороны, дилер Land Rover из Нью-Йорка, сотрудничающий с независимым ремонтным предприятием, говорит, что особых проблем с восстановлением алюминиевых деталей после аварий у него не возникало. Еще один владелец кузовной мастерской отметил, что работа с алюминием требует больших затрат. Детали стоят дороже, времени на ремонт уходит больше, соответственно растет стоимость работ. К тому же стальные детали кузова широко доступны, в то время как алюминиевые запчасти можно найти в основном только у самих производителей. Для того чтобы избежать проблем, ремонтники советуют Ford в первую очередь обеспечить своих дилеров самым лучшим инструментом и провести переподготовку кадров как можно скорее. В целом эксперты говорят о том, что F-150 станет испытанием не только для рынка постгарантийного обслуживания, но и для самой Ford. Она будет использовать алюминий в поистине промышленных масштабах. Ранее этого не делал никто. И на то есть причины, это дорого и сложно.