Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Инжиниринговый центр SMART: интервью с руководителем

Инжиниринговый центр SMART: интервью с руководителем

Сегодня на страницах журнала расскажем о независимом учебно-практическом центре, который занимает на рынке особое место. Это не только крупнейший учебный центр по авторемонту в России, имеющий 44 программы обучения для всех категорий специалистов автосервиса, в который приезжают обучаться даже из Германии, Франции, Кубы, Израиля, Белоруссии, Казахстана, но еще и инженерный центр, который создает уникальные проекты в образовании.

Диалог будем вести с владельцем бизнеса и директором по развитию, кандидатом технических наук, Павлом Николаевичем Клюкиным. Поговорим о том, что представляет собой центр сегодня, кто в нем работает и какие проекты могут быть полезны нашим читателям.

Павел Николаевич Клюкин. Кандидат технических наук, доцент. Окончил с отличием Московский автомеханический институт (МАМИ), аспирантуру, получил дополнительное образование в сфере менеджмента и психологии.

Имеет 10-летний опыт работы в ГК FAVORIT MOTORS, являющейся одним из лидеров авторитейла в РФ, прошел путь от диагноста до генерального директора Академии FAVORIT MOTORS. Занимался разработкой и внедрением стандартов обслуживания, созданием системы контроля качества обслуживания клиентов и ремонта, развитием диалогового сервиса, оптимизацией бизнес-процессов, подбором и обучением персонала.

Является консультантом собственников бизнеса, руководителем проектов с GroupAuto, Mobil, Motul, KYB, Bosch и др. Независимый эксперт ООО «МИП», АККОРК, Профакредагенства. Работал в проектах Министерства образования г. Москвы, разработчик авторских методик обучения и моделей учебного оборудования, председатель Государственной аттестационной комиссии в ведущих технических колледжах Москвы.

Автор более 40 публикаций в научных изданиях, соавтор учебника «Основы конструкции современного автомобиля» с грифом УМО РФ, имеет патенты на изобретения (гибридные автомобили, системы энергоэффективности).

Расскажите о коллективе центра, о преподавателях-тренерах, кто они?

Коллектив центра – единомышленники, объединенные задачей непрерывно учиться самим, организовывать и передавать самые актуальные знания рынку. Это инженеры, тренеры, методист, консультанты, администраторы, специалисты по проектам, PR, IT.

На данный момент мы сотрудничаем с 37 экспертами, среди которых как штатные тренеры, так и приглашенные технические специалисты, имеющие большой опыт работы в сфере автокомпонентов и оборудования. Наши штатные преподаватели имеют высшее профильное образование, прошли специальную подготовку и сертификацию в качестве тренеров. Поставлю акцент: это люди, готовые делиться знаниями и умеющие объяснить сложное доступным языком. В качестве примера расскажу о нескольких специалистах центра.

Владимир Ва­сильевич Ру­-шальщиков, инженер-конструктор, ведущий технический тренер Центра SMART.

Окончил Московский автомеханический институт (МАМИ) по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». Опыт работы в сфере обслуживания и ремонта автомобилей – более 35 лет.

Работал инженером-конструктом в бюро двигателей легковых автомобилей на автозаводе им. Лихачева (Москва); инженером и техническим тренером на предприятии по сборке легковых автомобилей и мототехники «Автотор» (Калининград); инженером-консультантом по ремонту топливной аппаратуры современных дизельных двигателей в компании «AUTO EURO» (Москва).

Прошел специальную подготовку в учебном центре KIA MOTORS в Словакии, Южной Корее, Москве, а также учебном центре BOSCH по ремонту топливной аппаратуры.

В Центре SMART ведет курсы «Диагностика и ремонт автоматических коробок передач (АКП)», «Диагностика и ремонт дизельных систем Common Rail», «Автомеханика: технологии обслуживания и ремонта автомобилей».

Дмитрий Эдуардович Протопопов в автоиндустрии с 2008 года. Тренер Учебного центра «Рольф Мицубиси», Учебного центра ГК Sollers. Имеет большой опыт работы в техподдержке дилеров различных брендов. Главный судья чемпионата «Лучший автомеханик РФ», технический тренер Центра SMART, автор курса экспресс-подготовки автомехаников.

Сергей Ев­гень­евич Петров, технический тре­нер компании SKF, приг­лашенный эксперт SMART. Стаж в автомобильной отрасли – 20 лет. Окончил с отличием профессиональный автомобильный лицей, затем с отличием МГТУ «МАМИ» по специальности «Инженер-специалист в области сервиса транспортных машин и оборудования» и аспирантуру МГТУ «МАМИ» по направлению «Колесные и гусеничные машины». Автор многочисленных публикаций в журналах «Кузов», «Автокомпоненты» и др.

Обучил более 2000 специалистов. Проводит тренинги по автомобильным технологиям и инновационным разработкам, в том числе для гибридных и электромобилей; смазочным материалам и специальному инструменту SKF, приводному валу и ШРУС, системе охлаждения двигателя, ГРМ и др.

Алексей Кузнецов, специалист в области защиты автомобилей от угона, руководитель установочного центра, приглашенный эксперт SMART.

Имеет профильное средне-специальное («Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта») и высшее образование («Автомобили и автомобильное хозяйство»). С 2013 года специализируется на индивидуальных решениях в области противоугонных систем, автозвука и шумоизоляции.

Работал специалистом по установке доп. оборудования в мультибрендовом дилерском центре (марки Mercedes, VW, Skoda, Mitsubishi, Peugeot, Hyundai). В 2017–2018 годах руководил отделом по установке охранных комплексов на новые автомобили в техцентре LEXUS Ясенево.

В ИЦ SMART ведет занятия по направлению электрики, установки допоборудования.

Немаловажным фактором качества обучения является то, на чем вы учите. Каким оборудованием располагает центр? Есть ли какие-то специальные стенды или инструмент, предназначенный именно для обучения?

Конечно, это сильно влияет не только на качество обучения, но и на скорость передачи навыков и знаний. Техническому оснащению центра мы уделяем особое внимание. Учебные автомобили и специальные моторные стенды позволяют быстро смоделировать нужную неисправность и на реальном примере научить ее устранению.

В центре есть полтора десятка бензиновых и дизельных стендов, моторный мощностной стенд, который нам передал Александр Михайлович Пахомов (ТЦ «ДИЛИЖАНС», Санкт-Петербург). В каждом таком агрегате «зашита» методика: все неисправности включены в программу курса и методические пособия.

Для диагностов есть все: более 30 сканеров от Autel Maxisys 906BT, 908 PRO, Launch X431 нескольких поколений, BOSCH KTS570, GUTMANN 56 до «Сканматика», «Васи-диагноста» и т. д., учебные ноутбуки, осциллографы Постоловского, МТ-Pro, тестеры Common Rail, газоанализаторы, специальный инструмент. Оборудования хватило бы на пару супероснащенных автосервисов.

В классах обучения ремонту АКПП, двигателей, агрегатному ремонту – более тысячи различных агрегатов. Это тонны железа и пластика.

При создании своих программ обучения вы ориентируетесь на чей-то опыт, используете требования профессиональных стандартов или разрабатываете свои?

Конечно, мы используем лучшие мировые практики: изучаем опыт передовых компаний, производителей, в том числе и из смежных сфер, глубоко интегрированы в мировое движение WorldSkills. С опорой на опыт наших коллег и заказчиков создаем собственные профессиональные стандарты.

Еще в 2006 году, когда руководство крупнейшего дилерского холдинга столкнулось с проб­лемой острой нехватки персонала, мы начали создавать собственные требования к специалистам и растить их самостоятельно. В процессе обучения одновременно оценивалась квалификация сотрудников. Заказчиками выступали технические центры, и мы оперативно получали от них обратную связь: если специалист после наших курсов не подходил работодателю, то его просто не принимали на работу. С 2012 года создание и доработку профстандартов мы продолжили совместно с колледжами Москвы, учебно-методическим центром Министерства образования, одновременно сделав ставку на независимый сегмент автосервисов как наиболее быстро растущий и сложный. В результате были разработаны профессиональные стандарты – набор требований к специалистам по ремонту и обслуживанию автомобилей, который лежит в основе учебных курсов под разные задачи бизнеса.

В каком формате ведется работа с учебными заведениями и автосервисами?

Мы создаем лаборатории и учебные центры, в которых учатся молодые специалисты в регионах, часто еще до того, как начнут искать работу. Мы хотим, чтобы при обучении молодого специалиста сразу были заложены правильные основы: применение технической документации и специального инструмента, техники безопасности, хороший кругозор и уверенное владение технологиями.

Наш центр предоставляет оборудование и материалы для самого современного оснащения учебных классов. В момент запуска мы направляем специалистов, которые помогают на месте отладить учебный процесс «с нуля» и в дальнейшем находятся на удаленной связи для решения любых вопросов.

У вас в партнерах достаточно громкие имена: KYB, VARTA, TEXTAR и др. В какой форме ваш центр сотрудничает с этими компаниями? Что они дают вам и в чем польза от сотрудничества для них?

Польза взаимная не только для нас как для партнеров, но и для всех наших клиентов – участников обучения. Все учащиеся получают доступ к первоисточнику, самой передовой и проверенной информации. Например, сотрудничество с АО «Легион-Автодата» дает возможность слушателям, обучающимся по направлению диагностики, пользоваться на курсах лицензионными справочными системами Autodata, MotorData, а после курсов получать бесплатные пробные лицензии. Технический директор Сергей Леонидович Курленя посещает практически каждую группу диагностов, и все возникающие технические вопросы решаются профессионально и быстро. Аналогично у слушателей есть доступ к официальным HGS Data и ESITronic.

Другой партнер центра, магазин оборудования «РусТехника» (г. Ярославль), предоставляет в пользование множество полезного для практики и оплачивает своим клиентам наши курсы, чтобы каждый клиент смог использовать оборудование на все 100%.

Еще пример: до вывода на рынок самого популярного сейчас сканера AUTEL MAXISYS 906BT наш центр первым получил его на тестирование. Тренеры и студенты ИЦ SMART смогли протестировать прибор и даже дать обратную связь, которая была учтена при русификации. На сайтах autoscaners.ru и autel-russia.ru размещены видео, записанные в нашем центре с нашими экспертами. С компаниями TEXA и MAHA мы аналогично сотрудничаем в сегменте ремонта грузовой техники.

Мы признательны партнерам-производителям: KYB, Varta, Gates, Dolz, NTN-SNR, febi, NGK, Hella за сотрудничество, благодаря которому все виды амортизаторов, подшипников, новые виды ремней, технических жидкостей, приборов для проверки свечей зажигания и проч. представлены в нашем центре. С некоторыми компаниями мы делаем индивидуальные образовательные проекты. В частности, за 4 года сотрудничества под эгидой GroupAuto мы провели более 60 образовательных семинаров на наших площадках.

Многие знают ваш центр по Открытому чемпионату «Лучший автомеханик РФ», который вы проводите для автомехаников уже много лет. Что он значит для вас лично и как вы видите его в ближайшем будущем? Как планируете его развивать дальше?

Открытый чемпионат «Лучший автомеханик РФ» – это некоммерческая площадка для ежегодной встречи лучших в отрасли автомехаников друг с другом и с производителями – носителями технологий. Для нас это возможность активно повлиять на ситуацию в отрасли: привлечь внимание к вопросу квалификации механиков, внести вклад в развитие их знаний/навыков, создать условия для выявления и поощрения сильнейших.

С каждым годом число участников растет: в этом году уже 946 зарегистрировавшихся из всех регионов России, от Калининграда до Дальнего Востока. Одновременно процедура проведения соревнования становится все более живой и технологичной. В следующем году мы планируем не ограничивать проведение чемпионата 1–2 месяцами, а «крутить» задания весь год. Отбор победителей тоже станет ежемесячным. Участников Чемпионата‑2020 ждет много сюрпризов, которые мы уже активно готовим совместно с нашими партнерами.

Павел Николаевич, понятно, что основной услугой вашего центра является обучение специалистов и руководителей в сфере авторемонта, но наверняка есть те проекты и решения, которые пока не столь известны на рынке, расскажите о них.

Мобильная лаборатория для автосервисов

С начала 2020 года мы запустили большой проект для автосервисов «Мобильная лаборатория». По сути, это выездной учебный центр и техпомощь: автомобиль со специалистом и оборудованием на борту приезжает в автосервис, где проводится обучение на рабочих местах по актуальным темам, таким как диагностика и ремонт ходовой части автомобилей, ремонт систем привода ГРМ двигателей, даются квалифицированные консультации по оборудованию и т. д. Первые 12 выездов в автосервисы Москвы и Московской области организованы в тандеме с нашими партнерами из NEXUS Automotive Russia. NEXUS в России – это 13 компаний-участников, более 4000 сотрудников, 80 000 клиентов, 90 городов присутствия, 180 офисов продаж и представительств. Это очень плодотворное сотрудничество.

Мы привозим все необходимое с собой на специально оборудованном брендированном автомобиле Citroen Jumpy: от стульев и верстаков, до специнструмента и частей автомобилей (подвесок, двигателей). На подготовку такого «полевого учебного класса» уходит около получаса. Само обучение продолжается 3 часа. Полезным оказался и опыт Чемпионата «Лучший автомеханик РФ» в связи с этим: часть практических заданий автомеханики выполняют одновременно, соревнуясь друг с другом. Тренер SMART делится опытом: что сделано правильно, а что – нет, и дает рекомендации. В такой полуигровой форме и проходят занятия: современно и эффективно. Хороший опыт получился от совместной работы сразу двух тренеров: тренера ИЦ SMART и технического эксперта производителя, например как уже делали с BREMBO, NRF и Delphi Technologies. Наш тренер давал технологию в целом, эксперт от производителя указывал особенности на примере технологий собственного бренда.

Мы полтора десятка лет занимаемся обучением специалистов и видим, какие сложности возникают у автосервисов: механик не хочет терять неоплачиваемые рабочие дни, руководителю необходимо подстраивать смены и графики, порой даже уговаривать сотрудников учиться, есть страхи вроде «сейчас обучу, а он уйдет» и т. п. Этот вопрос решается двумя действиями с нашей стороны: для автосервисов, которые обучают персонал в нашем центре, мы даем годовую гарантию, а для обучения по программам, не требующим много оборудования, мы приезжаем к заказчику и проводим все на его территории. К тому же часто это экономически выгоднее: учатся все сразу и по одной определенной теме, а заказчик платит только за чистое время.

Выездное обучение в технических колледжах

Есть ли подобный формат, но не для автосервисов, а для подрастающего поколения?

Интеграция с партнерами – ведущими производителями автокомпонентов натолкнула нас на мысль, что такое выездное обучение можно проводить и в технических колледжах – ведь с правильными технологиями нужно знакомить студентов смолоду. Так они будут сразу привыкать к правильной работе с документацией, инструментом, знать, какие выбирать запасные части и как правильно их устанавливать при замене. Это уникальная возможность для ребят – общаться с ведущими экспертами напрямую. По большому счету, мы это делали и раньше, но сейчас мы стали сами производить учебное оборудование и наладили более плотный контакт с производителями, что значительно повысило качество обучения. И добавили практических заданий на агрегатах, которые мы привозим с собой, почти как на Чемпионате.

Нас в этом уже поддержала компания NTN-SNR – японо-французская компания с более чем 100-летней историей и 71 заводом по всему миру, разработчик всех видов автомобильных подшипников и приводных валов.

Гарантии для автосервисов на обучение

Многие сейчас наверняка не готовы учить персонал, какие есть шаги в этом направлении?

Одно из полезных для рынка решений пришло на встрече в клубе руководителей. Мы стали давать гарантию на обучение для заказчиков-руководителей. В случае замены или ухода сотрудника ИЦ SMART бесплатно обучает другого за свой счет на таком же курсе по простому заявлению от руководителя автосервиса. Насколько я знаю, так еще никто не делает. Мы строим долгосрочные отношения с клиентами, поэтому готовы снижать риски заказчика.

Да, и мы также решили вопрос с проживанием наших слушателей из регионов. Современный отель находится в 30 м от учебного корпуса и в 50 м от учебного автосервиса (бокса практики). Стоимость проживания составляет 850 руб. в сутки. Поэтому стало еще и доступнее.

Курс подготовки автоэлектриков дистанционно

Почти все курсы проводятся в очном формате, ведь практические навыки – самое главное в работе специалистов. Как вы смотрите на дистанционный формат? Знаю, что у вас есть такие курсы.

Никто в это не верит, когда рассказываем. Но сейчас проекту уже почти два года, и мы можем говорить о результатах. Мы долгое время бились над вопросом, как готовить автоэлектриков-диагностов с нуля и без посещения нашего центра, удаленно. Этот вопрос особенно актуален для руководителей, кто долгое время не может найти сотрудника себе в автосервис. Действительно, хороший диагност на вес золота, даже если он есть, то его уход – это большой риск для бизнеса, и неплохо было бы иметь в запасе одного-двух механиков, которые хорошо владеют навыками диагностики и ремонта электрооборудования и электронных систем автомобилей.

Мы все знаем, что для многих людей авто­электрика является чем-то недоступным и непознанным еще со школы. Но если пройти с опытным преподавателем по определенным шагам, то стать понимающим специалистом можно. И дальше расти уже самостоятельно. Мы создали такой курс, он содержит 90% практики и 10% теории.

Это не видеолекции, не материалы для самоподготовки, не вебинары. Курс «Основы автомобильной электрики» – это работа с набором для практики по заданиям и при поддержке тренера ИЦ SMART. Работа возможна с любого устройства (смартфон, планшет, ноутбук, настольный компьютер). Причем с помощью нашей IT-разработки ученики и преподаватель общаются вне зависимости от часового пояса и времени, сейчас мы ее патентуем.

Ученик может проходить курс в удобное время 24 часа в сутки, в дороге, на работе, дома. Гарантируем, что все 100% материала будет усвоено, ведь нужно повторить руками все, что делает преподаватель, получить индивидуальную обратную связь от преподавателя по каждому из 30 уроков и ответить на все вопросы. У каждого ученика собственный набор для практики, который остается у него, дополнительная литература и схемы в комплекте.

После прохождения курса ученик научится основам: читать и понимать электрические схемы, проводить измерения в электрических цепях автомобиля, собирать электрические схемы (устанавливать допоборудование автомобиля), узнает об устройстве компонентов (реле, переключателей, предохранителей, датчиков, замков дверей и проч.), познакомится с основами диагностики автомобиля с помощью сканера, научится самостоятельно находить неисправности цепей: замыкания, обрывы. А это главное, далее мы остаемся на связи и поддерживаем ее.

Такой курс, конечно, не заменяет курс автоэлектриков-диагностов в очном формате, но позволит научиться и начать работать самостоятельно уже через полтора-два месяца. И стои­мость невелика, всего 25 тыс. руб., в которую уже входит индивидуальный набор для практики, отправка почтой в любой регион РФ, 18 основных уроков, 12 дополнительных + 1 бонус, персональная обратная связь от преподавателя, решение оргвопросов через куратора курса, методичка к курсу с электросхемами и заданиями, учебник «Основы конструкции современного автомобиля», карта SMART на скидку на другие курсы, сертификат по итогам успешного прохождения курса.

Лаборатория «Электромобиль: устройство и обслуживание»

Осенью 2019 года в одном из крупнейших московских вузов прошла презентация вашего проекта – лаборатории электромобилей. Расскажите подробнее об этом проекте.

ИЦ SMART думает о будущем, хотя по меркам развитых стран это уже не будущее, а настоящее. Поскольку мы занимаемся профессиональным обучением, мы понимаем, что среди программ обучения должны быть и те, которые работают на опережение потребностей рынка ремонта. Наш центр построил уникальную для России лабораторию, которая позволяет моделировать динамические процессы (разгон, движение под нагрузкой, рекуперативное торможение), изучать конструкцию электромобиля и его систем, вводить неисправности, проводить измерения, задавать различные сигналы датчиков, пользоваться различным оборудованием при диагностике и ремонте, изучать документацию. В ее состав входит более 50 позиций оборудования, в том числе зарядная станция, система отбора мощности, маховые массы, макеты аккумуляторных батарей, интеллектуальное зарядное устройство и проч. Ко всем важным системам электромобиля обеспечен доступ, введены специальные учебные панели для удобства подключения оборудования и управления работой систем.

Сейчас мы предлагаем рынку ознакомительный однодневный семинар и углубленный экспресс-курс (24 часа) с разработчиком, инженером. Проводим также индивидуальное обучение.

Автосервисам рекомендуем обучить хотя бы одного диагноста или механика, чтобы быть подготовленными к визиту электромобилей и гибридных автомобилей.

Сотрудничество с VARTA

Часто в ваших публикациях в социальных сетях можно видеть упоминания одного из ведущих производителей аккумуляторных батарей. Расскажите о формате взаимодействия, чем это сотрудничество полезно простым диагностам и механикам.

Наше сотрудничество началось с приятного – VARTA подарила нашему центру 21 аккумуляторную батарею, для всех наших учебных стендов и учебных автомобилей. Для нас это как расходный материал, при ежедневном использовании в режиме «старт-стоп» и частых коротких замыканиях и глубоких разрядах, аккумуляторные батареи живут около полугода. Проверим, сколько выдержат батареи VARTA.

Мы включили в программу обучения по четырем курсам: материалы по устройству и типам батарей, по их обслуживанию, по особенностям эксплуатации. Сейчас мы создаем учебные видеофильмы по использованию и сравнению тестеров аккумуляторных батарей. Планируем изготовить учебные образцы для себя и других учебных заведений, проводим опросы, регистрируем участников обучения на портале VARTA, там есть множество полезной информации на русском языке.

Нам нравится сотрудничать с VARTA: любая наша инициатива по обучению поддерживается партнером. Многие из наших клиентов рады получать полезные подарки за достижения в обучении на курсах в нашем центре.

Клуб руководителей автосервисов

Еще один ваш довольно известный некоммерческий проект – Клуб руководителей автосервисов. Как появилась идея организовать клуб и чем он полезен управляющему среднестатистической независимой СТО?

Идея родилась в 2015 году из общения с самими руководителями, которые обучают у нас своих сотрудников. Они сами предлагали собраться у нас в центре и обсудить важные для каждого вопросы. Также возникали интересы в группах обучения, например, объединиться и получить дисконт на коллективную закупку сканеров в каком-либо магазине.

Интересующие вопросы примерно одинаковы для всех руководителей: привлечение новых клиентов (сарафанный маркетинг, реклама, акции и т. п.), удержание постоянных клиентов и повышение частоты их обращений на обслуживание, увеличение «среднего чека», продажа запасных частей тем, кто приезжает со своими без потери удовлетворенности, поиск, обучение и оценка квалификации персонала (автомехаников, диагностов, мастеров-консультантов), автоматизация бизнес-процессов и контроль, улучшение материальной базы и обновление оборудования, получение лучших условий от поставщиков для участников, повышение рентабельности бизнеса, поиск новых решений (реструктуризация, смена типа клиента, перенастройка бизнес-процессов), расширение услуг, открытие новых участков сервиса, обмен контактами для сотрудничества.

Мы создали интерактивную площадку для диалога, без галстуков, без продвижения каких-либо продуктов и услуг, исключительно на интересе самих участников. Наш центр сам несет все расходы, снимая препятствия для участников в виде взносов, регистраций и т. п. Разбираем темы самого разного плана, от сугубо технических до управленческих и маркетинговых. Приглашаем тех, чей опыт интересен для участников. Помогаем знакомиться и находить партнеров. Сегодня порядка 40–50 человек принимают участие в наших встречах очно и еще более 700 подключены удаленно. Часть материалов можно найти на нашем сайте, зарегистрироваться нужно на странице ecSmart.ru/club. Приятно видеть в наших стенах основателей авторемонтной отрасли и больших специа­листов. Приглашаем!

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru


«АБС-авто» в Инстаграме

Журнал «АБС-авто» © 2020, все права защищены