Когда профессиональный конкурс сигналит о победе
![Когда профессиональный конкурс сигналит о победе](/photo/big/sab19eejh388.jpg)
Профессиональный конкурс, ежегодно проводимый компанией «Бизнес Кар», не сдает своих позиций, несмотря на тяжелейшее состояние авторынка РФ. Кризисные явления 2014 года никуда не делись и находятся практически в том же «подмороженном» состоянии. К ним даже добавились новые серьезнейшие проблемы, связанные с подвешенным состоянием взаимоотношений – страховщики – автосервисы.
Кажется, в такой ситуации автосервису не до профессиональной учебы – основные усилия отдаются процессу удержания эффективности бизнеса на основе тотальной экономии ресурсов. Но так поступают не все участники рынка, «Бизнес Кар» – среди таких. Прошедший 7 февраля 2019 года финал Конкурса профессионального мастерства работников ГК «Бизнес Кар»-2019 – убедительное тому подтверждение.
Редакция и раньше, как правило, обращала внимание на это ежегодное профессиональное мероприятие, но сегодняшнее мы посетили с повышенным интересом. Захотелось узнать: изменился ли у организаторов конкурса подход к такому достаточно затратному мероприятию, как профессиональный конкурс широкого плана? Если, изменился, то в чем? Наш интерес находился в помещениях Учебного центра технологий кузовного ремонта и окраски NIPPONT PAINT.
Сделаем оговорку. Так сложилось, что названный конкурс проводится всегда на двух площадках компании «Бизнес Кар»: на территории Центра технологий кузовного ремонта и окраски NIPPONT PAINT на Каширском шоссе и в учебных помещениях Дилерского центра «Лексус Рублевский». Конкурсный процесс происходит синхронно на двух площадках. Редакция журнала «АБС-авто» обычно посещает мероприятие на Каширке.Так случилось и в этот раз. Перейдем к самому конкурсу, к событию, которое поможет нам ответить на поставленные выше весьма актуальные вопросы.
Поговорив с организаторами, узнаем от них, что нынешний конкурс имеет немало отличий от предыдущих. Напомним, что речь идет о технологиях кузовного ремонта и окраски. В чем они состоят? Отличия начались задолго до открытия мероприятия, с изменений в формате конкурса. На прежние конкурсы приезжали специалисты, которые проходили отбор в виде устных вопросов – ответов, и только.
Наблюдения тренеров Учебного центра за работой этих мастеров показали, что такая ротация специалистов необъективна, поскольку ремесло кузовщиков и маляров состоит преимущественно из практических ремонтных работ – оценивать его нужно на основе результатов практического ремонта. Естественно, имея в виду, что все работы производятся специалистами, достаточно хорошо владеющими теоретическими профессиональными знаниями в кузовном производстве.
Для того чтобы максимально объективно отобрать лучших специалистов, владеющих как теорией вопроса, так и практическими навыками, руководство компании пригласило для участия в конкурсе всех лучших специалистов кузовного и малярного дела.
Следует также отметить, что в этот раз руководство решило не выносить на конкурс сложные малярные работы, такие как, например, «трехслойки», перламутры и т. д., и предложила малярам работы самые обыденные – те, которые они выполняют каждый рабочий день. Это позволило судьям среди лучших маляров объективно выбрать самых профессиональных.
![](/photo/big/f7leg5hhklnm.jpg)
И это во‑первых. Идем дальше.
Во-вторых, у кузовщиков задача изменилась тоже. Она существенно усложнилась. Это обусловлено рыночной ситуацией. Повсеместная практика страховщиков в отказе замены поврежденных кузовных деталей на новые существенным образом изменила массовую стратегию ремонта кузова в сторону восстановления деформированной детали. Жестянщики значительно чаще стали резать, сваривать, шпаклевать и т. д. элементы кузова. Такая ситуация привела к тому, что им (жестянщикам) приходится регулярно отрезать и сочленять части разных деталей для получения красивого и надежного элемента, собранного из двух частей.
Но при всем при этом категорически нельзя нарушать ремонтные технологии и безопасность. Если в процессе восстановления битого автомобиля приходится сваривать крыло или иную кузовную деталь, сварные швы таких элементов должны отвечать абсолютно тем же параметрам, что и новые их аналоги.
Теперь можно рассмотреть, как готовились к конкурсу. Поскольку программа для маляров не представляла особенного интереса для профессионалов, мы все свое внимание и время посвятили соревнованию кузовщиков.
![](/photo/big/auvwkcqitlca.jpg)
Конкурс жестянщиков
Конкурсные испытания состоят из трех модулей.
- Модуль А. Частичная замена неструктурного элемента кузова.
- Модуль В. Ремонт наружной панели.
- Модуль С. Теоретический тест.
Инструкции для участника
Безопасность
В случае несоблюдения правил техники безопасности и охраны окружающей среды:
- при первом нарушении – предупреждение;
- при втором – снижение балов;
- при третьем – дисквалификация.
При возникновении любой внештатной ситуации необходимо обращаться к эксперту.
Средства индивидуальной защиты
- Очки.
- Х/б перчатки.
- Латексные перчатки.
- Сварочные краги.
- Беруши, наушники.
- Фартук сварщика.
- Сварочная маска.
- Респиратор.
- Защитный комбинезон.
- Головной убор.
Данные средства индивидуальной защиты предоставляются организаторами. Индивидуальная защитная обувь должна быть привезена участником.
Инструмент и расходные материалы
Перечень инструмента и расходных материалов для выполнения модулей А и В.
- Сварочное оборудование.
- Измерительный и разметочный инструмент.
- Верстак.
- Стойка фиксирующая.
- Металлорежущий, шлифовальный инструмент и абразивный материал.
- Фиксирующий инструмент.
- Рихтовочный инструмент.
Панели для конкурсного испытания
![](/photo/big/vdv5l8a3osu7.jpg)
- Крыло переднее левое TOYOTA CAMRY40.
- Ремонтная вставка.
- Двери передние ВАЗ 2110.
Описание модуля А – частичная замена неструктурного элемента кузова
При выполнении задания необходимо соблюдать последовательность выполнения указанных операций.
A.1. Подготовка детали (переднее левое крыло toyota camry 40)
Сделать разметку крыла и ремонтной вставки согласно схеме 1 и фото 1 (см. ниже) любым доступным способом. Выполнить рез, как показано на фото 2.1 и 2.2 (см. ниже).
![](/photo/big/q3ig88tjy6gh.jpg)
Осуществить рез панели и ремонтной вставки по разметке любым имеющимся в наличии инструментом. Выпрямить все искривления поверхности, удалить заусенцы, оставшиеся после разрезания. Удалить ЛКП в местах, где панели будут нагреваться при сварке, как показано на фото 3.1–3.4, на расстоянии, предотвращающем тепловое воздействие на ЛКП, включая внешнюю и внутреннюю стороны крыла.
Зафиксировать крыло и ремонтную вставку на зажимы, болты и клипсы, как показано на фото 4 (см. ниже). Обе детали должны находиться в одной плоскости по высоте с равномерным зазором, оптимальным для сварки.
При оценке данных операций учитываются:
- точность разметки;
- прямолинейность реза;
- обработка кромок реза (удаление заусенцев);
- качество удаления ЛКП;
- ширина зазора под сварку.
А.2. Сварка переднего крыла
Настройте сварочный MIG/MAG аппарат, используя обрезки крыла. Сварку крыла производить с внешней стороны.
С применением MIG/MAG сварки произвести монтажные прихватки, как показано на фото 5 (см. ниже), соблюдая:
- габариты;
- размеры;
- положение;
- форму оригинальной детали.
Выполните соединение деталей сплошным или прерывистым сварным швом, как показано на фото 6.1 и 6.2 (см. ниже), с применением MIG/MAG сварки, в одном или разных направлениях, в зависимости от личных предпочтений.
При оценке данных операций учитываются:
- ширина сварного шва;
- высота сварного шва;
- дефекты сварного шва (прожоги, непровары, пористость, подрезы).
A.3. Шлифовка сварного шва
После выполнения MIG/MAG сварки, произвести частичную шлифовку сварного шва, как показано на схеме 2 и фото 7 (см. ниже).
Обработанная поверхность панели крыла должна быть приведена к состоянию, позволяющему выполнить последующее нанесение ЛКП.
![](/photo/big/bydbwrn1zm8c.jpg)
![](/photo/big/wfyvvh8cpnkp.jpg)
При оценке данных операций учитываются:
- качество обработки сварного шва (недошлифованные и перешлифованные участки);
- качество обработки поверхности (зарубы от абразивного диска, выпуклости и вмятины).
Описание модуля B – ремонт наружной панели
В.1. Жестяной ремонт панели
Устранить повреждения панели двери в зоне 1 (см. схему 3), используя процедуру ремонта методом приварных шайб (споттер).
Устранить повреждения панели двери в зоне 2 (см. схему 3), используя процедуру ремонта методом молотка и оправки.
![](/photo/big/gtfxnvc7696b.jpg)
Зашлифовать зону 1 и зону 2 под нанесение шпатлевки.
При оценке данных операций учитываются:
- отклонение плоскости панели от первоначальной формы;
- жесткость панели;
- отсутствие следов ремонта (прожоги, трещины, следы рихтовки);
- чистота обработки поверхности (зона перехода, направленная риска, глубокие царапины, присутствие ЛКП в зоне шпатлевания).
В.2. Ремонт зоны 2 панели двери методом шпатлевания
Подготовить поверхность зоны 2 под шпатлевание. Нанести шпатлевку.
Обработать зашпатлеванную зону методом шлифования.
При необходимости выполнить повторное шпатлевание с последующим шлифованием.
При оценке данных операций учитываются:
- качество подготовки поверхности (очистка и обезжиривание);
- нанесение шпатлевки (адгезионный проход);
- количество операций шпатлевания и шлифования;
- дефекты шпатлевки (поры, глубокая риска, присутствие шпатлевки на ЛКП);
- форма панели.
Описание модуля С – теоретический тест
С.1. Выполнить тест
Ответить на вопросы компьютерного тестирования, состоящего из 120 вопросов по теме «Кузовной ремонт».
При оценке учитывается количество правильных ответов.
Распределение баллов по модулям
![](/photo/big/u6dcztftng3c.jpg)
Просмотрели подготовку профессионального конкурса. Перейдем к самому действу.
![](/photo/big/zk666bbs4ze6.jpg)