iPhone на колесах
Современный автомобиль постепенно превращается из средства передвижения в модный аксессуар. Владельцы машин капризничают все больше, идти на поводу у них – подвергать производство риску, но другого пути нет.
Все больше покупателей выбирают автомобили с различными техническими «примочками», такими как встроенные системы навигации или распознавания голоса. Однако сбой в работе таких систем ведет к потере доверия к производителю.
Как следует из последнего опроса американских автомобилистов по поводу претензий к качеству недавно купленных транспортных средств, проведенного J.D. Power and Associates, наибольшее количество нареканий вызывает как раз электронная начинка машин. Так, голосовое управление не распознает голос владельца или же не работает вообще, а системы Bluetooth не могут установить связь с телефоном водителя.
Судя по отзывам автомобилистов, большинству компаний удалось добиться высочайшего качества сборки, единственное, что может отпугнуть покупателя, – проблемы с современной электроникой. И это пока основная трудность, которую предстоит преодолеть автопроизводителям. Некоторые даже говорят о том, что им легче разработать с нуля новую модель машины, чем оснастить имеющуюся мультимедийной системой.
В этом году J.D. Power and Associates опросила 83 442 владельцев автомобилей на предмет того, с какими проблемами им пришлось столкнуться за первые 90 дней обладания новым транспортным средством 2013-го модельного года. Выяснилось, что наиболее надежными, по отзывам, оказались Porsche, GMC, Lexus, Infiniti и Chevrolet. Количество жалоб на качество составило меньше 100 на 100 автомобилей. Своеобразный антирейтинг возглавили Scion, Fiat, Mitsubishi, Nissan и Mini – 135 проблем на 100 автомобилей. При этом средний показатель для отрасли составил 113 жалоб на 100 автомобилей.
Интересно, что наиболее критикуемые марки, разочаровавшие автовладельцев, зачастую были оборудованы последними мультимедийными системами. Например, мультимедийная система нового Cadillac ATC позиционируется как настолько передовая, что способна распознать присутствие владельца. Однако на деле, отмечают исследователи, она не всегда откликается на прикосновение пальца к сенсорному экрану. В результате в рейтинге этого года Cadillac опустилась на 10 строчек вниз. Похожие проблемы появились и у Nissan с новой Altima. Ее система распознавания голосовых команд распознает их не всегда, а Bluetooth не видит телефон водителя. Падение марки в итоге составило 17 строчек.
По наблюдениям J.D. Power, проводящей опросы автомобилистов с 1987 года, раньше жалобы на качество в основном касались механических дефектов, к примеру, слишком шумной работы двигателя. Такие проблемы легко можно было устранить у дилера. Теперь же водители жалуются на огрехи в дизайне и технологиях, что по понятным причинам устранить у дилера уже нелегко или вообще невозможно. Так, третья по частоте жалоба, касалась слишком громких завываний ветра за бортом при движении, что свидетельствует о просчетах во внешнем облике авто, а не о механических неполадках.
«Автопроизводители вкладывают миллиарды долларов в дизайн и строительство машин, внедряя технологии, которые ждут и требуют покупатели, – объясняет вице-президент J.D. Power по глобальному автомобилестроению Дэвид Сарджент. – При этом возникает риск того, что дизайн транспортного средства или применяемые технологии разойдутся с потребностями автовладельцев».
Рекордная надежность
О том, насколько надежны стали современные автомобили, говорится и в еще одном исследовании J.D. Power, опубликованном в начале года. Специалисты подсчитали количество проблем, с которыми столкнулись владельцы трехлетних машин за 2012 год. Оказалось, что число проблем снизилось на 5% по сравнению с 2011 годом и достигло минимума с 1989 года.
Меньше всего хлопот доставляли своим владельцам Lexus, Porsche, Lincoln и Toyota, в то время как Jeep, Mitsubishi, Dodge и Land Rover наиболее часто подводили хозяев. В среднем было зарегистрировано 126 жалоб на 100 автомобилей, в 2011 году – 132. Впервые новые или прошедшие рестайлинг легковые автомобили и джипы 2010 года зарекомендовали себя лучше, чем те модели, изменения в которые не вносились с 2009 года.
В категории новых моделей регистрировалось 116 проблем на 100 автомобилей. Для транспортных средств, модели которых не являлись новыми на 2010 год, этот показатель составил 133 случая. Итоги опроса поставили под сомнение в общем-то признанный факт того, что производителю требуется один или два года на то, чтобы устранить все вылезающие «косяки» новинки.
Американские бренды продолжили сокращать разрыв по показателям надежности по сравнению с производителями из других стран. В текущем году он сократился до 10 жалоб на 100 автомобилей. Для сравнения, в 2012 году разница составляла 13 жалоб, в 2011 – 18.
Главные проблемы
Интересно посмотреть и на вид проблем, о которых заявляют автомобилисты. Еще лет десять назад их и проблемами назвать было сложно. Итак, больше всего владельцы жалуются на плохую звукоизоляцию, причем как самую главную проблему ее выделяют уже третий год подряд.
Затем следуют чересчур шумные тормоза и выцветающая краска. И эти жалобы занимают лидирующие позиции антирейтинга третий год подряд. Растет недовольство работой мультимедийных систем. Автомобилисты сетуют на некорректную работу встроенных систем навигации, программ распознавания голоса, которые не всегда понимают отдаваемые команды. Кстати, этот вид жалоб впервые за все время проведения опроса вошел в десятку самых распространенных.
Количество таких претензий будет только расти, прогнозируют в J.D. Power. Ведь опрос хозяев свежеприобретенных транспортных средств показал, что проблемы с мультимедиа-системами находятся среди приоритетных.
Что касается самых надежных автомобилей, то в категории малолитражных лучшим был признан Toyota Prius, в категории среднеразмерных – Hyundai Sonata. Лучшим компактным «паркетником» стал Toyota RAV4, полноразмерным внедорожником – Chevrolet Tahoe. А Lexus RX был признан самой надежной машиной среди всех категорий. На 100 автомобилей этой марки пришлось всего 57 жалоб.
Рейтинги надежности очень важны для автопроизводителей, поскольку оставшиеся довольными покупкой владельцы, скорее всего, останутся лояльными марке в будущем. По данным J.D. Power, 54% из тех, кто не сталкивался с проблемами после приобретения машины, остаются верными марке. Трех и более проблем хватает для того, чтобы снизить этот показатель до 41%.
Исследователи говорят, что результаты опроса придадут еще больше уверенности автомобилистам в надежности подержанных автомобилей, независимо от того, собирается человек купить машину с пробегом или же продолжить эксплуатацию имеющегося. Те же, кто берут новый автомобиль сейчас, будут знать, что по прошествии трех лет он будет надежнее нынешних трехлеток.
Пополнение словарного запаса
Растущий интерес потребителей к всевозможным техническим новинкам подстегивает сторонних производителей к производству альтернативных мультимедийных систем, которыми можно дооснастить автомобиль. Игроки афтемаркета с готовностью превратят бюджетное авто в аналог премиального.
О том, какое внимание теперешние владельцы машин уделяют различным системам развлечения, свидетельствуют данные о количестве скаченных приложений для автомобильной электроники. Кстати, раньше слова «приложение» и «загрузки» фигурировали в основном в обзорах смартфонов, сейчас же они становятся частью словарного запаса работника автосервисного предприятия.
Итак, согласно данным ABI Research, количество скачиваний приложений для автомобильных устройств вырастет с 12 млн, зафиксированных в конце 2012 года, до 4,3 млрд к 2018-му. При этом выручка от продаж составит во всем мире 67 млрд долл.
Наблюдатели считают это хорошей новостью для сторонних производителей. В ABI полагают, что мультимедийные системы от независимых игроков, выступающих альтернативой заводским, таким как OnStar от GM или Sync от Ford, превращаются в «ключевой различительный фактор» при сравнении характеристик автомобилей.
«Мы прогнозируем резкий рост установок мультимедийных систем в течение ближайших нескольких лет, – подчеркнули специалисты ABI Research. – Причем локомотивом роста станут именно приложения, также как в случае с iPhone».