Проекты BMW по автоматизации управления
Концерн BMW проводит работы по созданию комплексной системы автоматического управления автомобилем – движение с автопилотом. Технология BMW Track Trainer, позволяющая вести автомобиль по оптимальной траектории на треке, демонстрировалась в мае 2011 года на автомобиле BMW 330i при движении по гоночному кольцу Laguna Seca в Калифорнии (США).
Предусмотрены три режима: автоматический, с управлением без участия водителя; полуавтоматический, с подсказкой водителю и режим с фиксацией действий водителя при прохождении трассы, сравнением с оптимальным вариантом и выдачей соответствующих рекомендаций. Другой реализованный концерном проект в области комплексной автоматизации управления, – технология аварийного торможения Emergency Stop Assistant, направлен на повышение безопасности движения на дорогах общего пользования.
Технология позволяет идентифицировать положение автомобиля и окружающего его на дороге транспорта. Если водитель теряет концентрацию, например, в случае внезапного заболевания, автоматически включаются предупреждающие сигналы, автомобиль затормаживается и съезжает на обочину дороги. Соответствующая информация направляется затем дорожным и медицинским службам. Продолжая работы по автоматизации управления, компания создала систему автоматической парковки и управления в условиях высокой плотности транспортного потока Parking Assistant and Traffic Jam Assistant. Приведены испытания на концептуальной модели BMW i3. Предусматривается возможность парковки без участия водителя с ускорением либо торможением автомобиля, переключением передач и необходимым маневрированием.
В условиях длительного движения на автостраде устройство Traffic Jam Assistant автоматически контролирует безопасную дистанцию между автомобилями и скорость движения. При необходимости обеспечивается остановка автомобиля. Развивая направление автоматизации управления, концерн BMW работает над созданием системы, предусматривающей движение с автопилотом при возможности обгона либо смены полосы движения без участия водителя при скорости до 130 км/ч.
Специалисты немецкой компании рассчитывают, что массовое применение такой технологии повысит безопасность высокоскоростного движения на автомагистралях и снизит утомляемость водителей. Базовый элемент новой системы – адаптивный круиз-контроль с дополнительными датчиками, повышающими эффективность управления. Инженеры BMW уже провели комплекс исследовательских работ и завершили программу испытаний на седане BMW 5-й серии с пробегом 5 тыс. км. Хотя автоматическое управление требует абсолютно нового опыта вождения, как показала практика, уже через нескольких минут водитель и пассажиры привыкают к новой ситуации. При этом водитель постоянно контролирует состояние движения в окружении автомобиля и при необходимости производит необходимую корректировку.
Информация о расположении автомобиля и окружающих его объектов на дороге вырабатывается комплексом датчиков. Наряду с широкополосным радаром круиз-контроля, направленным вперед, и видеокамерой предупреждения о выходе из полосы движения, используются дополнительные радары, лидар и ультразвуковые датчики обнаружения и идентификации объектов впереди, позади и по сторонам автомобиля. Сочетание данных современной технологии спутникового позиционирования GPS, цифровой карты и видеокамеры определяет положение автомобиля в полосе движения, количество полос на данной дороге и предельную скорость движения в данных условиях. Идентифицируются сигналы, воспрещающие обгон транспортных средств. Система активизируется нажатием кнопки на панели приборов.
В рабочем состоянии контролируются величины ускорения и замедления автомобиля, вырабатываются соответствующие команды на обгон медленно передвигающегося транспорта, регулируется перемещение автомобиля на перекрестках. Автомобиль может самостоятельно сменить полосу движения и не препятствует проведению такого маневра другими автомобилями.
Компания считает, что следующий шаг в развитии устройства автоматического управления с автопилотом – создание системы, в полной мере сочетающейся с дорожным движением с учетом перспективы развития. Средняя скорость транспортного потока может снизиться. Но при этом увеличивается плотность движения, усложняется дорожная разметка, а следовательно, затрудняется ее идентификация. Алгоритм управления перемещением автомобиля в поперечном направлении с учетом всех действующих факторов и ограничений представляется весьма сложным.