Исследуем топливную аппаратуру. Часть 2
Продолжаем публикацию работы эксперта Сергея Лосавио. С первой частью исследования можно ознакомиться в «АБС-авто» № 3/2019. В сегодняшней статье материал изложен с сокращениями.
Для проверки вещества, схожего с продуктами коррозии, с поверхности поршня форсунки были отобраны частицы данного вещества для проведения теста на коррозию. Также реагентный состав наносился непосредственно на поверхности деталей.
Реагентная смесь была нанесена на проверяемое вещество. В качестве проверяемых объектов были использованы:
– частицы, вымытые из форсунок тестовой жидкостью перед их испытанием на стенде;
– частицы вещества, отобранные с поверхности поршня форсунки;
– вещество, находящееся на поверхностях деталей форсунок (поршни форсунок и пружина иглы распылителя форсунки, пружина соленоида форсунки, клапан соленоида форсунки).
В результате на всех проверяемых объектах наблюдалось появление «турнбулевой сини» при воздействии реагентной смеси на проверяемое вещество. Это свидетельствует о том, что проверяемое вещество является продуктом коррозии железа. Частицы, которые были вымыты из форсунок перед их испытанием на стенде, являются частицами продуктов коррозии, отделившимися от поверхностей деталей форсунок. Такие частицы присутствовали во всех проверяемых форсунках, что свидетельствует о коррозии деталей всех восьми топливных форсунок.
Сопряжения иглы и распылителя, поршня и корпуса являются прецизионными. Детали изготавливаются с высокой точностью, зазор в сопряжениях составляет 2…4 мкм. Продукты коррозии обладают бóльшим объемом по сравнению с железом (сталью). Поэтому образование продуктов коррозии приводит к нарушению или полной утрате подвижности деталей (иглы, поршня).
Вывод по третьему вопросу. Топливные форсунки находятся в неисправном состоянии. Причиной неисправности топливных форсунок явилось коррозионное повреждение их деталей.
Вопрос 2
В случае выявления несоответствия использованного топлива рекомендациям и нормативам завода-изготовителя указать повреждения транспортного средства Х, возникшие вследствие несоответствия использованного топлива рекомендациям и нормативам завода-изготовителя.
Неисправность топливных форсунок вызвана коррозией их деталей. Причиной коррозии является воздействие на детали форсунок коррозионной среды 16. Такой средой может быть вода или иная коррозионно-активная жидкость. Дизельное топливо, соответствующее действующим нормам, не вызывает коррозию деталей топливной аппаратуры. Но присутствие в топливе повышенного количества воды или иной коррозионно-активной жидкости приводит к зарождению и развитию коррозионного процесса. В Протоколе испытаний указано, что в образце топлива, отобранного из топливного бака автомобиля, присутствует вода в количестве 1350,9 мг/кг при норме не более 200 мг/кг. То есть норма содержания воды в топливе фактически превышена в 6,8 раза.
Присутствие в топливе серы в сочетании с водой приводит к образованию серной кислоты H2SO4. Серная кислота является более агрессивным химическим соединением по сравнению с водой. В соответствии с Протоколом в исследуемом топливе содержание серы составляет 6651 мг/кг. В соответствии с ГОСТ Р 52368–2005 (ЕН 590:2009) для топлива вида I допускается содержание серы в количестве не более 350,0 мг/кг. Для топлива вида II содержание серы допускается в пределах не более 50,0 мг/кг. Такая же норма содержания серы в топливе 50 мг/кг указана производителем в Руководстве по эксплуатации. Фактическое содержание серы в исследованном образце топлива не соответствует нормам производителя и превышает установленную производителем норму в 133 раза.
Высокое содержание воды и серы в топливе создает условия для коррозионных повреждений деталей топливной аппаратуры, и в частности топливных форсунок.
В соответствии с материалами дела топливо, находившееся в топливном баке автомобиля Х, не соответствовало нормам, установленным производителем автомобиля и ГОСТ Р 52368–2005 (ЕН 590:2009). В результате воздействия топлива с повышенным содержанием воды и серы на детали топливных форсунок у этих деталей возникли коррозионные повреждения, что привело к неисправности форсунок.
Вывод по второму вопросу. В соответствии с материалами дела топливо, находившееся в топливном баке автомобиля, не соответствовало нормам, установленным производителем автомобиля и ГОСТ Р 52368–2005 (ЕН 590:2009). В результате воздействия топлива с повышенным содержанием воды и серы у деталей топливных форсунок возникли коррозионные повреждения, что привело к неисправности форсунок.
Вопрос 4
Могли ли неисправности возникнуть в результате движения автомобиля истца с включенным сигналом check engine?
На некоторых моделях автомобилей на комбинации приборов имеется световой индикатор с текстом «check engine», который включается при возникновении нарушений в работе двигателя. У автомобиля Х световой индикатор check engine отсутствует. На данной модели имеется световой индикатор с условным контурным изображением двигателя (рис. 1). Он имеет название «Индикатор неисправности».
Расположение этого светового индикатора показано на иллюстрации Руководства по эксплуатации. На соответствующей странице также дается описание индикатора. Он указывает на неисправность в следующих системах автомобиля:
– система снижения токсичности выхлопа (система снижения токсичности отработавших газов);
– электронная система управления двигателем;
– электронная система управления дроссельной заслонкой (заслонками);
– электронная система управления автоматической трансмиссией.
В исковом заявлении указано следующее: «После заправки топливом на заправке ответчика на табло автомобиля загорелась надпись: “слить воду из топливного фильтра”, спустя 200 км автомобиль начал дергаться и загорелись лампы CHECK ENGINE. В связи с чем автомобиль был доставлен в технический центр для проведения осмотра и выяснения причин неисправности». В исковом заявлении говорится о «лампах CHECK ENGINE» (во множественном числе). В данном описании ситуации, которое дает истец, имеются несоответствия фактам:
1) у автомобиля нет «лампы CHECK ENGINE»;
2) у автомобиля нет нескольких ламп «CHECK ENGINE».
В соответствии с исковым заявлением сначала на информационном дисплее автомобиля отобразилось текстовое сообщение «Слить воду из топливного фильтра», и уже позже (через 200 км) «загорелись лампы CHECK ENGINE». Под «CHECK ENGINE» истец, вероятно, имеет в виду световой «индикатор неисправности» (рис. 1). Эти два события: 1) текстовое сообщение о необходимости слить воду из топливного фильтра и 2) включение светового «индикатора неисправности» необходимо рассматривать во взаимосвязи.
В исковом заявлении отмечено, что «…автомобиль был доставлен в технический центр для проведения осмотра и выяснения причин неисправности». При этом не указывается, автомобиль был доставлен своим ходом или на эвакуаторе.
Включение светового «индикатора неисправности» на комбинации приборов автомобиля показывает водителю, что встроенная система диагностики автомобиля определила наличие неисправности, не конкретизируя, какой элемент автомобиля неисправен. Для определения неисправного элемента или элементов предназначено специальное диагностическое оборудование (внешняя диагностика).
В заказ-наряде, в разделе «Перечень работ» имеется запись «Тест: поиск и определение неисправности электрооборудования». В разделе «Результаты диагностики/дефектовки» содержится запись о наличии диагностической ошибки с кодом Р1238 («проверь инжектор»). То есть диагностическая система определила наличие неисправности топливной форсунки или топливных форсунок. Там же, в заказ-наряде, указано: «посторонние примеси в отстойнике топливного фильтра. Неисправность топливных форсунок. Слито ~70 л топлива. Клиент предоставил свои з/ч».
В результате диагностических работ персонал технического центра определил неисправность топливных форсунок. Это подтверждается и результатами экспертного исследования по третьему вопросу. Неисправность топливных форсунок вызвана коррозией их деталей, что явилось следствием воздействия воды или иной коррозионно-активной жидкости, например раствора серной кислоты. В отобранном в соответствии с Протоколом образце топлива обнаружено количество воды, серы и загрязнений, превышающее нормы, установленные ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) и норму содержания серы в топливе, установленную производителем автомобиля.
При отображении на мультифункциональном дисплее автомобиля текстового сообщения «СЛЕЙТЕ ВОДУ ИЗ ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА» продолжение движения автомобиля Руководством по эксплуатации запрещено. Необходимо слить воду из топливного фильтра. Игнорирование этого предписания и продолжение движения автомобиля может явиться причиной неисправности частей топливной системы автомобиля, в том числе и топливных форсунок.
Вывод по четвертому вопросу. При отображении на мультифункциональном дисплее автомобиля текстового сообщения «СЛЕЙТЕ ВОДУ ИЗ ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА» продолжение движения автомобиля запрещено. Необходимо слить воду из топливного фильтра. Невыполнение этого предписания и продолжение движения автомобиля может явиться причиной неисправности частей топливной системы автомобиля, в том числе и топливных форсунок.
Вопрос 6
Возможен ли ремонт, а не полная замена узлов и агрегатов?
Неисправность топливных форсунок вызвана коррозией их частей. Коррозионный процесс развивается на поверхностях деталей форсунок, которые при изготовлении обрабатываются с высокой точностью. В очагах коррозионных повреждений поверхностный слой металла разрушен, на поверхности образовались углубления.
Вывод по шестому вопросу. У топливных форсунок повреждены базовая и основные детали. Восстановление форсунок с такими повреждениями не проводится. Топливные форсунки подлежат замене.
Вопрос 7
Могли ли действия истца привести к поломке системы подачи топлива, если да, то какие?
В соответствии с исковым заявлением на информационном дисплее автомобиля отобразилось текстовое сообщение «Слить воду из топливного фильтра». В Руководстве по эксплуатации автомобиля указано, что в случае отображения на многофункциональном дисплее текстового сообщения «СЛЕЙТЕ ВОДУ ИЗ ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА» необходимо произвести удаление (слив) воды из корпуса топливного фильтра. В Руководстве описана процедура слива воды. На соответствующей странице Руководства сказано: «Не осуществляйте вождение автомобиля, если на экране отображается предупреждение. Продолжение движения, когда в топливном фильтре накопилась вода, приведет к повреждению насоса впрыска топлива». Игнорирование этого предписания и продолжение движения автомобиля с водой в топливном фильтре создает условия для образования коррозионных повреждений деталей топливной аппаратуры, в частности топливных форсунок. Кроме коррозионных повреждений возможно ускорение процесса изнашивания деталей, так как вода не обладает такими смазывающими свойствами, как дизельное топливо.
Вывод по седьмому вопросу. Если после возникновения на многофункциональном дисплее сообщения «СЛЕЙТЕ ВОДУ ИЗ ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА» вода из топливного фильтра не была слита и автомобиль продолжил движение, то такие действия водителя являлись нарушением правил эксплуатации автомобиля и могли привести к возникновению неисправности топливных форсунок.
Вывод носит условный характер, так как эксперт не может точно знать, сливалась ли вода из фильтра или нет.
Вопрос 8
Нарушала ли истец правила технической эксплуатации автомобиля?
Правила эксплуатации автомобиля изложены в Руководстве по эксплуатации. В Руководстве имеется указание не продолжать движение автомобиля при возникновении на многофункциональном дисплее сообщения «СЛЕЙТЕ ВОДУ ИЗ ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА» и дается предупреждение о том, что продолжение движения автомобиля при скоплении в топливном фильтре воды приведет к повреждению насоса.
Вывод по восьмому вопросу. Если после возникновения на дисплее автомобиля Х текстового сообщения «СЛЕЙТЕ ВОДУ ИЗ ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА» слив воды из топливного фильтра не был произведен и движение автомобиля было продолжено, то это является нарушением правил эксплуатации автомобиля.
Вопрос 5
Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства Х?
Из материалов дела следует, что при ремонте автомобиля Х были заменены топливные форсунки в количестве 8 шт., топливные трубки высокого давления в количестве 8 шт. и различные уплотнительные элементы. Так как неисправность топливных форсунок возникла по причине наличия в топливе повышенного содержания воды, серы и загрязнений, то помимо замены топливных форсунок и трубок необходимо проведение демонтажа топливного бака для удаления содержащегося в нем топлива.
Условия проведения оценки стоимости ремонта (в соответствии с ФЗ РФ от 29.07.1998 № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») и ФСО‑3
– Двигатель автомобиля имеет неисправности, для устранения которых требуется: замена топливных форсунок (8 шт.), топливных трубок высокого давления (8 шт.), демонтаж топливного бака.
– Технологический процесс ремонта автомобиля выполняется в полном объеме, с надлежащим качеством и в соответствии с ремонтной технологией изготовителя. Другие работы, не связанные с заменой перечисленных выше деталей, не проводятся.
– Ремонт проводится ремонтной организацией, имеющей весь необходимый комплект технологического оснащения, включая и техническую документацию.
– Персонал ремонтной организации имеет квалификацию, необходимую для качественного выполнения всех операций технологического процесса, с соблюдением установленных изготовителем автомобиля нормативов.
– Поставки запасных частей и материалов осуществляются с ближайшего склада.
– При оценке стоимости ремонта не используются какие-либо специальные скидки и наценки.
– При расчете стоимости ремонта использованы нормативы трудоемкости технологических операций, установленные заводом-изготовителем.
– Затраты на доставку автомобиля в ремонтную организацию не учитываются.
– При проведении ремонта автомобиля ремонтная организация выполняет все технические и технологические нормативы изготовителя автомобиля, а также нормативные документы, действующие в РФ.
– Оценка проведена для Московского региона.
Подходы к оценке в соответствии с ФЗ РФ от 29.07.1998 № 135 «Закон об оценочной деятельности в РФ»
– При оценке стоимости услуги по ремонту автомобиля использован затратный подход.
– Доходный подход не применяется, так как объектом оценки являются услуги по ремонту, не являющиеся для истца и ответчика в данной ситуации источником дохода.
– Сравнительный подход при оценке стоимости ремонта не применяется, так как технологический процесс, объем и содержание ремонтных работ для конкретного автомобиля при использовании подефектной технологии индивидуальны, и аналоги отсутствуют. Сравнительный подход использован для определения стоимости запасных частей и стоимости нормо-часа работ.
Стоимость ремонта автомобиля складывается из стоимости работ, запасных частей и материалов:
Срем = Сраб + Сзч + См,
где
Срем – стоимость ремонта автомобиля;
Сраб – стоимость работ;
Сзч – стоимость запасных частей;
См – стоимость материалов.
Стоимость работ определяется по формуле
Сраб = Т • Сн.ч.,
где
Т – трудоемкость работ, н-ч;
Сн.ч. – стоимость нормо-часа работ, руб./н-ч.
При определении стоимости нормо-часа работ учитывается модель, возраст автомобиля, а также то обстоятельство, что автомобиль находился на гарантийном периоде эксплуатации.
В соответствии с п. 4.5.7.1 при определении стоимости нормо-часа работ для автомобилей, находящихся на гарантийном периоде эксплуатации, техническое обслуживание и ремонт которых проводится в авторизованных технических центрах, используются цены авторизованных технических центров официальных дилеров. В связи с этим стоимость нормо-часа работ принимается средней по ценам технических центров, являющихся ремонтными подразделениями официальных дилеров. Из материалов дела следует, что ремонт автомобиля проводился в московском регионе, поэтому анализируются цены технических центров московского региона. Исходные данные о стоимости нормо-часа работ и результаты расчета приведены в табл. 2.
Трудоемкость работ определяется в соответствии с нормативами, установленными изготовителем автомобиля для ремонтных организаций.Стоимость запасных частей определена по ценам технических центров официальных дилеров, указанных в табл. 2.
Вывод по пятому вопросу. Расчетная стоимость ремонта автомобиля равна 560 868,30 руб.
В Ы В О Д Ы
1. Из материалов дела следует, что топливо, содержавшееся в топливном баке автомобиля Х на момент обнаружения неисправности двигателя, являлось дизельным топливом, показатели которого не соответствовали требованиям ГОСТ Р 52368–2005 (ЕН 590:2009) и норме изготовителя.
2. В соответствии с материалами дела топливо, находившееся в топливном баке автомобиля Х, не соответствовало нормам, установленным производителем автомобиля и ГОСТ Р 52368–2005 (ЕН 590:2009). В результате воздействия топлива с повышенным содержанием воды и серы у деталей топливных форсунок возникли коррозионные повреждения, что привело к неисправности форсунок.
3. Топливные форсунки находятся в неисправном состоянии. Причиной неисправности топливных форсунок явилось коррозионное повреждение их деталей.
4. При отображении на мультифункциональном дисплее автомобиля текстового сообщения «СЛЕЙТЕ ВОДУ ИЗ ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА» продолжение движения автомобиля запрещено. Необходимо слить воду из топливного фильтра. Невыполнение этого предписания и продолжение движения автомобиля может явиться причиной неисправности частей топливной системы автомобиля, в том числе и топливных форсунок.
5. Расчетная стоимость ремонта автомобиля Х равна 560 868,30 руб.
6. У топливных форсунок повреждены базовая и основные детали. Восстановление форсунок с такими повреждениями не проводится. Топливные форсунки подлежат замене.
7. Если после возникновения на многофункциональном дисплее сообщения «СЛЕЙТЕ ВОДУ ИЗ ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА» вода из топливного фильтра не была слита и автомобиль продолжил движение, то такие действия водителя являлись нарушением правил эксплуатации автомобиля и могли привести к возникновению неисправности топливных форсунок.
4. Если после возникновения на дисплее автомобиля Х текстового сообщения «СЛЕЙТЕ ВОДУ ИЗ ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА» слив воды из топливного фильтра не был произведен и движение автомобиля было продолжено, то это является нарушением правил эксплуатации автомобиля.