Источники энергии для электротранспорта: собрать всех
20 ноября в Санкт-Петербурге на территории Физико-технического института имени А. Иоффе одним днем прошла первая в своем роде конференция «Источники энергии для электротранспорта», организованная Центром компетенции Национальной технической инициативы по технологиям новых и мобильных источников энергии при ИПХФ РАН.
На конференции впервые собрались как ученые, так и производственники и организаторы технологического развития страны. Целью первой конференции стало обрисовать состояние новых технологий в энергетике электротранспорта на земле, в небесах и на море в России и во всем мире, обсудить векторы их развития в каждом из сегментов и честно обсудить, куда двигаться дальше.
Исходя из этого, программа длинного конференционного дня и была разбита на четыре смысловые части.
Первую часть можно было назвать научно-практической, в которой были представлены обзорные доклады о различных технологиях источников энергии и конкретные разработки.
Сессию открыл руководитель ЦК НТИ по технологиям новых и мобильных источников энергии Юрий Добровольский с обзорным докладом о том, какие вообще источники энергии для электротранспорта существуют, и какие из них реально применяются на практике. В основном речь шла о трех типах источников: суперконденсаторы, литий-ионные аккумуляторы и топливные элементы.
Артем Абакумов из Сколковского института науки и технологии подробнейшим образом разобрал возможные варианты применения литий-ионных аккумуляторов на электротранспорте – как потенциальные новые их разновидности, так и уже существующие в серийном производстве.
Максим Ананьев, директор Института высокотемпературной электрохимии УрО РАН, рассказал о другом типе источников энергии – высоко- и среднетемпературных топливных элементах.
Александр Сивак, генеральный директор НИЦ «Топаз» в своем выступлении рассмотрел перспективы мобильных энергоустановок с топливными элементами.
Сергей Живулько из Крыловского государственного научного центра рассказал о конкретном случае создания прототипа городского электротранспорта на водородных топливных элементах – водородного трамвая.
А завершил первую часть Игорь Седов из черноголовского ИПХФ РАН, который рассказал, как получать водород для водородного транспорта.
Вторая же часть конференции получилась выездной: участники приехали на другой конец Санкт-Петербурга для того, чтобы увидеть тот самый водородный трамвай в действии и даже прокатиться на нем.
После обеда в дело вступили идеологи новых технологий: вечерняя сессия состояла из выступлений представителей рынков будущего для новых источников энергии. Сергей Жуков, лидер дорожной карты Аэронет, рассказал, где будут востребованы такие источники в пилотируемой и беспилотной авиации.
Один из лидеров дорожной карты Автонет (и одновременно – НП «ГЛОНАСС») Евгений Белянко рассказал про автомобильный рынок, а лидер Маринета Александр Пинский, соответственно – про то, где могут найти себя новые источники энергии на море.
В финале части докладов руководитель АО «ГК ИнЭнерджи» Алексей Кашин немного рассказал о реальной экономике производства топливных элементов и о том, как стоит объединять и координировать усилия по развитию всей тематики, а представитель Центра компетенций НТИ СПбПУ Андрей Таршин рассказал о перспективах развития рынка электротранспорта к 2024 году.
Ну а завершил очень насыщенный день круглый стол на котором все участники уже в формате дискуссии (подчас очень острой) обсудили всё то, что было сказано на конференции и все те вопросы, которые возникают не только во время прослушивания докладов, но и во время разработки, производства и внедрения источников энергии, которые в любом случае изменят картину транспорта в мире уже достаточно скоро.
Кроме тех, кто выступал с докладами, в круглом столе приняли участие и компании, заинтересованные в развитии рынка:
• ООО «ВодоходЪ» ;
• Ассоциация «Кластер производителей судового оборудования и предприятий; судостроительной отрасли»;
• ООО «НПК МСА» ;
• АО ЦКБ МТ РУБИН;
• ООО Юпитер;
• ФГУП «Крыловский государственный научный центр» ;
• ИЦ «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ;
• ООО «ТЭЭМП Производство» ;
• «Миландр СМ» ;
• ООО «Электротранспортные технологии» ;
• Ульяновский клуб электромобилей;
• ПАО «Сатурн» ;
• ООО «Глобал СО» ;
• ООО «Лиотех».