Юридические вопросы авторынка. Часть 15

Правовой обзор прав и обязанностей продавца, импортера изготовителя, уполномоченной организации и потребителей. Уполномоченная организация и потребитель – взаимные права и обязанности
Справка. Сергей Барышев, юрист, учредитель юридической практики «Барышев-групп.рф». Более 12 лет представляет интересы автодилеров, автопроизводителей и импортеров в судах на всей территории Российской Федерации. Занимается рассмотрением претензионных обращений потребителей по вопросам, связанным с продажей и ремонтом автомобилей марок Lexus, Toyota, Infiniti, Nissan, Datsun, Ford, Volkswagen, Opel, Chevrolet, Mazda, Hyundai, Jeep, Chrysler, LADA, Haima, Маз, Камаз.
Обеспечивает защиту интересов автомобильных компаний при проведении проверок государственными органами, в том числе Роспотребнадзором. Взаимодействует со службами автосервисов при возникновении потенциальных проблемных ситуаций, связанных с деятельностью автобизнеса.
В прошлый разговор заканчивали так: «Предусмотренная Законом обязанность, позволяет уполномоченной организации провести объективную оценку обоснованности предъявленной претензии, поскольку Закон не регламентирует, в какой именно экспертной организации должна проводиться такая экспертиза. Однако, по моему мнению, такого рода экспертиза должна быть максимально объективной – это поможет сэкономить впоследствии значительные суммы и возместить потраченное на данную экспертизу, поскольку если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить уполномоченной организации расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара».
Теперь продолжим.
Следует также учесть, что в силу Закона экспертиза товара проводится в сроки, установленные специальными нормами для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Эти нормы действуют:
– при предъявлении требования об устранении недостатка – в течение не более 45 дней. В этот срок включается как проведение экспертизы, так и удовлетворение требования потребителя о ремонте;
– при предъявлении требования о замене автомобиля – в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования или одного месяца в случае отсутствия наличия автомобиля для замены. В этот срок также включается как время проведение экспертизы, так и удовлетворения требования потребителя о замене товара;
– при предъявлении требования потребителя или третьего лица о соразмерном уменьшении покупной цены за товар в случае возникновения расходов, связанных с исправлением недостатков товара;
– при возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы в связи с возникновением требований о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, либо предоставления ненадлежащей информации о товаре – в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования. В этот срок включается как проведение экспертизы, так и удовлетворение соответствующего требования потребителя.
Отдельно следует указать, что бремя доставки крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и/или возврата его потребителю осуществляется силами и за счет уполномоченной организации. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии уполномоченной организации в месте нахождения потребителя, доставка и/или возврат указанного товара может осуществляться потребителем. При этом уполномоченная организация обязана возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и/или возвратом указанного товара.

Бремя доказывания. Иные сведения
Еще одним существенным обстоятельством наличия статуса уполномоченной организации является то, что последняя освобождается от ответственности за неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязательств только в том случае, если будет доказанно, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом. Другими словами, в таких ситуациях бремя доказывания в суде лежит на уполномоченной организации.
Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной Законом или договором, уполномоченная организация обязана удовлетворить в добровольном порядке. В противном случае при удовлетворении судом требований потребителя суд взыщет с уполномоченной организации за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения уполномоченной организацией его прав, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, также подлежит компенсации уполномоченной организацией при наличии ее вины, которая в силу разъяснения Верховного суда РФ автоматически признается имеющей место при удовлетворении основного требования потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как и остальные субъекты потребительских правоотношений, за нарушение предусмотренных Законом сроков уполномоченная организация, допустившая такие нарушения, уплачивает потребителю неустойку (пеню) за каждый день просрочки в размере 1% от цены товара.

Взаимоотношения уполномоченной организации с органами федерального государственного надзора
Орган государственного надзора (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) вправе осуществлять в отношении уполномоченной организации проведение проверок соблюдения требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей» и предписаниями должностных лиц органа государственного надзора, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

В целях осуществления своей деятельности они вправе:
– запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от уполномоченной организации информацию и документы по вопросам защиты прав потребителей;
– беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территорию, здания, помещения и сооружения, используемые уполномоченной организацией при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по контролю;
– проводить отбор образцов товаров, предназначенных для реализации и реализуемых потребителям, для проведения их исследований, испытаний;
– выдавать уполномоченной организации предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде;
– составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

– направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
– обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации уполномоченной организации за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Уполномоченная организация по требованию органа государственного надзора и его должностных лиц обязана предоставить в установленный срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и/или устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления органом государственного надзора и его должностными лицами полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как видно, перечень обязанностей уполномоченной организации несколько отличается от обязанностей иных субъектов, однако их список все же довольно велик и предполагает внимательное отношение компании к своей деятельности.
www.Барышев-групп.рф