Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Капиталистический интернационал

Капиталистический интернационал

Производители автосервисного оборудования в Европе жалуются на тяжелые экономические условия, но знают, кто и что поможет их преодолеть.

Международная специализированная выставка Autopromotec 2013, прошедшая в Болонье 22–26 мая, была призвана показать мужество итальянских предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса. Еще бы, несмотря на тяжелые экономические условия в Европе и особенно в самой Италии, они оказались готовыми продемонстрировать свои последние достижения и разработки. На фоне экономического кризиса международное мероприятие также должно было продемонстрировать способность Италии собрать профессионалов афтемаркета со всего света и помочь ей самой выбраться из непростой экономической ситуации.

Хотя потребление товаров и услуг в стране снижается, итальянцы остаются заметными игроками на мировом рынке автосервисного оборудования. Так, подчеркивалось на открывающей конференции, при сокращении ВВП страны импорт по итогам прошлого года превысил показатели года предыдущего.

По словам экспертов, на рынке отмечаются как положительные, так и негативные тенденции. С одной стороны, автомобиль давно перестал быть роскошью и стал неотъемлемой частью жизни современного европейца. Соответственно спрос на обслуживание и ремонт транспортных средств остается относительно стабильным. С другой стороны, одной из главных проблем, стоящих перед производителями оборудования, остается нехватка средств.

Для того чтобы остаться на плаву, бизнесу необходимо вкладываться в новые разработки и развитие. Именно это назвали выступавшие эксперты важнейшим условием выживания отрасли. Однако для большинства участников рынка постгарантийного обслуживания вложение средств в новые технологии не представляется возможным — у них попросту нет денег. Помочь могут лишь банки с кредитами, но финансовые организации пока не горят желанием инвестировать в афтемаркет.

Проблема стоит настолько остро, что производителей оборудования даже не так беспокоит поиск потребителей, как поиск источников финансирования. Компании выпускают дорогую продукцию, а разработка новых товаров съедает значительную часть прибыли. Кроме того, итальянцы чувствуют угрозу со стороны дешевого импортного оборудования низкого качества и также ищут пути защиты от продукции подобного рода.

Интересно, что участники рынка не ждут чуда и после выхода Италии из кризиса. Если он и закончится, подчеркивают эксперты, возврата к докризисным показателям не предвидится. В условиях жесткой экономии потребители отказались от ряда продуктов и услуг. Спустя какое-то время они осознали, что вполне могут обойтись и без них. Так что даже при возобновлении роста доходов уговорить автовладельцев снова увеличивать расходы будет тяжело.

Еще одним препятствием для развития отрасли специалисты назвали сокращение количества поездок на автомобиле. Люди больше пользуются услугами общественного транспорта, пересаживаются на мотоциклы, мопеды и велосипеды. Кстати, корреспонденты «АБС-авто» убедились в этом лично. Соотношение «двухколесных» к «четырехколесным» в Болонье значительно выше по сравнению с Москвой. Причем парк велосипедов явно не новый, многие напоминают советские «Украины», правда, это не мешает бойким пенсионерам шпарить на них через дорогу на запрещающий сигнал светофора.

Снижение количества поездок на автомобиле заставляет игроков искать новые способы заработать, что приводит к усилению конкуренции. К примеру, продавцы шин теперь не только торгуют ими, но и предоставляют услуги монтажа. Поэтому наиболее ценным качеством предприятия станет его способность быстро подстраиваться под меняющиеся условия.

Не могут похвастаться впечатляющими результатами и автопроизводители. По словам представителя Fiat, в стране падает как количество регистраций новых авто, так и сам выпуск. Также в стране нет явного лидера в производстве автокомпонентов. Игроки в основном представлены не очень крупными компаниями, которым приходится противостоять таким иностранным гигантам, как немецкая Bosch. Ошибочной представляется помимо прочего и ставка на «металл». Чтобы оставаться конкурентоспособными, итальянцам необходимо развивать и программное обеспечение для современных систем автомобиля, в частности телематику.

Выход из ситуации итальянцы видят в освое­нии новых рынков и напоминают себе, что внутренний рынок не ограничивается только территорией Италии, а распространяется на все страны Евросоюза.

Тихая гавань

Однако, несмотря на большое количество проблем в Европе, мировой рынок постгарантийного обслуживания в целом показывает хорошие результаты, отметил бывший топ-менеджер ведущей отраслевой организации CLEPA Джозеф Франк. По его словам, количество автомобилей в мире растет, а обслуживать и чинить их где-то надо. Рост этот наиболее заметен в Бразилии, России, Индии и Китае (странах BRIC), и именно эти государства рассматриваются европейскими производителями оборудования как наиболее перспективные в плане партнерства. Так что рынок автосервисных услуг остается для компаний тихой гаванью.

Интересно, что высокие темпы прироста автопарка в этих странах отчасти создают и дополнительные проблемы европейцам. Дело в том, что OEM-компании в стремлении быть ближе к конечному производителю открывают новые производства в государствах BRIC. Местные производители знакомятся с новыми технологиями и создают продукты, которые пытаются реализовывать уже в самой Европе, где конкуренция и без них чрезвычайно высока. Особенно заметно увеличилось количество поставщиков из Китая и Индии.

В связи с этим страны Евросоюза в ближайшие несколько лет сосредоточат усилия на тех направлениях, где у компаний из развивающихся государств нет богатого опыта. В частности, будет сделан особый акцент на инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Уже сейчас 180 европейских производителей, поставщиков запчастей и оборудования в 27 странах региона расходуют на R&D около 30 млрд евро на эти цели. Дальнейшие инвестиции позволят отрасли оставаться и дальше конкурентоспособной, считает Франк. Правда, в этом вопросе проблемы подстерегают небольшие компании. Дело в том, что в основном позволить себе расходы по данной статье могут крупные предприятия. Кстати, за прошлый год наиболее быстро развивались как раз уже состоявшиеся производители.

Тем не менее политика ЕС будет стремиться в полной мере учитывать важность поддержания сильной и конкурентоспособной производственной базы автомобильной отрасли. Для этого будут задействованы различные инструменты. Наибольшее внимание будет уделено вопросам устранения торговых барьеров, и в частности, отмене импортных пошлин. Отраслевые ассоциации будут продвигать идею заключения соглашений о свободной торговле, которые в ближайшее десятилетие должны способствовать полному отказу от практики взимания пошлин.

Эксперты особо подчеркивают: компаниям необходимо быть готовым к переменам. Этот подход должен быть отражен в долгосрочных стратегиях развития предприятий, при этом следует уделять внимание кадровым ресурсам, навыкам работников и их доступности. Игроки не должны сопротивляться реструктуризации, если она необходима, это позволит минимизировать негативные последствия для общества.

Для успешной работы в нынешних условиях, полагает Франк, компаниям из ЕС необходимо стремиться к дальнейшему объединению усилий предприятий из разных стран региона в продвижении товаров и услуг. Также необходимо сосредоточиться на сокращении издержек, что позволит выйти на рынок с более привлекательным предложением.

В поисках партнеров

О необходимости сотрудничества с развивающимися государствами заявил и президент Итальянской ассоциации производителей автосервисного оборудования (AICA) Джорджио Кометти. Сегодняшнюю ситуацию на рынке постгарантийного обслуживания он назвал «экономической войной», в ходе которой европейские компании противостоят конкурентам из развивающихся государств.

Как свидетельствует эксперт, действительно, темпы роста автомобильного рынка в странах BRIC впечатляют. Однако эти регионы лишены одного важного преимущества — необходимых технологий. Поэтому единственный выход для сторон — наладить сотрудничество. Вместе с тем европейцам необходимо выступить единым фронтом, отвечать на современные вызовы всем вместе и быть готовым выпускать продукцию для глобального рынка, которую бы можно было продавать по всему миру.

Особый акцент был сделан на необходимости продвижения товаров в России. Больше всего участников конференции впечатлило количество проданных автомобилей в нашей стране — 3 млн единиц. Кроме того, итальянцы считают, что в РФ нет крупных производителей автокомпонентов, соответственно для Италии открыты большие возможности.

Правда, эксперты тут же оговариваются, что Россия — не Европа и работа в РФ имеет свою специфику. О том, почему Россия не считается Европой и о том, так ли уж уникален ее путь развития по сравнению с Индией, Бразилией и Китаем, читайте в следующем номере «АБС-авто».

Москва — Болонья — Москва

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены