Снова в школу
Авторемонтные организации бьют тревогу: рост новых технологий, применяемых в автомобилях, вызывает дефицит высококвалифицированных кадров.
После истории со скандалом из-за занижения количества выбросов, производимых двигателями машин Volkswagen, в мире вырос спрос на автомобили, работающие на альтернативном виде топлива. С одной стороны, это хороший повод порадоваться защитникам окружающей среды. С другой – новая головная боль для авторемонтного сообщества.
Осенью прошлого года Британский институт автомобильной промышленности (IMI) заявил о том, что усилившийся спрос на «зеленые» технологии может вызвать нехватку квалифицированных кадров в сфере ремонта и обслуживания транспортных средств в стране. К слову, IMI – отраслевое объединение, представляющее сектор с ежегодным оборотом в 152 млрд фунтов. Недавно институт призвал правительство Великобритании помочь с привлечением к работе в отрасли талантливую молодежь.
Полюбили гибриды
Проведенный по заказу института опрос показал, что около 40% британских автовладельцев рассматривали вопрос о приобретении электрокара или гибридного автомобиля в ближайшие пару лет. С учетом того, что в 2014 году на долю таких транспортных средств пришлось всего 2% рынка, рост привлекательности машин с альтернативными двигателями оказался колоссальным. На этом фоне специалисты IMI отметили тревожную тенденцию: лишь 1% работников отрасли обладают достаточными навыками для ремонта и обслуживания гибридов и электрокаров.
Механики, пытающиеся отремонтировать электромобиль, рискуют своей жизнью и жизнью клиентов. С таким предостережением выступили представители автомобильной отрасли. Чтобы предотвратить подобный исход, правительство должно предпринять меры по недопущению нерадивых самоучек к обслуживанию новых транспортных средств, подчеркнули специалисты.
Представители IMI даже решили запустить специальную кампанию, призванную убедить власти разработать новые правила обслуживания электрокаров. В частности, по мнению специалистов института, необходимо обеспечить должную подготовку автоэлектриков. Напряжение в бортовой сети современных электрокаров достигает нескольких сотен вольт. Неосторожное обращение с проводкой машины может привести к пожару и даже к гибели мастера, предостерегли в IMI. В связи с этим исполнительный директор института Стив Нэш призвал к выдаче специальных лицензий, которые подтверждали бы квалификацию электрика и его способность работы с новыми видами транспорта.
Нешуточный ремонт
«Рано или поздно будут попытки сделать что-то, чего делать не стоило бы, – уверен Нэш. – В конечном итоге это закончится тем, что кто-нибудь себя поджарит. Либо механик, либо обыватель, который пострадает от пожара, вызванного неправильным ремонтом электромобиля. Это, действительно, не шутки, я не пытаюсь нагнать страха».
Как отмечает британская The Independent, в стране насчитывается около 180 тыс. автомобильных мастеров, из них в списке зарегистрированных IMI профессионалов находится лишь 40 тыс. Тут следует поподробнее объяснить, что собой представляет этот список. Тогда мотивация Нэша становится более понятна.
Список – это база данных, содержащая информацию об авторемонтниках. Попадание в перечень означает, что мастер поддерживает свой профессиональный уровень знаний и навыков. Работник принимает обязательство набрать 90 баллов по программе постоянного профессионального обучения (ППО) в течение трех лет. Это эквивалент четырех дней обучения за год.
Постоянное профессиональное обучение – практика поддержания и развития навыков и знаний, необходимых для занимаемой должности. Программа ППО засчитывает баллы за все стороны обучения при работе в автомобильной отрасли. Человек может учиться в процессе работы, посещать конференции или просто прочитать статью в профессиональном издании.
Попадание в список стоит денег, за эту услугу придется заплатить не менее 53 фунтов. Судя по тому, что институт в качестве бонуса за нахождение в базе предлагает скидки на электронные курсы повышения квалификации от партеров, участнику придется нести расходы и в дальнейшем. Вероятно, лицензии на ремонт электрокаров также потребуют прохождения специальных курсов в том числе и от партнеров IMI.
Не хотят под крыло
Пока же еще 140 тыс. британских автомехаников не стремятся попадать в список. Считается, что эти люди с большой долей вероятности имеют необходимую подготовку, хотя сторонники лицензирования говорят о том, что среди незарегистрированных ремонтников могут находиться и самоучки. Их квалификация остается под вопросом.
Всего на дорогах Соединенного Королевства находится 45 тыс. электромобилей, и лишь 1000 человек прошли специальные курсы по обслуживанию подобных транспортных средств. В институте напомнили, что, согласно последним прогнозам, «электрофикация» машин пойдет намного быстрее, чем считалось ранее.
Как только электромобили начнут теснить на рынке машины с традиционными ДВС, и работы для обычных сервисменов поубавится, у них возникнет соблазн попробовать себя на новом поле деятельности. «Нам нужны люди, которые по меньшей мере обладают достаточными знаниями о технике безопасности, даже если речь идет о простой замене колодок, – продолжил Нэш. – Существует реальный риск того, что кто-то из механиков осмелится отремонтировать электрокар. А моторы в них могут и убить ремонтника, если тот не знает, как с ними работать».
Британские СМИ в поддержку слов Нэша приводят пример недавний случай в Норвегии. Там на одной из зарядных станций сгорел широко разрекламированный электрокар Tesla Model S стоимостью 50 тыс. долл. Причины возгорания остались неясными, хотя американский производитель и поспешил привести статистику, согласно которой транспортные средства с электрическим мотором оказались в целом безопаснее бензиновых собратьев.
Как бы то ни было, IMI не раз обращал внимание политиков на проблему, однако чиновники не особо разделяют идею необходимости лицензирования деятельности автомехаников. «К сожалению, электромобиль выглядит, как любая другая машина на дороге, хотя под капотом у нее совершенно иная установка», – сокрушается директор института. По его словам, чиновники категорически против всяких мер регулирования.
В то же время The Independent приводит мнение эксперта с предприятия BMW в Фарнборо. По словам последнего, он работает с электромобилями с 2009 года и полностью поддерживает инициативу Британского института автомобильной промышленности. В отличие от традиционных авто, напряжение сети в машинах с альтернативным двигателем составляет 360–400 В. Этого вполне достаточно, чтобы убить неопытного сервисмена, сунувшегося отремонтировать транспортное средство.
Днем с огнем
Аналогичные опасения высказывают и представители автомобильной промышленности в Соединенных Штатах. В феврале 2015 года власти США сообщили, что без работы в стране остаются 7,8 млн человек. При этом незанятыми остаются 5,4 млн мест. Аналитики считают, что такое положение вещей обусловлено двумя факторами. Во-первых, работодатели ожидают прихода в компанию высококвалифицированных специалистов, а таких еще надо поискать. Во-вторых, даже перспективные кандидаты не в состоянии самостоятельно подтянуть знания до требуемых стандартов без прохождения курсов повышения квалификации и практики.
Внедрение автопилотов и других автомобильных технологий делают машины все более сложными в обслуживании. Однако, так же как и в Европе, в США отмечается высокий спрос на новое поколение ремонтников, способных обслуживать новые автомобили, будь то машины с продвинутым дизелем или альтернативными двигателями. Автосервисное сообщество попросту не успевает подготовить новые кадры. Ситуацию усугубляет тот факт, что имеющиеся в наличии высококвалифицированные работники начинают выходить на пенсию.
В результате, свидетельствует статистика Ассоциации частных колледжей и университетов страны, разрыв между требуемым количеством работников и их фактическим наличием на рынке все больше увеличивается.
Растущая зависимость Соединенных Штатов от автомобильных технологий ведет к постоянному увеличению спроса на высококвалифицированных механиков. Количество занятых в ремонте и обслуживании транспортных средств, по данным властей, к 2022 году вырастет на 9%. А спрос на экспертов для работы с дизельными технологиями увеличится на 12%. Другими словами, за указанный период могут появиться 120 тыс. новых рабочих мест.
Ручной труд
C одной стороны, у тех, кто готов связать свой род деятельности с авторемонтом, перспективы рисуются радужные. С другой – управляющие станциями технического обслуживания отмечают тревожную для бизнеса тенденцию. Инвестиций в обучение, непосредственно связанное с физическим трудом, недостаточно. Это приводит к нехватке квалифицированных сотрудников у официальных дилеров и независимых мастерских по всей стране. Особенно тревожен тот факт, что тенденция отмечается на фоне все усложняющихся технологий в современных транспортных средствах.
Как рассказал владелец сервисной компании по обслуживанию и ремонту грузовиков Desert Fleet-Serv Том Купер в беседе с изданием «Phoenix Business Journal», единственной угрозой перспективам предприятия остается поиск, наем и обучение достаточного количества сотрудников.
По мнению специалистов, выходом здесь может стать акцент на профессионально-технических программах обучения. Они позволят обеспечить работников необходимыми для будущего трудоустройства знаниями. Важную роль в этом вопросе могут сыграть частные колледжи и университеты, чьи учащиеся работают по программам обучения, непосредственно связанным с будущей карьерой молодых людей.
«За нашу 70-летнию историю подготовки специалистов для транспортной отрасли мы не можем припомнить периода, когда спрос на наших студентов со стороны работодателей был так велик», – обрисовал ситуацию глава компании Lincoln Educational Services Скот Шо. Компания предоставляет образовательные услуги как для выпускников средних школ, так и для уже работающих взрослых в автомобильной отрасли.
По свидетельству Шо, все больше и больше работодателей предлагают лучшим ученикам заведения значительные бонусы, помощь в оплате обучения для того, чтобы привлечь их на свои предприятия. Шо считает, что этого удалось добиться благодаря тому, что в отличие от большинства других заведений, где значительно сократили профессиональное образование или же вовсе отказались от него, Lincoln Educational Services сделала акцент на возможность практического обучения.
Lincoln не пошла путем других заведений и сконцентрировалась на профессиональном образовании в области автомобилестроения и дизельных технологий, отметил глава заведения. По его словам, такой подход позволил обеспечить студентов необходимым реально существующим оборудованием, которое зачастую поставляется компаниями-партнерами.
Согласно подсчетам Исследовательского центра имени Пью, в период с 2011 по 2030 год ежедневно количество человек, возраст которых перевалил за 65 лет, будет увеличиваться на 10 тыс., отметили в образовательном учреждении Western Technical College. Это приведет к тому, что уход нынешних специалистов на пенсию на фоне роста спроса на автомехаников на 17% вызовет значительную нехватку квалифицированного персонала. Изменить ситуацию, считают специалисты, при постоянном развитии технологии поможет тесное сотрудничество образовательных заведений и будущих работодателей.
Конечно, можно заподозрить представителей авторемонтных объединений в том, что они сознательно преувеличивают опасность нехватки кадров. Ведь идея британцев с лицензированием деятельности способна не только создать условия для безопасного ремонта, но и пополнить бюджет IMI. В то же время отрицать стремительный рост различных новых технологий, применяемых в современных машинах, бессмысленно. Так что наличие в автосервисе штата специалистов, готовых постоянно продолжать самосовершенствоваться в профессии, наверняка станет одним из главных конкурентных преимуществ.
О том, насколько быстро технологии из разряда фантастических переходят в разряд обыденных, свидетельствует недавняя новость о беспилотных автомобилях Google Car. Сейчас уже изучается не столько сама возможность эксплуатации автономного транспортного средства, сколько юридическая сторона вопроса.
Так, американские СМИ сообщили, что федеральные власти успели проработать вопрос о том, кого считать водителем машины Google. Национальное управление по безопасности движения автотранспорта США будет считать «водителем» в контексте описанных Google технологий транспортного средства саму автономную систему. Ни один из находящихся внутри пассажиров к категории водителей отнесен не будет. «Мы согласны с Google в том, что гугломобиль не будет иметь водителя в традиционном понимании этого термина, который использовался последние 150 лет», – отметили чиновники.
Интересно, что на создание автономного транспортного средства ушло всего семь лет. История управляемой компьютером машины началась с кроссовера Lexus, оборудованного радаром и лидаром. На выходе компания представила двухместный автомобиль без привычных органов управления. Другими словами, находящиеся внутри никак не смогут повлиять на работу машины. К слову, общий пробег беспилотников в Калифорнии и Техасе составил на данный момент почти 2 млн км.
Как видно, новые технологии требуют уже не только новых знаний в области авторемонта, но и в смежных областях. Наверняка, юристы начали ломать головы над тем, как оформлять ДТП в случае с автономными транспортными средствами и с кого требовать компенсации за причиненный ущерб.