Комфортная безопасность
Эксперты пытаются обезопасить движение, заставив автомобили следить за дорожной обстановкой вместо водителя. Однако это удовольствие не из дешевых. Вроде бы решение найдено – удешевить технологию поможет обычный смартфон. Правда, теперь возникает вопрос, не будет ли мобильное устройство отвлекать человека за рулем от собственно вождения.
Американские власти готовы обязать автопроизводителей использовать в новых автомобилях технологии, позволяющие машинам избегать столкновений без участия водителя.
Реализация инициативы может занять несколько лет, при этом новые правила способны серьезно изменить ситуацию на дорогах, снизить количество ДТП, пострадавших и сэкономить расходы на ремонт. Заняться вопросом планирует министерство транспорта США.
Предполагается, что информация о направлении движения транспортного средства, перестроении или наборе скорости будет передаваться с помощью радиосигнала. Легковые машины и легкий коммерческий транспорт будут принимать эти сигналы от других участников дорожного движения, а компьютер, обработав данные, при необходимости станет сигнализировать водителю о потенциальной опасности. Предупреждение можно сделать с помощью текстового сообщения, звукового сигнала или вибрации руля или сидения. Если автопроизводители сочтут целесообразным, ТС могут быть оснащены системами, которые позволят избегать ДТП без участия водителя.
Машина «увидит» того, кто пытается проскочить на красный свет, даже если автовладелец не заметил потенциальную угрозу из-за плохого обзора или интенсивного движения. Также автомобиль задолго до водителя «узнает» о чрезвычайной ситуации, если таковая возникнет. К примеру, если кто-то начнет экстренное торможение или резкое перестроение. Уже сейчас подобные технологии позволяют машине «заглядывать» на 270 м вперед.
В случае если местные власти заинтересуются инвестициями в системы безопасности, «поддержать разговор» с автомобилями сможет и дорожная инфраструктура, включая светофоры, которые заранее станут передавать информацию о заторах и ДТП, позволяя водителю (а может, уже и просто компьютеру ТС) выбрать пути объезда.
Технология (получившая название V2V) несколько отличается от той, которая используется сегодня в ряде дорогих автомобилей, где применяются радары и датчики. Достижения в этой области, скорее всего, считают эксперты, лягут в основу создания машины без водителя. Чиновники в то же время не рассматривают данные подходы как конкурирующие, напротив, считается, что технологии вполне смогут дополнять друг друга. Так что, если обмен данными между автомобилями сделает само вождение безопаснее, машины без водителя станут также еще более безопасными.
Сейчас авто строят так, чтобы водитель имел как можно больше шансов выжить в аварии, в будущем машины станут конструировать так, чтобы они в аварии не попадали.
Автомобильные компании также поддерживают инициативу, однако указывают на существование важных неразрешенных вопросов в технической области, сфере безопасности и охраны неприкосновенности частной жизни. Как отмечает вице-президент Альянса автопроизводителей (Alliance of Automobile Manufacturers) Глория Бергквист, технология «может сыграть большую роль в обеспечении безопасности на дорогах в будущем, однако многие части большой головоломки еще только предстоит собрать воедино».
Чиновники подчеркивают, что V2V надежно защищает данные, которыми обмениваются транспортные средства. Кроме того, передаваемая информация никак не идентифицирует владельца авто. Так что посягнуть на личные данные водителя никто не сможет.
Существуют и другие преграды на пути распространения технологии. Прежде чем она начнет приносить плоды, соответствующее оборудование должно появиться у большей части владельцев машин. А на то, чтобы оснастить им весь автопарк страны, могут уйти годы. Исследователи считают, что процент ДТП начнет снижаться лишь после того, как «общаться» между собой начнут 7-10% транспортных средств.
Новая эра
По подсчетам Национального управления по безопасности движения автотранспорта США, которое работает над технологией вместе с автокомпаниями уже с десяток лет, обмен данными между ТС позволит снизить на 80% количество происшествий, не связанных с поломкой узлов и оборудования машин.
Как считает глава управления Дэвид Фридман, новая технология знаменует следующую эру автомобильной безопасности, где усилия будут сфокусированы на предотвращении ДТП. Сейчас же автомобилестроители сконцентрированы на разработке систем, позволяющих выжить в аварии.
Пока до массового внедрения V2V еще далеко, только на согласование необходимых документов уйдет от нескольких месяцев до нескольких лет. В то же время, считает глава отраслевой организации Intelligent Transportation Society of America Скотт Белчер, технология заставит автопроизводителей полностью пересмотреть подход к дизайну и производству ТС.
Правительственные чиновники пока не могут сказать, на сколько подорожает автомобиль, способный «общаться» с себе подобными. Однако сторонники внедрения V2V говорят, что это почти не ударит по карману, добавив к стоимости машины 100-200 долл.
Дешево и просто
Между тем, похоже, что выход найден. Как и все гениальное, он прост. Еще около года назад компания Qualcomm, специализирующаяся на коммуникационных технологиях, предложила использовать для «разговора» машин обычные смартфоны. Они есть почти у половины американцев, причем процент владельцев постоянно растет. Если оснастить смартфон с GPS-передатчиком специальным радиочипом, он вполне сможет обмениваться информацией с другими устройствами. Так, что почти половина автопарка получит доступ к технологиям V2V всего за пять лет.
«Поумневшие» телефоны могут не только позволить избежать аварии, но и предотвратить наезд на пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов при неблагоприятной дорожной обстановке или в условиях плохой видимости. В то же время пока массовому внедрению мешают такие вопросы, как недолгий заряд батарей телефонов, отсутствие согласования по поводу используемых частот. Также нет полной уверенности в том, что телефон сможет с необходимой точностью определять местоположение владельца, как это делают системы в более дорогих машинах.
С помощью CarPlay можно интуитивно совершать звонки, пользоваться картами, слушать музыку и обмениваться сообщениями при помощи слова или прикосновения. Пользователи могут управлять CarPlay через встроенный интерфейс автомобиля или запустить функцию нажатием кнопки голосового управления на рулевом колесе для активации Siri, не отвлекаясь от дороги.
Премьера CarPlay для водителей автомобилей Ferrari, Mercedes-Benz и Volvo уже состоялась. Другие автопроизводители, включая BMW Group, Ford, General Motors, Honda, Hyundai Motor Company, Jaguar Land Rover, Kia Motors, Mitsubishi Motors, Nissan Motor Company, PSA Peugeot Citroen, Subaru, Suzuki и Toyota Motor Corp., уже работают над внедрением CarPlay для своих водителей.
«Функция CarPlay была создана с нуля для того, чтобы обеспечить водителям беспрецедентное удобство применения iPhone в автомобиле, – сказал Грег Джосвиак, вицепрезидент Apple по продуктовому маркетингу iPhone и iOS. – Пользователи iPhone хотят иметь постоянный доступ к своему контенту, что становится возможным благодаря CarPlay, с которой водители могут использовать iPhone в автомобиле c минимальным отвлечением от вождения».
Подсоединив iPhone к автомобилю со встроенной функцией CarPlay, можно просматривать контакты, совершать звонки, перезванивать или прослушивать голосовую почту, используя Siri. При получении входящего сообщения или уведомления Siri отвечает на запросы с помощью голосовых команд, читает водителю вслух сообщения и записывает ответ под диктовку, а также позволяет совершать звонки.
CarPlay позволяет более интуитивно прокладывать маршруты с помощью встроенного приложения «Карты», предлагая направления на основании недавних поездок, контактов, текстовых сообщений и электронных писем, озвучивая при этом инструкции по маршруту, сведения о дорожных условиях и ожидаемое время прибытия.
На полную катушку
Пока специалисты спорят о том, когда же ждать полной интеграции смартфонов и машин, автомобилестроители уже занимаются этим вопросом. Компании должны быть уверены, что выпускаемые ими машины могут подключаться к мобильным устройствам и Интернету, если автопроизводители и дальше хотят оставаться конкурентоспособными. Такое мнение высказал глава Daimler Дитер Цетше в преддверии Женевского автосалона.
Комментарии высокопоставленного представителя компании последовали после того, как в Mercedes-Benz заявили о готовности выпускать автомобили, поддерживающие функцию CarPlay. Она, по утверждению компании Apple, делает возможным пользоваться iPhone в автомобиле более безопасно.
Всегда на связи
Интересно, что Daimler в скором будущем собирается сделать автомобили совместимыми с устройствами на базе Android. «Фактически ни один товар, включая автомобиль, не покупается или используется в вакууме, – объяснил Цетше. – Все мы знаем, что iPod изменил правила игры не только благодаря дизайну и технологиям. Он также оказался удобен».
Помимо прочего, Mercedes представил новую услугу Mercedes me. Она позволит клиентам получить доступ к различным мобильным сервисам, включая поиск машины на парковке или запись на прохождение планового ТО с помощью мобильного телефона. Новое предложение – часть целого набора инициатив автомобильных компаний, направленных на использование программного обеспечения для того, чтобы сделать автомобиль более привлекательным в глазах потенциального покупателя.
Daimler таким образом хочет уйти от концепции, согласно которой сервис означает только технические работы. Компания не будет ждать, пока покупатели найдут ее, а сама отправится за потенциальными клиентами. Уже этим летом машины концерна начнут оснащаться устройствами, необходимыми для связи с клиентами на виртуальных площадках. Фактически компания получит возможность контактировать с клиентами в любой момент.
Удобство или безопасность?
Несмотря на то что разработчики стремятся сделать использование мобильных устройств в машине безопаснее, критики говорят о том, что мобильные устройства все равно так или иначе отвлекают водителя.
Как заявил изданию CNN Money старший директор некоммерческой организации Национальный совет по безопасности (National Safety Council) Дэвид Титер, организация серьезно обеспокоена этим вопросом. «Автомобильная отрасль и производители электроники развернули настоящую гонку вооружений в попытке найти способ заставить водителя заняться чем угодно, но не собственно вождением машины», – сокрушается Титер.
В одном из исследований, подготовленном Техасским институтом транспорта (Texas A&M Transportation Institute), говорится, что время реакции водителей, занятых набором текстового сообщения или отправкой голосового сообщения с помощью Siri (Apple) или Vlingo (Android) удваивается.
К похожим выводам пришли специалисты Университета штата Юта. По их данным, разговор за рулем автомобиля с помощью технологии hands-free не ненамного безопаснее обычного разговора по телефону. Причем если риск при таких разговорах был оценен как умеренный, приложения типа Siri были признаны сотрудниками университета более опасными.
Идея дать людям возможность не расставаться со своими смартфонами призвана сделать вождение не более безопасным, а более удобным, полагают эксперты. Хотя и здесь трудно сделать однозначные выводы.
Действительно, пользование мобильным во время движения повышает риск попадания в ДТП. На этом фоне общее количество аварий за последние 10 лет снизилось, хотя число владельцев смартфонов и сотовых растет с каждым годом.
«10 лет назад Страховой институт дорожной безопасности (Insurance Institute for Highway Safety) предсказывал резкий рост аварий из-за повсеместного распространения бытовой электроники, однако в реальности этого не произошло, – отметил представитель организации Рас Рейдер. – Хотя это и не значит, что смартфоны не отвлекают водителя».