Новости альтернативного автомира
Даблдекер на метане
Британская муниципальная транспортная компания Ipswich Buses совместно со шведским концерном Scania начала 6-недельные эксплуатационные испытания городского 2-этажного газового (биометан) автобуса Scania Enviro 400.
Символично то, что на период испытаний именно этой машины пришлись два знаменательных события: 21 июня в Великобритании прошел День чистого воздуха (Clean Air Day) для популяризации альтернативных видов моторного топлива и энергоносителей; а со 2 по 7 июля – Неделя автобуса (Catch the Bus Week) с призывом к горожанам пересесть с личных автомобилей на общественный транспорт.
Scania создавала газовый автобус совместно с британской компанией Alexander Dennis, специализирующейся в области современных кузовов. Заявленная экологическая задача такова: за счет использования биометана из органических отходов и канализационных вод снизить выбросы СО2 на 84% относительно дизельной модификации.
На автобусе установлены 5-цилиндровый двигатель Scania OC09–101 объемом 9 л. Его мощность 276 л. с. (206 кВт) при 1900 об/мин, крутящий момент 1305 Нм при 1000–1400 об/мин. На автобусе также установлены 6-скоростная автоматическая КПП ZF EcoLife, 3-компонентный каталитический нейтрализатор и система рециркуляции отработавших газов. Выбросы автобуса соответствуют нормам Euro VI.
Обеспечение автобуса биогазом и КПГ во время испытаний возьмет на себя компания Roadgas, один из ключевых владельцев АГНКС в Великобритании.
СПГ на автотранспорте Италии
Итальянская нефтегазовая компания Snam заключила соглашение с американской Baker Hughes о совместной разработке «микротаннажной» технологии сжижения природного газа. По корпоративной классификации, этот микротоннажный завод должен производить примерно 140 тыс. т СПГ в год (16 т в час) из трубопроводного газа и биометана.
По площади такой завод может уместиться не меньше чем на футбольном поле. В Италии предполагается построить четыре таких завода общей стоимостью от 50 до 80 млн евро. ТЭО проекта должно быть готово до конца 2018 года.
Компания Snam присматривалась к малотоннажному производству СПГ более 10 лет и вот, наконец, сочла необходимым выйти в этот сегмент рынка.
В компании понимают перспективу перевода на СПГ автомобильного и водного транспорта. С 2015 года до настоящего времени парк грузовиков на сжиженном метане увеличился со 100 до 1000 единиц. Открыты 20 КриоАЗС.
Строительство новых комплексов сжижения природного газа позволит обеспечить этим видом топлива 15 тыс. тяжелых машин и продвинуть его в центральные и южные районы Италии.
О развитии газовой промышленности Индии
По мнению экспертов кампании BP, природный газ, включая СПГ, будет одним из главных энергетических приводов развития мира. Сегодня доля газа в мировом энергобалансе равна примерно четверти; по стольку же приходится на нефть, уголь и неископаемые энергоресурсы.
В опубликованном компанией энергетическом обзоре за 2018 год (BP Energy Outlook 2018), в частности, указано, что до 2040 года мировой ВВП удвоится. При этом 2,5 млрд человек улучшат свое материальное положение. Рост благосостояния повлечет за собой увеличение спроса на энергию. Несмотря на общее повышение энергоэффективности, в следующие 25 лет потребление энергоресурсов вырастет на треть.
Индия не выбивается из общемировых тенденций. В стране действует III Национальный план электрификации, предусматривающий, в частности, что к 2027 году из национальных возобновляемых источников будут производить до 275 ГВт электроэнергии. Однако пока прогресс незначителен и зависимость от угля – самого дешевого топлива для генерации электричества – сохранится еще в течение длительного времени.
В настоящее время цену на газ, добытый в Индии, регулирует правительство. Цена индийского газа устанавливается на основе цен в США, Канаде, Великобритании и России. С 1 апреля 2018 года на полгода установлена цена 3,06 долл. США за миллион БТЕ. Для сравнения: рыночная цена импортного СПГ более чем в 2 раза выше и составляет 7,5 долл. США.
Рост потребления природного газа продолжается. Правительство Индии намерено к 2030 году увеличить долю природного газа в балансе первичных энергоносителей с 6 до 15%.
В Индии внимательно следят за развитием рынка автомобильного СПГ в Китае. В настоящее время парк грузовиков на сжиженном метане в Поднебесной составляет почти 300 тыс. ед.
Нью-Дели тоже подталкивает рынок в сторону природного газа, как одной из альтернатив дизельному топливу. Для этого, например, Центр науки и окружающей среды Индии утвердил перечень видов топлива, разрешенных к использованию на транспорте, в промышленности и быту в пределах Территории национальной столицы Дели (National Capital Territory of Delhi – NCT). В настоящее время на долю таких источников в Дели приходится более половины выбросов частиц PM2.5 и 100% выбросов NOx.
Документ фактически запрещает использование тех видов топлива, которые способствуют образованию в воздухе вредной комбинации мелкодисперсных частиц городской пыли и токсичных отходов горения. Эта смесь проникает глубоко в легкие людей и поражает их. Для перехода на более чистые виды топлива дано всего три месяца.
Газовый тягач из Южной Кореи
Корейская компания Tata Daewoo продемонстрировала первый образец магистрального тягача на СПГ. Грузовик оснащен рядным 9-цилиндровым газовым двигателем мощностью 400 л.с.
В Южной Корее в 2019 году предполагается разработать план внедрения автомобилей на природном газе. План начнет реализовываться с 2020 года. Главным образом он нацелен на газификацию тяжелого автотранспорта, на долю которого в крупных городах приходится до 23% выбросов мелкодисперсных частиц РМ2.56. В связи с этим есть основания прогнозировать рост потребления природного газа в Республике Корея.
Новый завод газовых двигателей в Китае
Американская компания Omnitek Engineering Corp. продолжает поставки своей газовой аппаратуры в КНР для перевода мощных двигателей для судов, карьерных самосвалов и стационарных силовых установок электрогенераторов с дизельного топлива на сжиженный природный газ. СПГ будет поставлять компания SINOPEC.
Для развития китайского газомоторного рынка и собственного бизнеса филиал Omnitek Beijing с местными партнерами строят в провинции Шадунь новый завод мощностью 40 тыс. газовых двигателей в год. В составе завода будут работать две линии сборки двигателей, одна линию по производству шасси грузовиков и испытательный центр. Правительство Китая в целях реализации программы замены дизельного топлива природным газом выдало заводу разрешение на производство газовых двигателей для судов, дорожных и внедорожных транспортных средств.
Toyota на рынке автомобилей с топливными элементами
Компания Toyota предполагает существенный рост продаж автомобилей на водородных топливных элементах после 2020 года до 30 тыс. ед. в год. Сейчас это показатель находится на уровне 3000 машин.
Для удовлетворения спроса компания планирует построить новый завод для производства топливных элементов. На существующих мощностях будет организовано производство водородных баллонов высокого давления.
В 2014 году Toyota начала серийное производство седанов Mirai на топливных элементах. В 2015-м были проданы 700 машин, в 2016-м – примерно 2000, а в 2017-м – 3000. На японском рынке после 2020 года Toyota планирует продавать по 1000 автомобилей в месяц.
Альтернативное топливо в Латвии
Кабинет министров Латвии рассматривает разработанный Министерством экономики законопроект об использовании энергии в транспорте, устанавливающий для продавцов моторного топлива обязательные объемы реализации «зеленых» видов горючего. Планируется, что новый закон заменит действующий закон о биотопливе.
Согласно директиве Европарламента, доля горючего из возобновляемых источников к 2020 году должна составлять до 40% общего баланса. При этом на биотопливо, биогаз и возобновляемую электроэнергию к 2020 году должны приходиться не меньше 10%. В 2015 году в Латвии этот показатель составлял 3,9%.
Поскольку в нынешней ситуации Риге не удастся достичь поставленных целей, планируется изменить порядок, чтобы избежать денежных штрафов в транспортном секторе. Каким конкретно путем это будет обеспечено, пока не объяснено.
К «альтернативному топливу» законопроект относит электричество, водород, биогорючее, синтетическое и парафиновое горючее, природный газ, в том числе биометан, сжатый природный газ, сжиженный природный газ и сжиженный нефтегаз, а также другие виды горючего, которые частично или полностью заменяют жидкие энергоносители нефтяного происхождения.
30 тыс. моторикш на метане
Правительство индийского штата Орисса рассматривает вопрос о массовой газификации дизельных моторикш. На природный газ предполагается перевести 30 тыс. этих транспортных средств в городах Бхубанесвар и Каттак. 16 декабря 2016 года состоялся запуск программы. Тогда на КПГ стали работать 50 моторикш и 17 мотороллеров (скутеров).
К настоящему времени в штате работают уже 800 мототакси, 40 легковых автомобилей и 20 скутеров. Власти штата предложили индийской государственной газовой компании GAIL подготовить ТЭО на перевод транспорта на метан и строительство АГНКС.
Сейчас в городе Бхубанесвар работают две заправки в районах Патия и Чандрасекхарпер. Еще две АГНКС предполагается в ближайшее время открыть в соседнем городе Каттак; еще две до конца года – в районах Хандагери и Тамандо города Бхубанесвар.
Использованы материалы http://www.gazpronin.ru/