Кузова автомобилей: от седана до стретча
Кузов определяет внешний вид и назначение автомобиля. Он во многом задает и цену машины, ее габаритные размеры, вместимость, грузоподъемность и другие потребительские качества. Поэтому при описании модели тип кузова упоминается в первую очередь. Но надо помнить, что в разных странах один и тот же кузов может называться по-разному. Итак...
Седан – кузов, имеющий два ряда сидений, четыре или две двери. Автомобили с кузовом седан оборудуются жесткой крышей, уровень которой не изменяется по всей длине. Но самый главные признаки седана – это изолированные моторный отсек, закрытый крышкой-капотом, и багажник, выделяющиеся из средней, более высокой части кузова, где размещаются водитель и пассажиры. Поэтому седан еще называют трехобъемным кузовом. Сегодня он, пожалуй, наиболее распространен во всем мире.
Седан достаточно комфортабелен для перевозки 3-5 пассажиров и не слишком габаритного груза. Ценно и то, что в багажнике седана груз надежно скрыт от посторонних глаз, лучше защищен от грабителей и не распространяет в салон свои запахи и шумы. Двухдверный седан когда-то еще называли ныне забытым словом «тудор» (от two door – две двери). Забираться на заднее сиденье двухдверной машины и выбираться оттуда приходится через переднюю дверь, что не очень удобно, несмотря на то что она сделана более длинной, а когда кто-то сидит спереди – так и вовсе невозможно.
Именно седан имеет классический «автомобильный» силуэт, за что его уважают любители стиля и консервативных форм. Правда, седан не столь обтекаем и компактен, как некоторые другие кузова. Из-за этого современные седаны, в стремлении стать более аэродинамически совершенными, постепенно лишились четких границ между своими тремя «объемами». Порой седаны могут быть и двухобъемными, вспомним кузов, например, всем известной ГАЗ-М20 «Победы». Заднее стекло у нее было в рамке кузова, багажник полностью отделен от салона и это – главные составляющие в определении седана. Кстати, расположение двигателя может быть и задним, тогда багажник перемещается вперед, но все равно это будет седан.
Интересно, что название, происходящее от французского города Седан, известного в давние времена своими каретными мастерами, в самой Франции к этим автомобилям не применяется. Видимо, по причине поражения французской армии под Седаном еще в XIX веке. Здесь их называют berline. На Британских островах седаны именуют термином saloon, а в Германии – limousine. В России же лимузином называется немного другой кузов (см. ниже). Все в этом безумном мире перепутано...
Универсал – двухобъемный (выделяется только капот, т.е. крышка моторного отделения) кузов с двумя рядами сидений и емким багажным отсеком, объединенным с салоном. Универсал почему-то никогда не бывает отдельной моделью, всегда существует седан, на основе которого он построен. Сзади багажный отсек универсала закрывается почти вертикальной крышкой со стеклом, откидываемой на петлях вверх или вбок. Эта крышка называется также по непонятной причине пятой (или третьей) дверью, хотя для попадания людей в салон она не предусмотрена, через нее только грузят багаж. Спинки задних сидений универсала могут быть сложены вперед, и тогда объем багажного отделения становится огромным, что используется для перевозки крупногабаритных грузов. Хорош универсал и для путешествий в дальние края с солидной поклажей, разнообразными объемистыми спортивными снарядами и т.п. Универсалами, по сути, являются многие внедорожники, хотя их счастливые владельцы обычно об этом и не догадываются. В США, где универсалы очень популярны, их называют station wagon, в Англии – estate саг, в Германии – kombi (от kombinationswagen), во Франции – break.
Хэтчбек (от англ. hatch back – задняя дверца, задний люк) возник в 60-х годах прошлого века по заказу тех покупателей, которым не нравилась слишком «грузовая» внешность универсала и сильно выступающий багажник седана, а возить громоздкие нестандартные грузы хоть и редко, но приходилось. Задняя дверь этого «укороченного универсала», открываемая вверх, часто расположена наклонно, что делает короткий автомобиль визуально легким, обтекаемым и стремительным. Всего дверей может быть три или пять. Багажный отсек дополнительно прикрыт внутренней съемной полкой-крышкой. В отличие от универсала хэтчбек чаще всего не имеет «брата-седана», а является самостоятельной моделью. Хэтчбеки 70–80-х годов прошлого века стремительного и низкого силуэта с совсем пологой «спиной» называли еще фастбеками (fast back), но это слово сегодня в России уже почти забыли.
Большинство небольших автомобилей сегодня, особенно в Европе – именно хэтчбеки, они очень компактны и удобны во всех отношениях, особенно для ежедневных поездок одного-двух человек в городе. В частности, хэтчбеки вызвали во всем мире массовое «вымирание» малых седанов. Но по сравнению с универсалом или седаном объем багажного отсека хэтчбека при не сложенных задних сиденьях совсем невелик. Так что для длительных путешествий с несколькими пассажирами автомобиль с таким кузовом не очень приспособлен.
Многие современные универсалы тоже имеют пологую заднюю дверь, а некоторые хэтчбеки – почти вертикальную или даже с обратным наклоном, поэтому иногда отличить эти кузова с первого взгляда бывает непросто. Признаки универсала – более выраженный полноценный багажный отсек, массивная свисающая «корма» и большие окна позади задних дверей. Ну и, разумеется, дверей у универсала всегда полный комплект, т.е. пять.
Но покупатель опять капризничает, классический хэтчбек ему кажется уже слишком кургузым и непрестижным, а седан – постылым и несовременным.Что ж, нет проблем, получите еще разновидность хэтчбека, под названием лифтбек (lift back). У него большой задний свес, как у седана или универсала, что придает машине солидность и увеличивает объем багажника. Но в отличие от универсала, задняя дверь лифтбека сильно наклонена вперед и плавно переходит в крышу, как у забытого ныне фастбека, а в отличие от седана – багажник и салон объединены.
Когда-то в СССР все хэтчбеки и универсалы официально и без разбора называли немецким термином «комби» (вспомним «ИЖ-комби»), который в самой Германии также объединяет все пассажирские кузова с задней дверью. Сегодня это слово у нас не применяется.
Купе (от фр. couper – отрезать) – двухдверный кузов с укороченной базой и одним рядом сидений. Впрочем, сзади в купе часто устанавливают дополнительный ряд более узких сидений, называемых «детскими» (не путать с «детскими удерживающими устройствами»). На них при желании могут разместиться не только дети, но и двое-трое взрослых пассажиров, правда, в не очень удобной позе (с вертикальной спиной и поджав ноги) для поездки на небольшое расстояние, а также багаж. Неудобство пользования задним рядом сидений такое же, как и у двухдверного седана. От него внешне купе отличается укороченной колесной базой. Но, оказывается, к задним сиденьям тоже можно добавить свои двери, и получится... нет, не седан, а четырехдверное купе!
Купе может быть полуспортивной машиной или небольшим городским автомобилем. Не исключена и задняя, третья дверь (купе-хэтчбек). В иностранной литературе большие мощные трехобъемные и двухместные автомобили-купе почтительно величают итальянским термином Gran Turismo (GT) или аббревиатурой ТТ (Tourist Trophy).
Кабриолет (cabriolet, cabrio) – кузов с ветровым стеклом, но без жесткой постоянной крыши. В случае дождя и прочих погодных неприятностей водитель приводит в действие сложный рычажный электромеханизм, накрывающий салон мягкой (soft top) или жесткой (hard top) складной крышей на специальном каркасе. Установка крыши может производиться и вручную. Закрытый кабриолет сбоку не отличить от седана или купе. Иногда на кабриолетах можно было увидеть дугу безопасности, как бы спасающую людей от мгновенной смерти в случае опрокидывания.
Сниматься или сдвигаться может только часть крыши (более безопасный кузов типа тарга). Если крыша автомобиля состоит из двух съемных панелей (левой и правой), а посередине проходит продольная силовая балка каркаса, перед вами разновидность кабриоле-та-тарги под названием T-top или T-roof.
Сегодня для обеспечения безопасности в кабриолетах чаще служит только усиленная рамка ветрового стекла и автоматически выдвигаемые мощные арочные элементы (дуги) за спинками кресел. У кабриолета два ряда сидений (второй ряд может быть, как и у купе – «компактным»).
Короткий и строго двухместный кузов с «каб-риолетной» крышей, но без подъемных боковых стекол носит название родстер (roadster) или слайдер (spider). Сегодня, правда, родстерами в Англии и США и слайдерами в романоговорящих странах называют чаще просто небольшие спортивные двухместные кабриолеты. Есть еще маленький нюанс: на слово spider имеет исключительное право только компания Alfa-Romeo. Поэтому всем прочим пришлось называть свои аналогичные машины термином spyder.
Если у двухместного кабриолета крыши вовсе не предусмотрено – перед вами спидстер (speedster), а если отсутствует и ветровое стекло, машина будет называться баркетта (итал. barchetta – лодочка). И водителю, и пассажирам приходится надевать мотоциклетные очки или шлем, что придает еще большую спортивность и экзотичность поездкам на таком автомобиле. Впрочем, совсем невысокое ветровое стекло может предусматриваться, в том числе и в складном варианте, зато вот, дверей и дверных проемов может и не быть вовсе! Ведь борта у «лодочки» совсем низкие, а люди с ограниченными физическими возможностями на баркеттах не катаются.
Минивэн – грузопассажирский одно- или двухобъемный, чаще удлиненный кузов, внешне похожий на помесь универсала с приземистым микроавтобусом. Задняя дверь багажного отсека – обязательный элемент мини-вэна. Название «минивэн» пришло к нам из Северной Америки. Минивэн часто называют универсалом повышенной вместимости (УПВ) или семейным автомобилем. Моторный отсек минивэна почти не выступает из остального кузова, порой передние сиденья размещаются над передними колесами (бескапотная или вагонная компоновка).
В больших минивэнах устанавливается по три ряда сидений (в том числе откидных), что позволяет перевозить до семи-восьми пассажиров с солидным багажом. Отличие от автобуса: в минивэн люди садятся, а не заходят, у него нет центрального прохода между сиденьями, у самих сидений спинки первых двух рядов сильно отклонены «по-автомобильному» назад. Пассажирские двери (они могут быть и распашными, и сдвижными) расположены с обеих сторон. Правда, и тут бывают всевозможные исключения.
Минивэн обеспечивает максимальную вместимость при определенных габаритах. Кроме того, однообъемный кузов, как правило, создает при движении наименьшее аэродинамическое сопротивление, т.е. является наиболее обтекаемым. Это несколько уменьшает расход топлива большой и тяжелой машины.
Внедорожник (Sport Utility Vehicle, или сокращено SUV) – двухобъемный закрытый пассажирский тип кузова, имеющий пять или шесть дверей, из которых одна или две – задние, два или три ряда пассажирских сидений.
Внедорожник отличают наличие полного привода, понижающей передачи и увеличенный дорожный просвет, позволяющий автомобилю передвигаться и по дорогам, и по бездорожью. Поэтому внедорожники правильно называть вседорожниками, но это слово не прижилось.
Данные автомобили делятся на компактные (кроссоверы, в обиходе «паркетники»), среднеразмерные и полноразмерные. Кроссовер отличает несущий кузов, компактность, меньший дорожный просвет. Он базируется, как правило, на автомобиле «гольф-класса». Среднеразмерные и полноразмерные члены «семьи» часто имеют крепкую раму, мощный двигатель и большие колеса.
Все описанные автомобили часто выделяют в отдельный вид кузова, называющийся коротко и ясно – внедорожник. Но по сути, опять-таки, могут повстречаться и кабриолеты, и купе, и фаэтоны, и пикапы.
В итоге тип кузова «внедорожник» можно признать условным, родившимся при общении продавцов и покупателей таких машин.
Тем более, что они очень популярны. Сегодня общее количество проданных внедорожников в США, например, составляет более 5 млн в год и почти 40% от общего числа автомобилей. Согласно оценкам экспертов, к 2030 году доля внедорожников в Америке превысит 50% от общего числа продаваемых автомобилей.
Пикап (от англ. pick-up – подхватить, подобрать) – кузов с открытой грузовой бортовой платформой, отделенной от кабины жесткой глухой перегородкой. Так из легкового автомобиля получается небольшой грузовичок, в который действительно удобно «подхватить» что-нибудь по пути.
Платформа иногда закрывается тентом или жесткой низкой крышкой. Кабина пикапа или, если угодно, его салон, может иметь второй ряд полноразмерных или «компактных», подобно купе, сидений. Задняя подвеска обычно усилена для перевозки тяжелых грузов, в ущерб комфорту. Часто пикапы выпускаются с полным приводом на базе больших внедорожников, и размеры их впечатляют. Большие пикапы уже сильно напоминают самые настоящие грузовики. Но от настоящего грузовика пикап отличает кузов, составляющий с кабиной единое целое. Пикапы очень популярны на своей родине – в Америке. Их покупают и работяги, кому нужно перевозить грузы, оборудование или инвентарь, и президенты корпораций, которым пикап нужен для транспортировки мотоцикла, снегохода или еще каких-то средств активного отдыха. Американцы, конечно же, рынок чувствуют тонко, поэтому стараются накрыть все сегменты и удовлетворить любой спрос.
В последнее время в США появились пикапы-монстры на базе среднетоннажных грузовых автомобилей. В случае оснащения кузова жестким несъемным верхом пикап превращается в фургон.
Фургон (van, kastenwagen) – кузов на основе пикапа, минивэна или универсала, с закрытым «железным» грузовым отсеком, полностью отделенным постоянной перегородкой от кабины (салона). Кабина может иметь и два ряда сидений. Поскольку перечисленные автомобили-основы заметно отличаются друг от друга, внешний вид и размеры фургонов могут быть весьма разнообразны. Дверь (двери) для погрузки расположены сзади, бывает установлена сдвижная или распашная боковая дверь. Грузовой отсек, как правило, не имеет окон. Но в некоторых фургонах окна сделаны только в задней двери и (или) сбоку кузова. В грузовом отсеке рядом с окнами часто устанавливают несколько откидных или съемных сидений, так что автомобиль получается как бы и не совсем грузовой. Фургоном порой называют и большой грузовик с крытым кузовом в целом. Если жесткий фургон имеет теплоизоляцию для перевозки охлажденных продуктов, он будет именоваться изотермическим.
Фаэтон (от имени мифологического Фаэтона) – открытый кузов легкового автомобиля с мягким открывающимся верхом. Значение термина со временем существенно эволюционировало, к тому же следует иметь в виду весьма заметные различия между национальными терминологиями и наличие так называемых фирменных обозначений, зачастую конфликтующих с общепринятыми понятиями.
Наиболее распространенным этот термин был в 20-30-е годы прошлого века, обозначая открытый автомобиль с четырьмя боковыми дверьми без подъемных стекол – обычно в непогоду вместо них к боковине пристегивалась на кнопках брезентовая шторка со встроенными окошками, как правило, из целлулоида, и складным мягким верхом.
Помимо обычного фаэтона, имевшего один ряд сидений, на заре автомобилестроения существовали также дубль-фаэтон (doublephaeton) и трипль-фаэтон (triple-phaeton), которые имели два и три ряда сидений соответственно. Иногда на такие машины устанавливалось второе ветровое стекло, которые выдвигалось из спинки переднего сиденья.
Похожий на кабриолет настоящий армейский внедорожник УАЗ-3151 с мягким верхом, несмотря на свою суровую внешность, относится к... фаэтонам. Фаэтонами считаются и парадные многоместные кабриолеты (всем известные «Зилы», например).
Лимузин – трехобъемный четырех- или даже шестидверный удлиненный закрытый кузов, похожий на большой седан, но с прозрачной стеклянной перегородкой между передним рядом сидений и остальным, очень просторным и высоким салоном. В перегородке открывается переговорное окошко либо она опускается целиком посредством электромеханизма. Во время движения с водителем осуществляется радио- или телефонная связь. Лимузины – это всегда автомобили высшего класса, где для конфиденциальности и особого комфорта требуется отделить драгоценных пассажиров от водителя, сидящей спереди охраны и прочего бренного мира. У нас в лимузины часто записывают, в том числе, и фешенебельные большие седаны с тремя рядами сидений (long base sedan), но это неправильно, поскольку у них нет этой самой прозрачной перегородки.
Кстати, слово «лимузин» происходит от названия французской провинции Лимузен (Limousine), где когда-то носили капюшоны с таким же названием. В подобные капюшоны одевались в непогоду шоферы первых лимузинов, сидящие, в отличие от защищенных пассажиров, именно вот так, «по-кучерски», т.е. под открытым небом. В Германии лимузин обозначается термином Pulmann. Если над передними сиденьями лимузина крыша вовсе отсутствует или она съемная – перед вами уже не лимузин, а странное и очень редкое чудо под названием брогам (brougham) или купе дё виль (coupe de ville).
Но и пассажирам лимузинов тоже иногда хочется прокатиться «с ветерком». Для таких клиентов предлагается лимузин-ландоле (landaulet), у которого крыша над задним рядом сидений сдвижная или съемная.
Современные конструкции и высокие технологии позволяют создавать трансформируемые кузова, благодаря чему внешний вид автомобиля может изменяться буквально до неузнаваемости, причем эту операцию по силам произвести даже самому владельцу.
Наконец, существуют редкие типы автомобилей, кузова которых вообще трудно классифицировать. Во-первых, это суперкомпактные городские микроавтомобили на одного-двух человек, Во-вторых, трициклы с двумя колесами спереди и одним – сзади, а также, наоборот, на базе автомобильных и мотоциклетных агрегатов. В-третьих, это сверхдлинные лимузины для торжеств с «автобусным» числом мест (стретчи).
Оглядывая «парк» современных автомобилей, можно заметить, что деление кузовов на определенные типы довольно условно. Границы между ними зачастую размыты, и никто из автопроизводителей специально не стремится «уложить» новую модель в определенный стандарт. Главное – угадать и удовлетворить желание потребителя раньше и полнее, чем это сделают конкуренты.
Фото фирм-производителей