«Мы учитываем все потребности рынка»
Поскольку значительная часть декабрьского номера посвящена двигателю, поговорим о моторных маслах для коммерческой техники. Перенесемся в начало осени, на выставку «Комтранс», где автору довелось встретиться с настоящим знатоком этого сегмента автобизнеса.
Итак, громадный павильон «Крокус Экспо». Мы сидим в уютном уголке стенда компании ExxonMobil. Мой собеседник – Ахмет Арас, советник по маркетингу подразделения смазочных материалов для коммерческой техники компании ExxonMobil Fuels & Lubricants в странах Европы, Африки и Ближнего Востока. Несмотря на солидную должность, г-н Арас оказался очень демократичным человеком и предложил общаться просто по именам. Так мы и поступили.
– Ахмет, расскажите, пожалуйста, о динамике продаж «грузовых» масел в России за последнее время. В частности, за период между двумя выставками «Комтранс».
– За это время наблюдались как снижения, так и увеличения продаж – сказалась непростая экономическая ситуация в Европе. Но глобальный тренд по продажам масел Mobil Delvac в России я бы охарактеризовал так: умеренный рост. Это связано с непрерывным увеличением российского грузового автопарка.
– Какой сегмент интересен компании в первую очередь – легкие или тяжелые грузовики? На что делается ставка?
– Представим упрощенно схему движения товара к потребителю. В России много портов на Севере, Юге и Востоке. Туда по морю приходит колоссальное число грузов, и развозят их тяжелые грузовики. Потом в терминалах больших городов эстафету подхватывает легкая коммерческая техника. Мы стремимся обеспечить все этапы перевозок, поэтому для нас важны оба сегмента.
– Коммерческий автомобиль в России – понятие широкое. У нас не редкость «ГАЭели» с двигателями ЭМЭ-402 и ЭМЭ-4063, устаревшие «МАЭы» и «КамАЭы». И в то же время коммерческий парк непрерывно пополняется современными моделями ведущих европейских производителей. Как учесть все особенности при поставках моторного масла? С одной стороны, надо обеспечить «разношерстный» автопарк, с другой – экологичное масло не улучшит показателей устаревшего мотора...
– Мы знаем специфику российского рынка и учитываем его разнообразие. Начну с современной коммерческой техники.
При создании масла мы применяем новейшие технологии. Более того – используем все инновации, известные на сегодняшний момент. Но это не самоцель, а стремление обеспечить соответствие нашего продукта строжайшим требованиям производителей автомобилей и двигателей.
Приведу пример. Недавно компания ExxonMobil усовершенствовала рецептуру синтетического масла Mobil Delvac 1™ LE 5W-30 для грузовиков с высокомощными дизелями.
В сравнении с предыдущей версией, обновленное масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30 имеет больше допусков по спецификациям автопроизводителей. В частности, оно соответствует требованиям производителей двигателей нового поколения, выполняющих требования Euro VI – достаточно назвать такие марки, как Mercedes-Benz, Volvo, Cummins, MAN.
Чем интересно это масло для российских перевозчиков? Во-первых, оно позволяет экономить топливо. Так, в процессе независимых испытаний грузовиков Volvo с загрузкой 75% от полной массы был зафиксирован средний показатель такой экономии на уровне 1,8%. Проводились эти испытания на полигоне Миллбрук (Millbrook) в Великобритании.
Во-вторых, масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30 создано для защиты двигателей при эксплуатации в сложных условиях, а в России с ее огромными пространствами и суровым климатом таких условий хватает.
В-третьих, в сравнении с маслами предыдущих поколений, новое масло дает ряд эксплуатационных преимуществ, а именно:
• усиленную защиту от износа, что продлевает срок службы двигателя;
• увеличение интервалов между заменами – значит, перевозчик экономит на объемах масла и реже занимается утилизацией «отработки»;
• надежные показатели при низких температурах – а это легкий пуск и быстрое поступление масла к трущимся парам в холода;
• превосходную термическую стабильность и снижение образования высокотемпературных отложений.
Этот список я могу продолжить, но вывод ясен: используя обновленный продукт, транспортные компании могут эксплуатировать двигатели в оптимальных режимах. И в итоге существенно повысить рентабельность своего автопарка.
Что касается автомобилей-ветеранов, у нас есть моторные масла и для них. Эти продукты весьма привлекательны по цене и обеспечивают надежную работу устаревших моторов, в частности приостанавливают утечки через сальники. Но мы их рекомендуем еще по одной причине: используя нашу продукцию, перевозчик оценит ее преимущества даже на старой технике. И, поменяв автомобили на современные, будет использовать новейшие масла Mobil Delvac. Как говорят в России, «к хорошему привыкаешь быстро» (смеется).
– Коль мы заговорили о современных технологиях, откройте технический секрет. Раньше в качестве моющих присадок использовали зольные детергенты. Сегодня выпускаются малозольные масла, в частности с использованием технологии Low SAPS. Это противоречит применению зольных детергентов. Как же обеспечивается чистота двигателя?
– Это естественный вопрос для технического журнала, читатели которого интересуются тонкостями современных технологий. Действительно, для обеспечения требований Euro VI двигатели нового поколения оборудуются системами очистки отработавших газов. Это усовершенствованная комбинация нейтрализатора селективного типа (SCR), устройства рециркуляции отработавших газов (EGR) и дизельного фильтра твердых частиц (DPF).
Однако новейшие системы могут быть недружественными к некоторым ингредиентам моторного масла, в частности – к устаревшим присадкам. Обновленная рецептура Mobil Delvac 1 LE 5W-30 с пониженной сульфатной зольностью и минимальным содержанием фосфора и серы (та самая технология Low SAPS) обеспечивает надежную защиту системы выпуска отработавших газов современных двигателей.
Раскрывать рецептуру композиции присадок я по понятным причинам не могу. Лишь отмечу, что моющие присадки зольного типа заменены другими, современными компонентами. Скажем так, это эффективные малозольные и беззольные детергенты.
– Не так давно наш премьер-министр Дмитрий Медведев выступил с предложением газификации автотранспорта – прежде всего грузового и пассажирского. Готова ли компания предоставить продукты для этой программы? Все же масло для газового двигателя имеет свою специфику...
– Использование газа, особенно сжатого природного (CNG) в качестве моторного топлива весьма перспективно – и в первую очередь для коммерческой техники. Наибольшими запасами газа обладают Россия и США, поэтому неудивительно, что российское руководство выступает с подобными инициативами.
На вопрос отвечу так: да, масла для газовых двигателей у нас имеются. Более того, над их созданием и совершенствованием работает специальная группа, в которую вхожу и я. Как и прежде, технические требования выдвигают производители техники – в данном случае газовых транспортных двигателей.
– А если двигатель использует «экзотические» виды топлива – биодизель, этанол?
– Биодизель – специфика Южной Америки, в частности, Бразилии. Этанол, точнее Е85, применяют в Швеции. ExxonMobil работает во многих странах на всех континентах. Мы учитываем все потребности рынка. И наш ассортимент покрывает все виды техники, в том числе и с региональными особенностями эксплуатации.
– Сотрудничает ли компания с российскими моторными и автомобильными заводами?
– Безусловно. В штате ExxonMobil есть специалисты, отвечающие за такое сотрудничество. Например, ежегодно мы проводим испытания и получаем одобрение на использование наших масел в двигателях Ярославского моторного завода. А это, как вы знаете, поставщик ряда «грузовых» конвейеров. Сотрудничаем с ЛиАЗом, рядом других предприятий. Список этот непрерывно пополняется.