«Могу копать, могу не копать...»
Анекдоту этому лет двадцать. А может и больше. Помните? Нанимается мужик на работу. Его спрашивают: «Что умеешь делать? – Могу копать... – А еще что? – Могу не копать...».
Сей нехитрый анекдотец мы вспомнили благодаря одному очень важному автомобильному «расходнику». Имя ему – масляный фильтр.
Если говорить о фильтре традиционной, если хотите, классической конструкции, то он имеет один фильтрующий элемент (штору, уложенную звездой) и два клапана – перепускной и антидренажный.
Как работает такой фильтр, описано много раз. Перепускной клапан призван спасать мотор от масляного голодания. И ведь спасает! Например, так: холодный пуск двигателя, масло густое, давление большое – открылся перепускной клапан, и неочищенное масло пошло в двигатель в обход шторы. Ладно бы неочищенное. Оно еще часть старых загрязнений со шторы смывает и с собой прихватывает.
Газанул водитель при обгоне – открылся перепускной клапан, и неочищенное масло опять пошло в двигатель... А когда фильтрующая штора засоряется, перепускной клапан открывается, чтобы не закрываться до самой замены фильтра. Масло в этот период не чистится вообще.
Так он и работает, традиционный масляный фильтр. Лучше грязная смазка, чем никакая. Могу фильтровать, могу не фильтровать. Ага, могу копать, могу не копать... Только конструкции такого фильтра лет побольше, чем анекдоту. Раза этак в четыре...
Получается любопытная ситуация. Когда мы нанимаем на работу землекопа, мы видим, когда он работает, а когда нет. Его деятельность прозрачна, результаты очевидны – вон сколько земли переворочал. С ним, землекопом, можно выстраивать честные отношения.
Иное дело фильтр. Деньги заплатил, на двигатель привернул – фильтруй масло, защищай мотор. А проконтролировать его работу невозможно. И неизвестно, что он делает в данный момент – фильтрует или гонит грязное масло «на проход».
А он ведь гонит неочищенное масло систематически – причем гораздо чаще, чем можно предположить! Возьмем, к примеру, зимнюю эксплуатацию городского автомобиля в режиме «почтальона». Холодный пуск с утра – клапан открыт до получаса. Заехал к клиентам, на базу, в магазин, пообедал и т.д.- двигатель каждый раз остывает, снова холодные пуски, прогревы в движении при открытом перепускном клапане... Сколько таких случаев наберется за день? Десяток? Полтора? А за месяц, за год? И, как только что говорилось, наступает период, когда перепускной клапан оказывается открытым постоянно, потому что фильтрующий элемент засорился до предела.
А ведь любой агрегат, машина, механизм имеет свой срок жизни. Двигатель внутреннего сгорания, понятно, не исключение. Продлевает ли его жизнь нефильтрованное масло? Нет, конечно. Крупные частицы, в основном, технологическая грязь и стружка, перемалываются в мелкие, а те – в еще более мелкие. Всё это проникает в зазоры прецизионных пар трения, буквально выгрызая борозды на поверхностях вкладышей. А самый мелкий абразив вкупе с маслом работает как «мокрый наждак». Вам нравится «наждачный станок» внутри мотора?
Надо признать, что на протяжении всей истории традиционного фильтра были попытки его модернизации. Кто-то совмещал перепускной и антидренажный клапан, устанавливая их вблизи впускных/выпускных отверстий – мол, так при открытом клапане в двигатель попадет меньше грязи с фильтрующей шторы. Кто-то встраивал внутри фильтра магнит, призванный выуживать из потока масла продукты износа.
Решения не получили широкого распространения из-за технологических сложностей и ненадежности, а также несбывшихся фантазий. К последним относится «магнитная» идея – как известно, ни органические загрязнения, ни продукты износа цветных металлов и сплавов не магнитятся.
И только решение Анатолия Николаевича Колтунова стало действительно инновационным, изменив саму идеологию фильтрации моторного масла. Суть решения в следующем.
Масляный фильтр Колтунова имеет два фильтрующих элемента: основную гофрированную штору и дополнительный элемент из нетканого материала, установленный перед перепускным клапаном. И когда клапан открывается, масло очищается дополнительным фильтрующим элементом. Иными словами, масло фильтруется всегда: и при холодном пуске, и при резком нажатии на педаль акселератора, и при засорении основной шторы, и, само собой разумеется, в штатном режиме работы двигателя. Этот фильтр был назван «КОЛАН» по имени изобретателя.
Мы уже писали о несомненных преимуществах этого изделия (см., например, «АБС-авто» №7/2012, стр. 42-43, статья «Двигатель, масло, фильтрация»). Напомним один, но едва ли не важнейший тезис: с фильтром «КОЛАН» внутренности мотора отменно очищаются – из них вымывается вся технологическая грязь и продукты износа при обкатке. Загрязнения не возвращаются в двигатель, не циркулируют по системе, не работают как абразив. Они хоронятся в фильтре навсегда.
Это особенно важно для двигателей, только что выпущенных с конвейера или прошедших капремонт. Не требуется дорогостоящего и сложного моющего оборудования – только масляный фильтр с защитой перепускного клапана.
А дальше начинается самое интересное, – разумеется, при условии дальнейшего использования таких фильтров. Вымытый, девственно чистый внутри двигатель, демонстрирует завидные показатели как по ресурсу, так и по межсервисному пробегу. В чем это выражается? А хотя бы в том, что масло долго остается чистым, оно не так быстро темнеет. Предоставим слово директору ПНТП «КОЛАН» Георгию Колтунову.
«Проводя эксперимент, мы увидели, что масло на щупе нашего служебного автомобиля не черное, как можно было ожидать, а лишь немного темноватое. И это при пробеге автомобиля 38 тыс. км после замены масла и фильтра! Масло было ESSO-полусинтетика, а фильтр наш, марки «КОЛАН».
Мы отдали образцы масла на испытания в НАМИ. Оказалось, что присадки почти выработаны, но смазывающие свойства масла еще сохранились. Почему же оно не темнело? А потому, что двигатель уже был чистым благодаря предыдущим фильтрам «КОЛАН». Его внутренности не содержали столь привычного нагара, шламов и прочего «наследства» плохого масла и фильтра с незащищенным перепускным клапаном. А то, сравнительно небольшое, количество загрязнений, что образовывалось при работе чистого мотора, успешно задерживалось очередным фильтром нашей конструкции».
Несколько непривычный взгляд на загрязнение моторного масла, не так ли? Но его правомерность подтверждена многолетней практикой эксплуатации фильтров «КОЛАН». Действительно, перед нами новый подход к фильтрации, новая концепция, если хотите – новая философия очистки моторного масла.
Вернемся к традиционной конструкции масляного фильтра. Можно ли вообразить еще какую-либо автомобильную деталь или узел, который то работает, то не работает?
Бензонасос? Нет уж... Если по его вине не запускается мотор, меняем либо сам насос, либо реле в зависимости от диагностики. Сцепление? Если началась пробуксовка, смотрим фрикционные накладки, меняем ведомый диск.
Детали, узлы, системы, агрегаты сами заявляют о своих неисправностях! Все – но только не традиционный масляный фильтр. Он хранит гордое молчание. И тем самым успокаивает водителя: контрольная лампочка не горит, значит, все в порядке. Эксплуатируй автомобиль до очередного ТО.
А теперь ключевой пример: тормозные колодки. Они отвечают за жизнь водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Устроят ли водителей тормозные колодки, работающие через раз, или не работающие вообще? Конечно же нет! А ведь масляный фильтр отвечает за жизнь двигателя точно так же, как тормозные колодки за жизнь человека.
Конечно, никто не признается, но, похоже, что производителей автомобилей и производителей традиционных фильтров устраивает периодическая работа масляного фильтра. Будто они договорились по умолчанию: пусть автомобиль будет не вечен, пусть фильтр меняется чаще из-за быстрого потемнения масла, главное – модели быстро сменяют друг друга, заводы работают, автомобили и фильтры продаются в огромных количествах, а время вечных изделий давно кануло в Лету. Больше произведешь – больше заработаешь. Потребительский рынок так заманчиво динамичен!
Снова предоставим слово Георгию Колтунову.
«Мы тоже могли бы выпускать недорогой традиционный фильтр без защиты перепускного клапана. Но ПНТП «КОЛАН» не стремится к сиюминутным заработкам. Я продолжаю дело своего отца и делаю все, чтобы мир стал чище, бизнес прозрачней, а фильтр – надежнее. Чтобы владелец автомобиля знал: наш фильтр работает всегда, а не периодически, как традиционные конструкции и отрабатывает потраченные на него деньги. Я считаю, что это честно.
И в заключение я бы хотел поблагодарить своих партнеров – компанию «Hollingsworth & Vose Gmbh», выпускающую одноименную фильтровальную бумагу и фирму «KLEBCHEMIE M.G.Becker GmbH & Co. KG», производящую клей «KLEIBERIT». Наше сотрудничество длится много лет, и без их комплектующих мы бы не смогли обеспечить высокое качество наших масляных фильтров».