На границе профессий
Сегодня для любого специалиста авторемонта уже невозможно оставаться в рамках только своей профессии. Новые конструктивные решения, новые материалы, применяемые при производстве, привели к тому, что автомобиль стал своеобразной «единой взаимосвязанной системой». Например, в некоторых моделях ветровое стекло служит, вдобавок, и элементом жесткости кузова. Это хорошо понимают авторемонтники на западе. Эта статья опубликована на профессиональном сайте Американской ассоциации автостекольщиков — однако посвящена она не особенностям вклейки и вырезания стекла, а коррозии и защите от нее.
Решение о ремонте коррозионных повреждений автомобиля не следует воспринимать легкомысленно. Новые металлы, материалы и технологии сделали обязательным обучение работников умению правильно определять типы металлов и коррозии, использовать соответствующие продукты и проводить правильные действия для ремонта пораженных участков и предотвращения коррозии в будущем.
Цель этой статьи — не попытка отговорить автостекольщиков от ремонта автомобилей с коррозией. Правильное выполнение такого ремонта позволяет специалистам не только поддержать безопасность транспортного средства за счет надежной установки стекол, но и избежать жалоб клиентов, получив при этом дополнительный доход. Однако такая работа требует специальной подготовки и знаний.
Алюминий vs сталь
Первым шагом в ремонте коррозии является определение типа металла, с которым вы работаете. Для этого стоит обратиться к руководству по корпусу автомобиля, или просто использовать магнит. Если магнит прилипает к металлу, это сталь. Если этого не произойдет — это, более чем вероятно, алюминий.
В прошлом большинство панелей автомобилей были изготовлены из стали. Сегодня производители используют новые металлы и пластмассы, чтобы сделать транспортные средства более легкими и экономичными. Алюминий, например, становится стандартным на многих машинах, в том числе Honda, Jaguar и Audi. Из алюминиевых панелей сегодня делают крыши, капоты, двери и крылья.
Кроме того, автопроизводители внедряют новые технологии сборки. Например, каждый сварной шов добавляет вес автомобилю — и в результате чаще производители используют клеи для присоединения панелей к корпусу. Эти клеевые соединения зачастую не только прочнее, чем сварные швы, в некоторых случаях они позволяют осуществлять связь разнородных металлов. Например, внешняя поверхность дверной панели может быть выполнена из алюминия, а внутренняя — из магния.
Это важно помнить, потому что, хотя стальные и алюминиевые детали имеют аналогичные принципы ремонта, в месте их непосредственного контакта начинается электрохимическая коррозия.
Этот процесс возникает даже при минимальном контакте стали и алюминия. Поэтому, например, при замене ветрового стекла на алюминиевом корпусе автомобиля нельзя использовать инструменты из стали: если сталь инструмента «зарывается» в алюминий, возможно внедрение частичек стали в алюминиевый корпус, что вызовет коррозию. Исключением из этого правила является инструмент из нержавеющей стали, который подходит для использования на обоих типах металла.
Виды коррозии
Второй этап ремонта пораженных участков — идентификация типа коррозии.
Зарубежные специалисты различают три типа этого недуга.
• Ржавчина на стальных поверхностях. Возникает, когда сплав подвергается воздействию электролита. Ржавчина проникает в металл и уменьшает его толщину.
• Алюминий-нитевидная коррозия. Возникает, когда основной металл подвергается воздействию электролита из-за неправильной подготовки поверхности. Внешне этот тип коррозии выглядит, как краска, отслаивающаяся от металла: белый, мелоподобный материал. Многие авторемонтники думают, что достаточно просто стереть его. Но это не так: данный тип коррозии требует подготовки поверхности так же, как стальной.
• Алюминий-гальваническая коррозия. Начинается, когда два разнородных металла вступают в контакт друг с другом. Если сталь и алюминий входят в контакт, то алюминий превращается в белый порошок, и на поверхности стали начинается коррозия. В кузовном цехе, если ремонтируется автомобиль с алюминиевым корпусом, и металл остается какое-то время «голым», необходимо переместить машину подальше от транспортных средств с корпусами из стали, чтобы уменьшить риск «заражения» алюминия.
Методы ремонта
При удалении коррозии крайне важно не повредить структурные компоненты автомобиля — например, сварные швы или клеевые соединения панелей.
Нельзя «обколачивать» ржавчину и иные продукты коррозии с транспортного средства без крайней необходимости. Шлифование тоже следует применять осторожно — оно утончает металл и ослабляет сварные швы. При этом не проникает глубоко в поры стали, чтобы удалить ржавчину.
Тепло от шлифовального круга также может повредить металл, заставляя его порваться или треснуть. Шлифование разрушает алюминий мгновенно. Греть горелкой участки корпуса автомобиля тоже опасно — это может вызвать деформацию алюминия.
Чрезмерное тепло также может привести и к проблемам в соединениях: некоторые крыши и панели, например, присоединены к корпусу с помощью клея. А если клей нагревается, он теряет прочность.
Хорошим решением для удаления коррозии являются специальные шлифовальные круги. Они доступны для использования на стали или алюминии: удаляют коррозию, но с небольшим тепловыделением. Они доступны для воздушных или электрических версий шлифмашинок. А также подходят для удаления коррозии на малых или больших площадях.
Лучший метод для удаления коррозии — пескоструйная очистка. Это «грязная» работа, но пескоструйные пистолеты убирают ржавчину из глубоких пор без повреждения металла. Они пригодны для использования на стали или алюминии. И что важно, существуют портативные, «карманные» версии таких пескоструйных аппаратов.
Сегодня многие специалисты используют портативные пескоструйные аппараты, которые позволяют им ударить небольшое пятно прямо на транспортном средстве. Это быстрый и легкий процесс.
Существуют и химические вещества для удаления ржавчины, но специалисты не рекомендуют их использование.
После того как удалена коррозия, чистый металл обрабатывается в соответствии с рекомендациями производителя краски. Использование неправильной грунтовки или неправильное применение праймеров может ускорить возвращение коррозии. Важно убедиться, что используются соответствующие праймеры. Некоторые производители требуют специальных праймеров, особенно на алюминиевых корпусах.
Нельзя наносить грунтовку слишком толстым слоем: она почти наверняка отслоится. Но при нанесении нескольких слоев грунтовки необходимо дать время, чтобы слои надежно соединились.
В кузовном цехе
При установке ветрового стекла автомобиля в кузовном цехе важно убедиться, что жестянщик использует правильную грунтовку. Нужно проверить, что нет никаких герметиков или замазок, если они не рекомендованы изготовителем транспортного средства. На автомобилях Saturn, например, крыша приклеена. Иногда жестянщик может размазать вытесненный клей по месту установки стекла — непонятно, «свяжется» с этим клеем уретан или праймер. Так что придется зачищать огрех другого.
Кроме того, важно убедиться, что место установки стекла не покрыто краской или лаком при окраске кузова. Краска или лак неприемлемы, поскольку они не дают требуемого уровня сцепления для уретановых связей. В аварии краска может быть слабым звеном.
Коррозия разрушает связь автостекла с металлом. Но она также разрушает металл внутренней конструкции транспортного средства. Поэтому работа по замене стекол не ограничивается только их заменой — безопасность клиентов имеет первостепенное значение. Жизнь людей зависит от способности специалиста правильно оценить состояние кузова автомобиля — и принять верное решение.