На все четыре стороны
Специалисты автомобильной отрасли неустанно моделируют будущее, пытаясь найти ответы на вопрос, что ждет участников рынка. Аналитики PwC опубликовали сразу четыре варианта развития событий. Часть из указанных тенденций можно уже наблюдать на российском рынке.
1. Рост числа машин с автопилотом
Этот сценарий предполагает благоприятное отношение к автомобильным компаниям со стороны регулирующих органов. Кроме того, большинство потенциальных покупателей транспортных средств предпочтут покупке услугу по краткосрочному прокату машины (каршеринг) или услугу по совместному пользованию частным автомобилем (райдшеринг).
В таких условиях технологии автономного вождения начнут развиваться еще быстрее на фоне одобрения властями. Ожидается, что регулирующие органы вместе с научным сообществом будут тесно сотрудничать для обеспечения безопасности на дорогах. В результате рынок продукции для автопилотов вырастет с 9,5 млрд евро в 2016 году до 39,6 млрд евро к 2021 году (+33%).
Технологические компании продолжат заниматься собственными разработками, пристально следя за автомобильным рынком. Специалисты PwC не исключают появления новых альянсов среди фирм, работающих в этой области. Главной задачей игроков станет концентрация на обеспечении безаварийной езды автономных транспортных средств. (Задача, скорее всего, мало достижимая – автопилот Tesla уже успел попасть в два ДТП, одно из них со смертельным исходом. В связи с этим автопроизводители теперь пытаются дистанцироваться от названия «автопилот», называя систему вспомогательной.)
В странах типа Германии и Франции, где существуют парки автомобилей для каршеринга, продажи транспортных средств непосредственно операторам автопарков могут стать более привлекательными. Производителям ТС в этом случае придется сделать акцент на выпуске субкомпактных, компактных и среднеразмерных машин в стандартной комплектации. Дальнейшее распространение райдшеринга в странах типа США в краткосрочной перспективе поспособствует популярности машин категории «люкс».
Распространение услуг по краткосрочной аренде ТС резко повысит уровень конкуренции среди игроков. Помимо уже имеющихся поставщиков услуги ожидается появление новых стартапов, а также собственных продуктов в области каршеринга от производителей оригинального оборудования. Все они начнут настоящую битву за лояльность клиентов. Здесь будут иметь значение как марки автомобилей, так и возраст автопарка, его технологичность, условия страхования ответственности и прочие факторы.
При таком сценарии развития событий количество транспортных средств на рынке может снизиться. С другой стороны, коллективное пользование машинами повысит спрос на новые ТС, поскольку парк автомобилей придется обновлять гораздо чаще из-за ускорившегося износа.
В странах, где будут доминировать услуги райдшеринга, ожидается острая конкуренция среди двух-трех игроков. Одним из них способна стать какая-либо технологическая компания, особенно если «беспилотники» предложат жизнеспособную альтернативу совместному использованию частного транспорта.
Пользователями новых технологий авторы исследования видят прежде всего городских жителей, родившихся в период с начала 80‑х годов прошлого века до 2000 года (меллениалы). Они ценят удобство, быстроту, возможность выхода в Интернет. Статус в обществе и ощущение свободы поддерживается с помощью социальных сетей, поэтому наличие доступа к глобальной Сети ими рассматривается как преимущество. Технология автономного вождения приветствуется миллениалами, поскольку она даст больше времени для работы, общения и отдыха при поездах на машине.
Если данный прогноз начнет сбываться, участникам рынка специалисты PwC советуют следующее:
– оценить возможность компании разработать технологии беспилотного вождения, в случае необходимости найти партнера;
– понять, позволяют ли возможности компании разработать собственные услуги в сфере мобильности или же существует необходимость партнерства с компанией – поставщиком услуг каршеринга;
– разобраться в законодательстве, регулирующем услуги каршеринга и райдшеринга, а также в том, как они влияют на продукты и услуги;
– приготовиться к ведению деятельности на рынках Китая, Бразилии и других стран в области производства, технологий и каршеринга;
– определить партнеров, которые лучше всего подойдут компании.
2. Электрофикация
Второй вариант развития автомобильного рынка в ближайшей перспективе предполагает серьезные ограничения, вводимые властями и более явное смещение потребительского предпочтения в сторону совместных поездок.
Ужесточившееся законодательство в области топливной экономичности и выбросов загрязняющих веществ приведет к повышенному вниманию к разработке электрокаров. Многие потенциальные покупатели выберут в данном случае услуги райдшеринга и воздержатся от приобретения собственного транспортного средства. Причем услуги по совместному передвижению будут сильно зарегулированы на подобии такси.
В странах, где развитие событий пойдет по такому сценарию, сократятся продажи новых ТС, отношение к ним будет, как к товарам народного потребления. Наиболее важным фактором для владельцев машин станет гарантированный срок эксплуатации автомобиля. Чем выше этот показатель, тем больше окупаемость инвестиций.
Для производителей транспорта это значит, что востребованными станут различные опции, повышающие безопасность вождения, включая системы предотвращения столкновений, связи с экстренными службами в случае серьезного ДТП и отслеживания состояния водителя. Рынок продуктов и услуг, связанных с электрокарами, значительно вырастет, как и объемы реализации таких авто.
Наибольший рост продаж придется на страны с жестким природоохранным регулированием и густонаселенные города. Ожидается также появление новых моделей кредитования, направленных на покупку электрокара или даже аккумуляторов для них.
Кроме того, повысится значимость систем, позволяющих задавать параметры эксплуатации автомобиля. Они призваны помочь водителю минимизировать затраты на владение ТС и сделать вождение удобнее. В этом сегменте ожидается появление новых игроков, которые разработают стратегию по наиболее эффективному использованию данных о работе авто.
Более строгое законодательство в странах типа Китая или Бразилии будет подразумевать сокращение количества иностранных брендов. Власти вряд ли пойдут на то, чтобы допустить машины с автопилотом на дороги общего пользования, позволив использовать лишь несколько вспомогательных систем для водителя.
Использование автопроизводителями глобальных платформ в этом случае станет не таким перспективным начинанием. Мировые производители и поставщики оригинального оборудования столкнутся с проблемой сбыта, а перепроизводство приведет к падению цен на товары. Сокращение количества рынков, где бы было оправдано применение глобальных платформ, потребует минимизации затрат на текущие операции и инноваций. Особенно это касается зарождающегося рынка каршеринга и райдшеринга.
Производителям оригинального оборудования придется сосредоточиться на различных сегментах рынка с разными конечными потребителями. Опять же такое будущее существенно ограничивает возможности по применению глобальных платформ.
Не исключено, что Китай сфокусируется на создании ведущего национального производителя оригинального оборудования с прицелом на местный рынок. Для этого будут привлечены государственные инвестиции. Они, скорее всего, пойдут на покупку технологий у иностранных производителей, переживающих трудные времена из-за резко снизившегося спроса.
Поскольку выгода от интеграции возможностей автомобиля (к примеру, раздача электроэнергии) в процессы развития города включает оптимизацию и строительство соответствующей инфраструктуры, ключевыми потребителями технологий станут муниципалитеты. Общие автопарки станут ключевыми инструментами внедрения новых систем управления городским трафиком.
Для того чтобы встретить во всеоружии новую эру, компаниям необходимо:
– понять, как устроен каршеринг, какие трудности возникают с парковкой транспортных средств, кто несет ответственность в случае ДТП, какой вид страховки необходим и как эти аспекты влияют на продукты и услуги;
– сфокусироваться на сервисах и опциях, которые будут наиболее востребованы (безопасность или параметры управления автомобилем);
– оценить, насколько ограничения властей повлияют на локализацию бизнеса, а также такие аспекты, как запуск совместных предприятий или лицензирование продукции;
– работать над инновационным дизайном, к примеру, создать автомобиль для недолгих поездок с большим по сравнению с конкурентами багажником.
3. Выход в Интернет создает новых лидеров
Третий сценарий предполагает, что политика регулирующих органов остается неизменной или даже становится более либеральной. Каршеринг и райдшеринг занимают относительно небольшую долю и неспособны привести к переформатированию рынка в целом. В общем и целом ситуация напоминает текущее положение вещей в отрасли.
В этом случае ключевые рынки Бразилии и Китая остаются открытыми, не исключаются также дальнейшие послабления для иностранных игроков. Растущие автокомпании конкурируют на мировом уровне, стараясь вывести новые глобальные платформы, привлечь талантливых специалистов и инвестиции для скорейшего продвижения в области программного обеспечения и инноваций.
Ситуация может поспособствовать развитию китайского автопрома, который продолжит делать ставку на текущие бизнес-модели, что позволит КНР вывести свои небольшие и среднеразмерные транспортные средства на мировые рынки, серьезно конкурируя с теперешними лидерами автостроения.
Глобальная отрасль продолжит движение в сторону инновационного кластера, включающего помимо традиционных участников технологические компании. Широкая линейка продуктов для автомобилей с выходом в Интернет позволит игрокам получить дополнительные доходы и распределить их по всей цепочке ценностей.
Наибольшим потенциалом будет обладать премиум-сегмент, в котором потенциальные клиенты готовы платить за пакеты услуг, связанных с интернет-доступом и сервисом. Либерализация законодательства в Соединенных Штатах способствует росту прямых продаж машин, что способно создать угрозу для традиционных дилерских центров. Иностранные производители оригинального оборудования будут более осторожны в вопросах предоставления доступа партнерам по совместным предприятиям к быстро развивающимся технологиям.
Необходимость инноваций для успешной конкуренции на ключевых рынках, высокого уровня интеграции и стремления расширять экспорт вынудит иностранных производителей тщательнее подходить к вопросу защиты прав на передовые технологии. Залогом успешного существования компаний также станет повышение уровня кибербезопасности, отмечают аналитики PwC. Как и предыдущие сценарии, этот предполагает, что партнерство автокомпаний с новичками из технологического сектора станет нормой.
Основными покупателями авто опять же станут миллениалы как из городов, так и сельской местности. Рожденным после 1980‑х годов понадобятся собственные транспортные средства на фоне создания семьи и появления детей. Перед приобретением машины эти люди проводят много времени в глобальной Сети, вычитывая всевозможную информацию о потенциальной покупке. Значительная часть миллениалов готова покупать автомобили через Интернет.
Подготовиться к данному сценарию можно следующим образом:
– найти партнеров за пределами традиционного автомобильного сообщества, которые бы расширили возможности компании;
– рассмотреть возможность создания совместного предприятия в Китае в области производства, создания технологий, каршеринга;
– определить партнеров, которые лучше всего подойдут компании и позволят расширить возможности;
– выйти на рынки стран за пределами КНР;
– оценить, где китайские производители будут наиболее конкурентоспособны, как это может повлиять на продукцию и услуги компании;
– рассмотреть возможности по усилению бренда на развивающихся рынках;
– понять, какие новые продукты и услуги будут востребованы.
4. Превалирование местных моделей бизнеса
Согласно четвертому сценарию, каршеринг остается нишевой услугой, а законодательство в отношении автопроизводителей становится более жестким. В результате не исключается ограничение доступа на рынок КНР и ряда других стран, запрет автономных транспортных средств, а также ужесточение норм по топливной экономичности и уровня выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
При подобном развитии событий большое количество ограничений делает ключевые рынки типа китайского, а также некоторые развивающиеся менее доступными. Сокращение роста продаж в этих странах не сможет поспособствовать полной загрузке мощностей предприятий по всему миру.
Те же государства, которые решат оставить рынок открытым, к примеру Индия, могут увязать свободный доступ с определенными условиями. Так, власти потребуют от иностранных партнеров обязательных инвестиций в инфраструктурные проекты. Рост выпуска транспортных средств в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет прежде всего связан с ориентацией на местные рынки.
Разработка моделей станет сильно завязана на конкретный регион. Автомобильные компании в этом случае сконцентрируются на отдельных регионах, подстраивая продукцию и систему дистрибуции под нужды отдельно взятого рынка. Из-за региональных отличий использование глобальных платформ окажется нецелесообразным. Это в свою очередь приведет к значительному подорожанию конечной продукции и замедлит ввод концептуально новых технологий.
Ужесточение требований к экономичности и экологичности авто поспособствует дальнейшему развитию электротранспорта. Такие транспортные средства будут востребованы частными лицами, а не автопарками. Соответственно автопроизводители сконцентрируются на дальнейшей кастомизации транспортных средств.
Целевой аудиторией авторы исследования опять же видят миллениалов, вступивших в период формирования собственной семьи. Эта часть общества, хорошо ориентирующаяся в цифровых технологиях, станет основными покупателями машин. Однако ее предпочтения будут сильно различаться в зависимости от региона. Значимость социальных медиа как основного канала коммуникации повысится. Конкурентным преимуществом бренда окажется возможность наладить взаимодействие с покупателями в каждом конкретном регионе с помощью социальных платформ.
Что касается советов, как подстроиться под новую реальность, то они следующие:
– тщательно разобраться с возможными изменениями в законодательстве в странах, где будет работать компания;
– рассмотреть влияние децентрализованной структуры на бизнес компании;
– убедиться в том, что персонал подразделений в других странах и регионах состоит из местных специалистов, а сами филиалы могут быстро подстроиться под локальные запросы потребителей.
Как у нас?
Похоже, что в России создается ситуация, не укладывающаяся целиком в рамки одного из сценариев. Власти не закручивают гайки в области природоохранного законодательства, продажи премиальных брендов падают не сильнее рынка в целом, а ряд марок демонстрирует рост. В то же время, если федеральные власти не сильно «зверствуют» в области введения новых экологических норм, то местные, в частности московские, в последние несколько лет выдавливают автомобилистов из центра города.
На фоне нехватки средств для покупки нового авто и отложенного спроса растет популярность фирм, предоставляющих услуги каршеринга. Субъективно, машины в расцветке данных компаний попадаются на дорогах Москвы все чаще.
Одна из них – «Делимобиль» – обещает, что реализация проекта позволит горожанам минимизировать затраты, связанные с передвижением по городу на собственном автомобиле, предлагая бесплатную парковку в центре Москвы, бесплатные бензин, страховку (ОСАГО) и круглосуточное техническое обслуживание автомобилей.
В качестве дополнительного преимущества нового вида транспорта в компании называют эксплуатацию в течение суток одного автомобиля несколькими водителями, что неизбежно приведет к снижению количества автомобилей на улицах и улучшению транспортной и экологической обстановки в Москве.
За месяц с момента запуска проекта в системе «Делимобиль» зарегистрировались и внесли необходимые данные документов для вождения более 20 тыс. пользователей, средняя стоимость поездки составила 225 руб., длительность – 45 мин. В компании полагают, что для эффективной работы системы каршеринга в Москве необходимо, чтобы у компаний, предоставляющих эту услугу, было не менее 10 тыс. автомобилей. Ежемесячно компания планирует увеличивать свой автопарк на 100 единиц.
Еще одна компания, работающая в этой сфере, – Anytime – также заявила об увеличении численности автопарка на 100 машин. Обе компании используют компактные автомобили. Первая – Hyundai Solaris, вторая – среди прочего KIA Rio. До конца 2016 года 28–30% парка, предлагаемого под брендом Anytime клиентам для поминутной аренды, составят автомобили KIA Rio. В среднесрочной перспективе рассматривается вопрос об использовании и других моделей российской линейки производителя. В настоящее время наиболее популярной категорией автомобилей, которые клиенты выбирают при использовании услуг каршеринга, являются доступные модели сегмента B+, где KIA Rio уверенно входит в число бестселлеров российского рынка, подчеркнули в компании.
Интересно, что условия страхования ответственности, как и прогнозировали специалисты PwC, могут стать конкурентным преимуществом в этом бизнесе. По сообщениям СМИ, попавший в ДТП на «Делимобиле» москвич оказался должен свыше 500 тыс. руб. за полный ремонт авто, хотя изначально был уверен, что обязан заплатить лишь 20% от всей стоимости ремонта. Новость быстро распространилась по соцсетям и грозила репутационными потерями компании.
Однако вскоре представители фирмы пошли на уступки, опубликовав соответствующее сообщение на своем сайте.
«Ввиду общественного резонанса, вызванного обсуждением условий финансовой ответственности пользователей сервиса “Делимобиль”, попавших в ДТП по своей вине, компания пересмотрела условия ответственности клиентов, – заявили в компании. – 150 тыс. руб. является максимальной суммой выплат со стороны клиентов. Если сумма ущерба оказывается ниже, то и пользователь будет нести ответственность в рамках этой суммы.
Новые правила коснутся и тех пользователей, которые попали в ДТП ранее и уже выплачивают бóльшие суммы. “Делимобиль” в соответствии с политикой лояльности к клиенту осуществит в течение недели возврат средств, уплаченных свыше лимита в 150 тыс. руб.».
«Мы увидели этот резонанс и те вопросы, которые были подняты, прежде всего в социальных сетях. Соответственно мы приняли решение, что по всем тем случаям ДТП, которые были ранее при тарифе 7 руб. за минуту, мы ограничиваем сумму ответственности 150 тыс. руб. Всё, что выше 150 тыс. руб., пользователи платить не будут. Это будет отнесено к рискам компании», – пояснил генеральный директор компании Станислав Грошов.
«Несмотря на сложности, с которыми мы столкнулись, мы рады, что подняты и урегулированы важные вопросы функционирования сервиса. Я уверен, что принятые меры сделают клиентов спокойнее в отношении своей ответственности, а сам сервис “Делимобиль” – лучше, – сказал представитель фирмы. – Мы продолжим работу по развитию клиентоориентированности сервиса и надеемся на помощь наших друзей – пользователей сервиса “Делимобиль”».
Конечно, прогнозы остаются прогнозами и вряд ли сбудутся в полной мере, однако на ряд тенденций стоит обратить внимание.