Не только электроника
Современный массовый автомобиль – вещь сугубо утилитарная. То есть прикладная, практическая. Вещь, предназначенная для интенсивной ежедневной эксплуатации. Отъездил три года, или пять лет, или чуть больше – и поменял. Потом откатал на новенькой машине тот же срок и снова поменял.
На этот круговорот нацелена маркетинговая политика автопроизводителя, его дилеров, сервисных центров, страховых компаний и кредитных организаций. Все они прикладывают немалые усилия, чтобы эксплуатация подержанных авто была невыгодной и хлопотной. И вот по истечении трех-пяти лет владелец прощается с потускневшей подругой и заводит новую – юную и блестящую. «Блудите с автомобилями, меняйте их, этот блуд никто не осудит», – говорит обозреватель «Эха Москвы» Александр Пикуленко. Трудно возразить Сан Санычу. Кто ж откажется от блуда, пусть и автомобильного...
Однако новая пассия оказывается штучкой не простой. Она требует оформления кредита, покупки КАСКО, строго регламентированного обслуживания в дилерском центре и много чего еще. Всё, всё тебе будет, заверяет покупатель, но и ты предъяви мне свои прелести – что можешь, что умеешь, чем порадуешь? Иначе зачем я со своей старухой расстался?
И новоявленная пассия предъявляет... Например, рестайлинг и фейслифтинг от производителя и кучу опций от дилерского салона. На первом месте тут, конечно, электроника: охранная система, навигация, музыкальные изыски, парктроники, дневные ходовые огни... Конечно, кое-что из перечисленного, а то и всё сразу, может входить в заводскую комплектацию, но всегда есть возможность предложить варианты получше.
Вот, например, охрана. Уже никого не удивляет, к примеру, такой вариант оснащения автомобиля при продаже: сигнализация с привычным брелоком; дополнительный иммобилайзер, в просторечии – «метка»; GSM-пейджер, способный позвонить на ваш мобильный телефон хоть в другой город; и плюс к перечисленному богатству – механические «примочки» в виде блокиратора на коробку передач и замка на капот.
Весьма впечатляющий набор: с каждым отдельным звеном опытный угонщик справится без труда, но пусть попробует быстро пройти все девайсы и блокировки! Сирена завывает, под капот для ее отключения мгновенно не проникнешь. Тупо ломать фомкой – испортишь товарный вид и получишь особую примету угнанного автомобиля. И двигатель не запустишь – электрические цепи разорваны двумя бдительными «секьюрити» – стандартной сигнализацией и иммобилайзером. Но про иммобилайзер злоумышленник пока не знает, он столкнется с ним позже...
Ладно, под капот проник, сирену «убил», цепи сигнализации «прозвонил», разрывы устранил, двигатель завел, ах ты – селектор коробки заблокирован! Ладно, замок сломал, перевел селектор в положение Drive, тронулся и... заглох. Это уже привет от иммобилайзера – запустить мотор разрешает, а двигаться – нет. И в течение всего этого времени GSM-пейджер названивает на мобильник владельца: «Тревога, открыта дверь, несанкционированный запуск двигателя...»
Словом, угнать-то машину можно, но попотеть придется основательно. И то, если квалификация позволяет. А она не у всех угонщиков имеется. Так что хозяин нового автомобиля доволен: хорошее приданое у новой невесты. А иммобилайзер вообще отличная штука: положил «метку» в бумажник и можно не беспокоиться, что документы забудешь. Потому как двигатель запустишь, а тронуться не сможешь...
Одна беда: если всё, о чем менеджер так доходчиво рассказал, на машину поставить, дороговато получается... И тут уж клиенту выбирать: либо полный набор, либо отдельные позиции.
Дороговато... Это ключевой вопрос любого тюнинга, как предпродажного, так и послепродажного. С одной стороны, расширение функций и возможностей тех или иных систем автомобиля стоит денег, с другой – эти деньги не должны отпугивать клиента.
Автор понимает: замечание банальное. Но согласитесь: и актуальное тоже. И касается оно не только электроники и противоугонных систем. Речь о доступности и привлекательности любых дилерских опций – да хотя бы той же дополнительной антикоррозионной обработки. Или защиты от шума. Ведь массовый автомобиль получает на конвейере некую усредненную обработку – что антикоррозионную, что противошумную. И обе далеки от идеала.
Дополнительная обработка – актуальная задача? Еще бы! Прибыльная? Конечно, причем для всех участников рынка. Антикор – это долголетие кузова и отменный товарный вид автомобиля при замене по trade-in. Или просто при продаже в другие руки. А противошумная обработка – это комфорт для нынешнего владельца, наслаждение тишиной в салоне, улучшение акустических характеристик для прослушивания музыки. И все это здесь и сейчас.
В этом виде тюнинга лидируют напыляемые мастики – антикоррозионные и противошумные. Тем более, что современные линейки таких препаратов обеспечивают универсальность защиты. И выбирая (и оплачивая!), например, опцию «противошумная обработка», клиент автоматически получает кое-что еще. В подарок. Поговорим об этом подробнее.
В статье «Три вида защиты» («АБС-авто» № 3/2013, с. 48–49) рассказывалось о шведских напыляемых материалах, в частности – о шумовиброизоляционной мастике Noxudol 3100. Как и следует из названия, основное ее назначение – защита салона от шума и вибраций. И надо сказать, делает она это профессионально, что подтверждено и шведскими учеными, и лабораториями АВТОВАЗа, и редакционными тестами, проведенными совместно с физиками МГУ им. Ломоносова («АБС-авто» № 11/2012, с. 46–48).
Все дело в хитрой рецептуре, или, как сейчас принято говорить, «формуле» материала. Его пленка представляет собой негомогенную среду с особыми добавками. Она не просто изолирует кузовные панели от источника шума, но и «ловит» колебания, запирая их в своей структуре и мгновенно превращая энергию колебаний в тепло. Кроме того, шведская мастика обеспечивает еще один вид изоляции – тепловой. Это ведь тоже составляющая комфорта – чтобы летом в салоне было прохладнее, а зимой теплее.
А еще эта мастика содержит ингибиторы коррозии – мощные, современные. Их эффективность сомнений не вызывает – шведы умеют бороться с коррозией. Что делать, приходится уметь... Северный климат, соленые морские ветра не подарок для металла. Недаром в Стокгольме есть KIMAB – Шведский королевский институт металла и коррозии, занимающийся, в том числе, и автомобильной коррозией.
Но и это еще не всё. Примерно год назад мастика Noxudol 3100 обрела новую «специализацию» – умение бороться с конденсатом, препятствовать его осаждению. В условиях большого города это особенно важно, и вот почему. В атмосфере, насыщенной разного рода выбросами, присутствует сернистый газ SO2. Соединяясь с влагой, он образует раствор сернистой кислоты H2SO3. А это хоть и слабый, но электролит, способный запустить губительный механизм электрохимической коррозии. И препятствуя образованию конденсата, напыляемая мастика образует еще один антикоррозионный барьер.
Вспомним, как наносится напыляемая шумоизоляция. Салон автомобиля практически полностью разбирается. При этом обнажаются внутренние металлические поверхности панелей (днища, дверей, багажника и т.д.), «в обычной жизни» закрытые кожей и пластиком. И вот на этот оголенный окрашенный металл и наносится мастика ровным, не слишком толстым слоем. Именно здесь она обеспечивает шумовиброизоляцию, тепловую изоляцию и перекрывает возможности образования конденсата.
Таким образом, автомобиль, обработанный по схеме «антикор плюс шумоизоляция» оказывается защищенным именно комплексно – лучше, пожалуй, не скажешь. На днище – профессиональный антикоррозионный препарат, например, Noxudol 300 или Noxudol 300 Bronze. В скрытых сечениях кузова (порогах, полостях капота, багажника и дверей) – «легкий» проникающий материал, например, Noxudol 700. А на внутренних поверхностях салона – мастика Noxudol 3100, работающая даже не за троих, а за четверых: шумоизоляция, теплоизоляция, антикор и антиконденсат. Всё, шансов у коррозии не остается никаких. У шума и вибрации, впрочем, тоже.
Если всё это не торопясь растолковать клиенту, предложение по тюнингу получится не хуже «электронного», описанного в начале нашего повествования. А если добавить, что все упомянутые препараты экологичны, безвредны для организма и окружающей среды, комплексная защита станет выглядеть еще привлекательнее.
Действительно, Noxudol 3100 выполнен на водной основе, Noxudol 300, Noxudol 300 Bronze и Noxudol 700 вообще безрастворительные (solvent free). Так что никаких испарений, никаких запахов. И никакой головной боли при эксплуатации – как в прямом, так и в переносном смысле.