Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Не вписались в климат

Не вписались в климат

В начале декабря СМИ облетела новость об очередной инициативе российских властей – внесении изменений в работу электронных помощников автомобилей. Хороша эта новость тем, что у участников рынка есть еще минимум год, прежде чем это станет новой головной болью.

Единственным источником информации стала газета «Известия», которая со ссылкой на Министерство промышленности и торговли РФ сообщила о том, что подведомственный министерству Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) разрабатывает особые требования, которые будут учитывать особенности эксплуатации автомобилей в России,  – т.е. техническое обоснование для внесения соответствующих изменений в законодательство.

Обоснованием для инициативы служат особенности российского климата и дорог. «Дорожные и климатические условия РФ значительно влияют на работоспособность автотранспортных средств (общий ресурс систем, виброустойчивость, температурный фактор, радиочастотные помехи и т. д.). В связи с этим для автотранспортных средств и их систем активной безопасности, эксплуатируемых в условиях РФ, необходимо предъявлять специальные требования. Зарубежные системы активной безопасности должны пройти специальные испытания по их применимости в условиях РФ», – ответили в ведомстве на запрос издания.

Какие же системы нуждаются в специальных требованиях? По мнению специалистов Минпромторга, в эту группу отнесут: устройства автоматического экстренного торможения (AEBS, адаптивный круиз-контроль и прочие технологии автоматического торможения перед препятствием); системы предупреждения о выходе с полосы движения (LDWS); электронные датчики контроля устойчивости (ESP) и помощи водителю при экстренном торможении (ABS, ASR, EBD); датчики контроля за давлением в шинах и состоянием водителя, системы автоматической регистрации параметров движения транспортных средств и регистрации параметров ДТП.

Ждите ответа

О том, какие именно изменения могут быть внесены в работу этих систем, неизвестно ничего. На запрос «АБС-авто» по данному поводу не смогли ответить ни источники в самом НАМИ, ни пресс-служба автомобильного института, ни представители Минпромторга.

Единственное, можно предположить, что требования будут выдвигаться по аналогии с требованиями к системе ЭРА-ГЛОНАСС. С 2015 года все вновь сертифицируемые транспортные средства должны будут оснащены приборами ЭРА-ГЛОНАСС. Делается это для того, чтобы в случае аварии необходимая информация о транспортном средстве, включая его точные координаты, автоматически передавалась бы в диспетчерский пункт системы-112. Диспетчер, связавшись с водителем и получив подтверждение об аварии, организует выезд на место происшествия служб экстренного реагирования (МЧС, ГИБДД, Скорая помощь).

Российские дороги могут оказаться не по зубам западной технике
Российские дороги могут оказаться не по зубам западной технике

Испытательным центром механических транспортных средств выступает НАМИ. Здесь, как следует из сообщения автомобильного института, состоялся первый краш-тест транспортного средства, оснащенного системами вызова экстренных оперативных служб. Целью теста являлась отработка методики сертификационных испытаний на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» по автоматическому срабатыванию терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» при лобовом столкновении.

Центр испытаний НАМИ аккредитован в качестве Испытательного центра механических транспортных средств, запасных частей и принадлежностей и осуществляет полный комплекс испытаний в целях получения сертификатов соответствия и одобрений типа транспортных средств на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 01/2011) для выпуска в обращение на территории стран Таможенного союза. В область аккредитации Центра входят и испытания транспортных средств, оснащенных терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС», на соответствие требованиям Технического регламента ТР ТС 018/2011.

Автомобиль с двумя предустановленными терминалами производства отечественных компаний совершил фронтальный удар на скорости 56 км/ч о деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием. Оба терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» сохранили работоспособность после столкновения и передали в тестовую подсистему «ЭРА-ГЛОНАСС» корректную информацию о месте, времени и характере ДТП.

Видимо, аналогично будут проводиться испытания электронных помощников автомобиля. Интересно, что сами производители электронных систем, например Bosch, пока не знают, какие требования им будут предъявлять. В то же время представители немецкой компании заверили, что их продукты обладают достаточно широким диапазоном настроек. Необходимость изменений станет ясна после того, как в министерстве определятся с набором требований. Тогда уже можно будет говорить о том, повлечет ли нововведение удорожание систем, скажется ли это на ремонтопригодности транспортного средства и т. д.

Известно точно одно: требования будут разработаны не ранее, чем к ноябрю 2015 года, и на это уйдут миллионы рублей. На сайте Минпромторга размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». Работа должна быть выполнена к 25 ноября 2016 года.

С ноября 2014 года в странах ЕС ESP больше не будет считается дополнительным
компонентом
С ноября 2014 года в странах ЕС ESP больше не будет считается дополнительным компонентом

Под лотом № 1 значится «Обоснование технических требований и адаптации конструкций транспортных средств с компонентами электронных систем, обеспечивающих выполнение перспективных требований технического законодательства в области безопасности колесных транспортных средств, посредством внедрения элементов интеллектуальных транспортных систем в целях повышения активной безопасности: системы автоматической регистрации параметров движения транспортных средств; системы регистрации параметров дорожно-транспортных происшествий; системы автоматического экстренного торможения (AEBS); системы предупреждения о выходе с полосы движения (LDWS); электронных систем контроля устойчивости и помощи водителю при экстренном торможении; систем мониторинга давления воздуха в шинах; систем контроля состояния водителя», шифр «Регистратор». Цена контракта составляет 25 904 000 руб.

Есть и еще один лот – «Проведение виртуальных экспериментов по оценке движения транспортных средств с интеллектуальными системами активной безопасности в различных критических и экстремальных условиях», шифр «Светофор». Здесь цена контракта определена 11 222 000 руб. Эта работа также должна быть выполнена к 25 ноября 2016 года.

Оценили эффективность

Пока российские власти определяются с требованиями к электронным помощникам, производители уже успели оценить эффективность новых систем.

ESP – важнейшее по эффективности средство обеспечения безопасности в автомобиле после ремней безопасности, говорят в Bosch. Согласно исследованиям эта система может предотвратить до 80% аварий, вызванных заносами. Подробный анализ немецкой базы статистических данных по ДТП (GIDAS) показывает, что в 2011 году благодаря ESP только в Германии было спасено 540 жизней. В этом году помощник появился у 60% автомобилей. Система становится обязательным компонентом новых автомобилей во все большем количестве стран.

В Европе она является обязательной для всех транспортных средств, разрешенных к эксплуатации после октября 2011 года. С ноября 2014 года в странах Европейского союза ESP больше не будет считаться дополнительным компонентом, а включается в стандартную комплектацию всех новых автомобилей. Уже сегодня 78% новых пассажирских и легких грузовых транспортных средств в Европе оснащается системой ESP. В США система обязательна к установке на всех автомобилях массой до 4,5 т. Обязательным является применение системы в Австралии и Израиле. В Японии, Южной Корее, России и Турции соответствующие нормативы вступят в силу в течение следующих нескольких лет. В настоящее время в мире 55% всех пассажирских и легких грузовых автомобилей оснащены ESP. Только в Китае почти четверть новых пассажирских автомобилей сходит с конвейера с установленной системой.

Производственные показатели также отражают растущую популярность этой системы обеспечения безопасности. С начала ее серийного производства в 1995 году и до 2010 года компания Bosch выпустила в общей сложности 50 млн ESP. Всего за четыре года этот показатель удвоился. «С 2010 года объем выпуска ESP превышает объем выпуска ABS (антиблокировочной системы тормозов)», – отметил Герхард Штайгер. Сегодня Bosch, международный поставщик технологий и услуг, производит электронные системы курсовой устойчивости на своих предприятиях в Германии, Франции, США, Японии, Китае, Индии и Бразилии.

По данным «Известий», НАМИ также поручили продумать возможность создания российских вариантов ABS, ESP и прочей ассистирующей аппаратуры. Однако если посмотреть на то, как далеко продвинулись западные компании в этом вопросе, возможности российских предприятий кажутся сомнительными. Особенно учитывая тот факт, что ведущие фирмы вкладывают в разработки и исследования до 4,5 млрд евро в год.

Набирают обороты

Производители говорят, что важность «невидимых ассистентов» лишь набирает обороты «Системы помощи вождения – это существенный шаг на пути к цели нулевой смертности на дорогах», – отметил Герхард Штайгер. Вы­ше обозначенная цель также находит свое отражение и в новой схеме оценки безопасности новых автомобилей Euro NCAP, с недавних пор учитывающей в рейтинге наличие систем превентивного аварийного торможения или помощи движению по полосе.

Адаптивный круиз-контроль ACC и его усовершенствованная версия ACC Stop & Go присутствуют в 4% новых автомобилей. Обеспечивают возможность спокойного вождения даже в условиях интенсивного транспортного потока: адаптивный круиз-контроль ACC (adaptive cruise control) работает с радиолокационным радаром и поддерживает заданную безопасную дистанцию до движущегося впереди автомобиля. Ускорения и торможения автомобиля происходят автоматически, в зависимости от скорости движения окружающего потока транспорта. При этом езда отличается плавностью и эффективным использованием топлива.

В более продвинутой версии Stop & Go круиз-контроль может осуществлять управление даже в условиях дорожных пробок, вплоть до полной остановки. При наличии в автомобиле автоматической коробки передач система ACC Stop & Go будет готова продолжить движение, как только окружающие автомобили снова поедут вперед. По сути, водитель освобождается от множества утомительных задач и дольше сохраняет бдительность во вре­мя движения. Пред­лагая все бо­лее экономичные датчики, такие как среднечастотные радары, компания Bosch способствует внедрению на рынок и популяризации систем ACC и ACC Stop & Go даже для малолитражных и малогабаритных автомобилей.

Похоже, и в самом Минпромторге не определились до конца с тем, что делать с результатами запланированных исследований. Во всяком случае утверждается, что проводимая НАМИ работа имеет скорее научный характер, однако по результатам исследований будет принято окончательное решение о том, стоит ли законодательно закреплять российские требования к системам безопасности. Так что у производителей есть еще около года, прежде чем проб­лема станет актуальной.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены