Не загнать себя в угол
Ужесточение законодательства ЕС приведет к развитию новых технологий. И мы станем этому свидетелями, причем совсем скоро.
Вопреки чаяниям законодателей и экологических организаций электромобили (EV) никак не пользуются массовым спросом. Да, продажи их в некоторых странах стремительно растут. Так, за первое полугодие в США было продано 41 447 автомобилей, что более чем в 2 раза превышает аналогичные показатели прошлого года. Однако, если взглянуть на общую статистику продаж, выяснится, что доля заряжаемых от розетки машин составляет около 1%.
Причины невысокого спроса на EV в принципе давно известны: относительно небольшой по сравнению с традиционными авто пробег электрокара на одной зарядке, высокая стоимость и неразвитость инфраструктуры. Последнее, кстати, подтверждается данными о количестве электромобилей в разных городах США.
Выяснилось, что больше половины всех EV в Соединенных Штатах приходится всего на пять городов – Атланту, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Сан-Франциско и Сиэтл. Во всех этих городах существует либо развитая инфраструктура, либо значительные преференции для владельцев электрокаров. В отсутствие этих двух факторов потребители предпочитают традиционные автомобили или гибриды.
Идею популяризации заряжаемых от розетки автомобилей активно продвигают и в Европе. Как указывается на сайте Еврокомиссии, к 2015 году нормой выбросов CO2, рассчитываемой для всего модельного ряда легковых автомобилей производителя, станет 130 г/км. К 2020 году этот показатель предполагается довести до 95 г/км. Это будет означать, что к 2015 году расход топлива у автомобилей должен составить 5,6 л на 100 км для бензинового двигателя и 4,9 л – для дизельного. А через пять лет – 4,1 л и 3,6 л соответственно. В новые рамки отлично вписываются электромобили и гибриды, а вот машины с традиционными моторами – не очень.
Требует – примем!
Между тем автогиганты не собираются сдавать позиции без боя. Поскольку экостандарты рассчитываются, исходя из всей линейки авто производителя, компании взялись за разработку компактных моделей. раз новым требованиям лучше всего отвечают автомобили с приводом на передние колеса, именитые производители сделали ставку на них, не обращая внимания на распространенное мнение, что «настоящее» авто должно иметь только задний привод.
Так, планы Jaguar по созданию сверхэкономичного переднеприводного автомобиля, скорее всего, могут быть пересмотрены в свете желания чиновников Евросоюза ужесточить нормы допустимых выбросов CO2 в атмосферу.
Хотя компания тратит значительные силы на запуск нового компактного седана и кроссовера, даже этих экономичных новинок (выбросы составляют 99 г/км) может оказаться недостаточно, чтобы соответствовать требованиям по загрязнениям окружающей среды исходя из общего количества моделей в линейке производителя к 2020 году.
Так же как и BMW, которая разработала программу по выпуску переднеприводных автомобилей BMW и Mini с небольшим расходом топлива, JLR снова рассматривает идею массового производства небольших автомобилей с приводом на передние колеса. Для сравнения, немцы рассчитывают довести долю таких транспортных средств до 40% в ближайшие 10 лет.
На первый взгляд задача, стоящая перед Jaguar, кажется нетрудной. Однако она требует огромных инвестиций. При этом цена новых моделей должна оправдывать вложенные средства, что в случае с компактными автомобилями непросто, отмечает издание Autocar.
Послабления по нормам выбросов будут сделаны для тех, кто выпускает меньше 300 тыс. машин в год. у британцев этот показатель составляет 700 тыс. автомобилей. и поскольку компания специализируется в основном на больших ТС и на SUV, ей придется поломать голову над тем, как вписаться в новые рамки.
Более того, по всей видимости, Еврокомиссия собирается и дальше ужесточать законодательство в этой области. Во всяком случае уже появились сообщения о том, что новой нормой выбросов углекислого газа может стать 68–78 г/км. ряд европейских политиков отстаивает именно такую точку зрения. Примечательно, что выбросы электромобиля с учетом производства электроэнергии, необходимой для зарядки, составляют 75 г/км.
Естественно, инициативу сразу же раскритиковали руководители Volkswagen и BMW. Общаясь с немецкими журналистами глава BMW Норберт Райтхофер заявил, что предложение – это чистая политика, которая не имеет ничего общего с техническим анализом и просто нецелесообразна.
По его словам, на то, чтобы снизить выбросы до отметки в 95 г/км, уже потрачено десятки миллиардов евро. В то же время у европейского автопрома недостаточно сил для дальнейшего снижения среднего показателя загрязнения до уровня, который бы был ниже, чем у электромобилей. Попытки построить такой автомобиль обернутся убытками и приведут к тому, что компании в ЕС не смогут конкурировать с производителями из других стран, где законодательство не такое строгое, считает представитель компании.
Выход из положения
Как видно, ужесточение законодательства способно сильно изменить ситуацию на рынке. Однако трудности на то и трудности, чтобы их преодолевать. В принципе у производителей есть в запасе способы еще большего снижения выбросов парниковых газов. Один из них предполагает частичное или полное исключение человека из процесса управления автомобилем.
Как отмечают специалисты исследовательской компании Markets and Markets со ссылкой на представителей автомобильной отрасли, выход из ситуации – в использовании полуавтономных или даже полностью автономных машин. Они не только снизят количество аварий, но и будут более экономичными, а следовательно, и более чистыми. Правда, такие автомобили существуют пока только в виде проектов или прототипов. Следовательно, их массовое производство опять же потребует значительных инвестиций со стороны автокомпаний.
Еще один способ – снизить загрязнение воздуха с помощью совершенствования узлов автомобиля, а также создания новых узлов. К примеру, компания Continental разработала новую версию пластмассового электрического вакуумного насоса (EVP). Задача новинки – сократить количество выбросов CO2 в атмосферу. По заверениям производителя, насос способен понизить выработку углекислого газа на 1,4–1,8 г/км. «Поскольку EVP не зависит от работы двигателя, он может создавать вакуум даже при выключенном двигателе на автомобиле, оборудованном системой старт-стоп»,– подчеркивает высокопоставленный представитель Continental Майкл Йорген.
Электрический насос способен создавать весь необходимый автомобилю объем вакуума, особенно эффективно он будет работать в электромобилях, гибридах и дизельных автомобилях. Кроме того, уверяет производитель, новинка окажется полезной и для машины с современным бензиновым двигателем, если он не сможет создавать достаточно вакуума для работы усилителя тормозов и прочих узлов.
EVP способен оставаться единственным источником вакуума на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля. Предоставляя «вакуум по запросу», насос способен понизить количество выбросов в результате работы традиционного двигателя внутреннего сгорания.
Для подтверждения заявленных характеристик компания провела ряд испытаний машин, оборудованных как механическим, так и электрическим насосом. Для теста была выбрана компактная модель с дизельным двигателем, объемом 1560 см3 и мощностью 109 л.с. испытания показали, что EVP понижает количество парниковых газов на 1,4–1,6 г/км в зависимости от размера машины и типа топлива. Сделать автомобиль еще более экологичным можно при использовании насоса вместе с системой «стартстоп», указывает производитель.
Хотя, конечно, чистоту эксперимента Continental можно поставить под вопрос, общая тенденция производителей прослеживается. Одним из конкурентных преимуществ новинок станет возможность понизить уровень загрязнения окружающей среды, а следовательно, вписаться в строгие рамки чиновников из Евросоюза. Так уже давно поступают производители АКПП. Количество передач в каждой новой коробке увеличивается, а расход топлива снижается.
Наконец, автопроизводители могут дополнить модельный ряд электрокарами. В августе BMW представила электромобиль i3. Согласно заявленным характеристикам, на одной зарядке он способен пройти 128–160 км. В Великобритании автомобиль в пересчете на рубли будет стоить чуть больше 1,5 млн. За дополнительную плату в 163 тыс. руб. можно получить машину, дополнительно оборудованную ДВС объемом 650 см3. Это позволит проехать еще около 130 км.
Так что участникам рынка остается только решить, какая стратегия подойдет именно им.