Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Новая волна

Новая волна

Производителей машин с моторами Рудольфа Дизеля снова подозревают в манипуляциях с допустимыми уровнями выхлопов. Утихший было скандал с автомобилями VW на дизельном топливе разгорается с новой силой. В список компаний, подозреваемых в манипуляциях, попали FCA и Renault. И хотя винов­ность их еще не доказана, репутация дизельного мотора как такового сильно пострадала.

Агентство по охране окружающей среды США (EPA) уведомила компанию Fiat Chrysler Automobiles (FCA) о возможном нарушении природоохранного законодательства. Производитель, считают власти, устанавливал специальное программное обеспечение для управления дизельным двигателем, о наличии которого не сообщал.

Такое ПО устанавливалось в транспортные средства 2014, 2015 и 2016 модельных годов. В частности, на автомобили Jeep Grand Cherokee и Dodge Ram 1500 с 3-литровым дизельным двигателем. Марки продавались на территории Соединенных Штатов.

Наличие скрытого программного обеспечения приводит к повышенному выбросу оксидов азота. По подсчетам агентства, всего было реализовано около 194 тыс. транспортных средств с указанным ПО. Помимо федеральных властей, аналогичные претензии предъявили FCA и власти штата Калифорния.

«Нежелание раскрыть наличие программы, которая влияет на качество выбросов, производимых двигателем, – серьезное нарушение закона, что в свою очередь может привести к значительному загрязнению воздуха, которым мы дышим, – подчеркнули в EPA. – Мы продолжим изучение ПО и того, как оно повлияло на окружающую среду. Все производители должны играть по одним и тем же правилам, мы продолжим привлекать к ответу компании, которые получают нечестные или незаконные преимущества».

Очистка отработавших газов обходится все дороже
Очистка отработавших газов обходится все дороже

«Еще один крупный производитель принял решение обойти правила и был пойман на этом, – объяснила ситуацию председатель Калифорнийского совета по охране воздушных ресурсов Мэри Николс. – Совет и Агентство по охране окружающей среды пообещали провести больше исследований на волне скандала с двигателями Volkswagen, результатом сотрудничества и стало выявление новых фактов».

Промолчали

Согласно Закону о чистом воздухе, автопроизводители должны продемонстрировать EPA в ходе сертификации соответствие транспортного средства требованиям федерального законодательства по нормам выбросов загрязняющих веществ.

Один из этапов сертификации предполагает, что изготовитель должен сообщить о любом программном обеспечении (или вспомогательных устройств управления выбросами), которое может изменять качество выхлопа.

Как подчеркнули в EPA, Fiat Chrysler Automobiles не сообщила о наличии специальных вспомогательных устройств во время сертификации Jeep Grand Cherokee и Dodge Ram 1500 2014, 2015 и 2016 модельных годов, несмотря на то что знала о подобном требовании. Таким образом, FCA нарушила важное положение Закона о чистом воздухе.

Теперь Fiat Chrysler Automobiles может быть привлечена к административной ответственности. Кроме того, агентству предстоит выяснить, являются ли вспомогательные устройства обманными. Использование обманных устройств запрещено законом.

В сентябре 2015 года EPA дала старт расширенной программе по обнаружению наличия устройств, позволяющих обойти природоохранные нормы. Выяснилось, что уровни выбросов указанных моделей FCA при эксплуатации в полевых условиях превышали показатели лабораторных испытаний.

За время расследования сотрудники Агентства по охране окружающей среды выявили по меньшей мере восемь частей программного обеспечения, способного изменять качество выхлопа транспортного средства.

Новые участники

После скандала с моторами Volkswagen европейские власти также заинтересовались дизельными двигателями Renault. Как сообщило издание The Local, независимые французские эксперты заявили об обнаружении опасно высокого уровня выбросов, производимых моторами, которые устанавливает ряд автомобильных компаний, включая Renault.

После публикации в январе новости о том, что власти Франции проверят автомобили производителя на наличие обманных устройств, акции Renault подешевели на несколько процентов.

Renault полностью отвергла все обвинения. 13 января компания разместила на своем сайте пресс-релиз, из которого следовало, что машины автогиганта полностью соответствуют требованиям французского и европейского законодательства. Все транспортные средства прошли процедуру омологации в соответствии с установленными нормами и отвечают всем стандартам.

После скандала с VW под пристальным вниманием оказались моторы других
производителей
После скандала с VW под пристальным вниманием оказались моторы других производителей

В автомобилях не используется обманное программное обес­печение, влияющее на систему выхлопа. Страны Евросоюза, Еврокомиссия, регулирующие органы и производители согласны в необходимости ужесточения действующих стандартов. Для этого и разрабатывается стандарт Euro VI d.

Компания также напомнила о том, что в марте 2016 года она представила независимой технической комиссии исчерпывающий план по сокращению выбросов оксидов азота. Документ признали прозрачным, отвечающим требованиям и заслуживающим доверия, напомнил производитель.

Удар по карману

Подобного рода скандалы грозят не только репутационными издержками, они также могут привести к ощутимым финансовым потерям. Если после установки нового, соответствующего всем нормам ПО выяснится, что автомобили станут расходовать больше топлива или растеряют часть «лошадей» из-под капота, от FCA могут потребовать денежную компенсацию. Ведь покупатели выбирали автомобиль, во многом исходя именно из этих параметров, отмечают наблюдатели.

По подсчетам юридической фирмы Hagens Berman, потребители при покупке дизельных версий Jeep и Ram переплатили 4,7 тыс. долл. по сравнению с моделями, оснащенными бензиновым двигателем. В таком случае недовольным клиентам придется выплатить компенсацию, как сделали ранее Hyundai-Kia, Ford, BMW и ряд других автопроизводителей.

Согласились на штраф

О том, какие проблемы могут возникнуть у компании при манипуляции с выбросами, свидетельствует пример Volkswagen. В январе агентство Bloomberg сообщило о готовности немецкого производителя признаться в нарушении природоохранного законодательства в США и выплатить 4,3 млрд долл. штрафа.

Компания созналась в использовании ложных заявлений для ввоза транспортных средств на территорию Соединенных Штатов, а также в препятствовании властям в расследовании возможных манипуляций с уровнем выбросов, производимых дизельными моторами.

Уловка с качеством выхлопа подорвала безупречную репутацию немецких инженеров и создала угрозу жизнеспособности компании, которая соперничает за звание крупнейшего автопроизводителя в мире с Toyota Motor.

Немцам теперь необходимо как можно быстрее уладить все юридические вопросы и восстановить репутацию среди потребителей и дилеров. Хотя продажи компании достигли рекордных показателей, несмотря на скандал и снижение объема реализации в США за счет китайского рынка, проблемы остаются.

Как выяснилось, в 2015 году около 11 млн дизельных машин Volkswagen, продававшихся по всему миру, были оснащены специальными обманными устройствами. Они позволяли пройти тесты на допустимый уровень выбросов. По подсчетам экспертов, общая сумма выплат для урегулирования скандала может составить 23 млрд долл. Это означает, что компании придется зарезервировать огромную сумму и не использовать ее для финансирования дальнейших разработок.

Претензии появились к Jeep и...
Претензии появились к Jeep и...
...Dodge
...Dodge

Расследование в отношении VW и семи ее высокопоставленных представителей еще ведется, самому производителю грозят иски от недовольных клиентов как в Соединенных Штатах, так и на родине.

К примеру, в Германии суд обязал компанию выплатить полную стоимость машины покупателю. Производитель должен забрать у клиента автомобиль Skoda Yeti с двигателем TDI объемом 2 л и компенсировать стоимость транспортного средства в размере 28,3 тыс. долл.

23 января суд в Соединенных Штатах обязал выплатить дилерам Volkswagen на территории страны 1,6 млрд долл. компенсации.

Забытые заслуги

Помимо финансовых потерь скандалы бьют по привлекательности дизелей независимо от производителя. Это признал глава FCA Серджио Маркионне в интервью изданию wardsauto.com. По его словам, сегодня дизельные моторы приобрели невероятно плохую репутацию.

Причем заслуги данного типа двигателя начали подзабывать. А ведь, подчеркнул Маркионне, в некоторых регионах мира, в частности, в Европе, невозможно бы было добиться ни одной из поставленных задач по снижению уровня выбросов без использования дизельных технологий.

Что касается жизнеспособности технологий, то глава концерна выразил уверенность в том, что они «будут неотъемлемой частью набора решений, необходимых для выполнения норм по выбросам». В то же время необходимость соответствия новым стандартам Euro VI привела к тому, что традиционный дизельный мотор обрастал все новыми технологиями.

Ценовой потолок

В итоге стоимость двигателя приблизилась к пределам экономической целесообразности. В будущем установка дополнительных устройств для очистки может привести к тому, что комбинация бензинового и электромотора окажется для автопроизводителей более привлекательной с финансовой точки зрения.

Риск для двигателей, работающих на дизельном топливе, состоит в том, что он попросту станет невыгодным для автогигантов, считает Маркионне. Правда, глава концерна тут же оговорился, что вышеперечисленное относится лишь к сегменту легкового автотранспорта.

Грузовики, тракторы и вспомогательное оборудование трогать никто не будет.

По мнению эксперта, уже через десять лет дизельные моторы будут применяться ограниченно. А будущее зависит от стоимости технологий по очистке отработавших газов. Для сравнения, перевод семейства дизелей FCA на стандарт Euro VI в Европе обошелся концерну в 531 млрд долл.

Суд обязал VW выплатить миллиарды дилерам марки
Суд обязал VW выплатить миллиарды дилерам марки

При этом с бензиновыми моторами таких проб­лем у компании не возникает. «Дизель могут убить постоянно растущие расходы и скептитизм по поводу его ценности для общества, – продолжил глава FCA. – Последние события, не буду упоминать конкурентов, сделали данный продукт крайне непривлекательным, хотя его польза не подлежит сомнению».

Счастье на чужом несчастье

Стоит отметить, что многие автопроизводители сделали ставку на выпуск электрокаров и гибридов, что обошлось им в немалую сумму. Поэтому любой скандал, выставляющий традиционные технологии в дурном свете, отчасти играет им на руку.

Про промахи автопроизводителей (или даже про возможную вероятность) тут же отписываются ратующие за зеленые технологии СМИ, новость попадает в крупнейшие агрегаторы и разносится по всему миру. Своим долгом написать про вредность дизеля считают даже непрофильные средства массовой информации, ставя в упрек этим моторам (следите за руками) тот факт, что подобные двигатели устанавливают на пикапы и SUV, которые чаще других попадают в ДТП.

Этим, к примеру, отличилось австралийское издание news.com.au, опубликовав материал про неэкологичность ДВС на дизельном топливе. Собственно вопросу загрязнения окружающей среды было уделено не так уж много.

Электромобиль легче вписать в экологические нормы
Электромобиль легче вписать в экологические нормы

Основная претензия сводилась к тому, что дизелями оборудованы в основном пикапы и кроссоверы, а это тяжелые машины, чей тормозной путь больше по сравнению с седанами. В результате пикапы и SUV чаще других попадают в ДТП. Кроме того, машины часто оборудуются «кенгурятниками», а следовательно, небезопасны для пешеходов.

Отношения к экологичночности моторов на солярке это не имеет никакого, но, как говорится, осадочек остается. У потребителей складывается ощущение, что покупка машины с дизельным двигателем содержит какой-то подвох.

Взять и запретить

Далее в дело вступают различные общественные организации. Так, британская «группа профессионалов в области здравоохранения», называющая себя «Доктора против Дизеля», призвала запретить машины на дизельном топливе в Лондоне.

Как указывают в организации, ежегодно от выбросов, произведенных дизельными машинами, в столице Королевства умирают 9,4 тыс. человек. Мэр Лондона уже грозился запретом для таких авто с 2018 года, активисты призывают ввести ограничения раньше.

Более того, проблемы с дизелем бросают тень на ДВС как таковой. Как уже сообщалось ранее, Норвегия и ряд других стран Европы рассматривает возможность запрета продаж работающих на бензине машин к 2025 году. Об этом сообщило издание «BGR» со ссылкой на газету «Dagens Naeringsliv».

По информации издания, четыре ведущие политические партии страны какое-то время вели консультации относительно запрета продаж авто с бензиновыми моторами. Теперь же удалось достичь взаимопонимания по данному вопросу. В то же время существование договоренности подтвердили лишь две партии. Остальные отмечают, что условия соглашения еще обсуждаются.

В настоящий момент Норвегия – одно из лидирующих государств мира по распространенности электрокаров. Их доля в общем объеме продаж новых транспортных средств составляет почти четверть.

Стимулировать развитие электротранспорта пытаются и в Голландии. Здесь к 2025 году также могут запретить продажи транспортных средств с бензиновыми или дизельными двигателями. Примечательно, что изначальный законопроект предполагал полный запрет использования таких транспортных средств, однако столь жесткие меры не нашли поддержки. Сейчас на электрокары в Нидерландах приходится около 10% продаж.

Аналогичные меры рассматривают не только власти европейских государств. Заменить машины с традиционными ДВС электромобилями хотят власти Индии. Произойти это может в 2030 году.

Судя по количеству и качеству претензий, противники дизельных технологий в первую очередь стараются бить по имиджу моторов на дизельном топливе. И им это неплохо удается, причем не без помощи самих автопроизводителей, допускающих просчеты.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены