Нужны ли современные базы данных в автосервисе?
Как вы считаете: может ли сегодня эффективно работать современный автосервис с постоянным потоком машин, причем «разномастных» и без использования баз данных? Ответ, кажется, совершенно очевиден и не требует никаких объяснений. Но в пользу противоположного ответа можно услышать массу аргументов – что можно работать и без этого, используя только то, что есть на просторах интернета и практически бесплатно!
Здесь мы сталкиваемся с несколькими проблемами, которые проявляются по мере погружения в тему.
Некоторые управляющие и владельцы австосервисов считают, что незачем платить за информацию, если можно обслужить автомобиль и так. Мы им на это отвечаем, что такие решения не всегда ведут к экономии, а зачастую приводят к дополнительным расходам, которые сразу оценить бывает очень сложно. Попробуем аргументировать сказанное на нескольких примерах.
Начнем, как водится, с традиционного вопроса: а считали ли вы когда-нибудь у себя в автосервисе, сколько времени за год тратится специалистами вашего предприятия на поиск технической информации, вместо того чтобы просто зайти в проверенные базы данных и получить нужную информацию. Если в автосервисе несколько постов, то это может вылиться в несколько часов в день на всех сотрудников, а если пересчитать это на год, то получится минимум 500 нормо/часов в год и более.
Давайте перемножим это количество на среднюю стоимость нормо/часа (от 1100 до 1500 руб.) и получим сумму 550 000–750 000 руб. в год. Причем здесь мы посчитали только работы, а если включить еще «недопроданные запчасти», то сумма получится еще серьезнее. А ведь это – реальные деньги, которые недополучил автосервис. Любой вместо показанных может подставить цифры своего автосервиса и посчитать упущенную выгоду. А теперь посчитайте: что выгоднее – использовать базы данных, где можно быстро найти информацию, или продолжать «экономить»? Здесь есть еще и другая сторона медали. Многие автосервисы «недозагружены» и поэтому могут себе позволить тратить время на поиск информации, но это уже вопрос эффективности и даже состоятельности предприятия, который должен быть решен самим автосервисом, если он хочет остаться на конкурентном рынке автоуслуг, не так ли? Ведь конкуренция на этом рынке будет только возрастать, и останется «на плаву» только тот, кто сможет быть максимально эффективным, используя все существующие резервы.
Продолжим. Второй вопрос касается использования норм времени для быстрой оценки стоимости работ. Задайте себе вопрос – как часто бывают случаи, когда вы не можете оценить время на работу и называете клиенту сумму «с потолка», а потом выясняется, что работа более сложная и требует дополнительных действий, которые вы не учли сразу. Здесь тоже можно составить подобную калькуляцию и посчитать, сколько нормо/часов было недополучено.
Нужно иметь в виду, что существует определенная тонкость в этом вопросе: большинство нормативов времени рассчитаны для использования при условии, что специалист обучен и выполняет эту операцию не первый раз; автомобиль обслуживался относительно недавно и поэтому все болты и гайки отворачиваются с первого раза, а не ломаются; имеется весь специнструмент для выполнения конкретной операции, например, наличествуют фиксаторы, съемники, диагностическое оборудование и проч. Если хотя бы один из трех пунктов не выполнен – вы можете не «вписаться» в указанные нормы, и поэтому здесь есть только один выход – применять повышающий коэффициент на определенные виды работ или типы автомобилей.
Рассмотрим еще один вопрос – использование нелицензионных и «старых» баз данных. С одной стороны, может показаться, что здесь автосервис только экономит, получая эти данные практически бесплатно. Вынесем за скобки вопрос уважительного отношения к труду других людей, которые создают базы данных, тогда и к вашему труду все будут относиться так же. А остановимся на вопросе актуальности базы данных, которая напрямую будет влиять на финансовые и репутационные издержки предприятия.
Например, в старой нелицензионной базе Autodata, которая «гуляет» по просторам интернета, содержится информация на начало 2011 года, и более «свежей» информации в ней нет. Мы можем даже увидеть информацию за 2014 год, но это является прямым введением пользователей в заблуждение. Все мы знаем, что при производстве автомобилей в них вносятся различные изменения, например: изменен тип жидкости, добавлена процедура, которую необходимо выполнить после замены масла, изменена процедура снятия/установки ремня ГРМ и множество других операций. Пора обратиться к практическому опыту.
Начнем с простого, замена рабочей жидкости в вариаторе или коробке передач. В нелицензионной базе Autodata указан только тип рабочей жидкости, а также место нахождения сливных и заливных отверстий, и на этом все… Что добавилось в онлайн-базах autodata и MotorData? А добавилась достаточно важная информация – описание процедуры работ, которые следует производить после замены масла, чтобы не сломать коробку. Вот пример из личного опыта.
Как-то, общаясь с механиком, который хотел стать диагностом и для этого проходил наши курсы, я спросил: что он делал в последнее время на своей машине? Он сказал, что поменял масло в вариаторе Nissan X-Trail. Это меня сразу заинтересовало, и я спросил его: не делал ли он что-нибудь после замены масла? В ответ услышал, что ему посоветовали через 1500 км после первой замены поменять масло еще раз, и на этом всё. Тогда я задал ему вопрос – а не подключал ли он какой-нибудь сканер к автомобилю? Ответ был отрицательный. Мои слова его обескуражили, я ему сообщил: «Поздравляю, возможно вы своими руками убили коробку передач».
В связи со сказанным возникает вопрос: а что было сделано не так? Вроде бы масло заменил, а что еще нужно делать? В процессе разговора выяснилось, что он уже проехал несколько тысяч километров. Не был сброшен датчик старения масла и всё, а на что это может повлиять? Показания этого датчика влияют на давление в системе, которое регулирует давление «поджима» шкивов вариатора. После замены масла система не получила указание от блока, что масло новое и нужно скорректировать давление, а блок продолжал регулировать давление по старым правилам.
Это ведет к проскальзыванию цепи, к повышенной температуре в зоне контакта цепи и шкива и к постепенному появлению задиров на поверхности шкива, которые в дальнейшем, при худшем раскладе, могут привести к обрыву цепи со всеми чудовищными последствиями. Одна из причин поломки вариаторов – несвоевременная замена рабочей жидкости и непроизведение процедуры сброса датчика старения.
Если считать, что до сих пор на нашем авторынке у большой группы авторемонтников еще не потухла «страстная» любовь к воровским электронным базам, то, отталкиваясь от нашей истории, можно сказать, что век специалистов по ремонту коробок передач еще долго будет процветать. А теперь посчитайте, сколько коробок было «убито» подобным образом! Согласитесь, что, если коробка вышла из строя вскоре после замены масла в ней, то у любого клиента возникнет подозрение, что в автосервисе что-то сделали не так. Даже если вам удастся убедить клиента, что это простое стечение обстоятельств, осадочек-то все равно останется.
Есть еще примеры из личного опыта. Так, после замены ремня привода ГРМ у двигателя «встретились» поршни с клапанами. Клиент рвет и мечет, а механик: я сделал все, как было указано в мануале. Мы им говорим: хорошо, пришлите нам процедуру программы, по который вы выполняли операцию. Он присылает нам скриншот с английской версии Autodata, и тут мы понимаем, что «дьявол кроется в деталях». Некоторые моменты процедуры были изменены, а клиент использовал в работе старые данные от такого же двигателя, но информация была устаревшая, и клиент «попал» на переборку двигателя просто потому, что решил сэкономить.
А теперь посчитайте репутационные и финансовые издержки от одного такого случая. Лучше использовать последние данные, и здесь напрямую работает пословица о том, что «скупой платит дважды». Но, оказывается, от «страстной любви» к халяве страдают не только в нашем «королевстве», но даже в настоящем – аглицком.
Аналогичная проблема, уже в Англии, но там владелец автомобиля Dodge Calibre (2 л, турбодизель, 2007 года) после 120 тыс. миль попытался сэкономить на замене ремня привода ГРМ и сделал это у знакомого механика. В итоге замена ремня ГРМ ему обошлась не в 800 фунтов, а намного дороже. Сам ремень стоил 21 фунт, работа механика, согласившегося его поменять, – 300 фунтов. Итого 321 фунт вместо 800, но на этом вся экономия закончилась. На следующий день, выезжая на скоростную магистраль, машина встала.
Итог ремонта:
– эвакуатор 400 фунтов;
– двигатель 5 тыс. фунтов (за новый просили 11 тыс. фунтов);
– снятие и установка 2000 фунтов;
– 3 недели поездок на работу на поезде (700 фунтов в неделю).
Пока «Додж» стоял во дворе, кто-то разбил заднее стекло, пришлось его менять – тоже денег стоило… Итог в этих двух ситуациях схожий: мнимая экономия, но с разных сторон. С одной стороны, автосервиса, а с другой – автовладельца, пытавшегося сэкономить. Многих клиентов останавливает стоимость баз данных, но посчитайте затраты на день работы сервиса и те выгоды, которые он при этом получает. Например, по отношению к стоимости пачки сигарет – хороший повод глубоко задуматься. Так, доступ к Autodata Online стоит от 66 руб. в день, к Motordata – 41 руб. Суммы ничтожно малы по отношению к выгодам.
И напоследок еще один жизненный пример, когда несоблюдение момента затяжки сливной пробки привело к вытеканию моторного масла во время движения, при этом загорелась лампочка аварийного давления масла. Хорошо, что водитель быстро остановился и двигателю не были нанесены фатальные повреждения, а все могло бы закончиться менее оптимистично. А все из-за того, что кто-то не затянул пробку регламентированным моментом. Аналогичная ситуация сплошь и рядом бывает на шиномонтажах, где закручивают колесные гайки обычном гайковертом и перетягивают их или недотягивают. В результате или будут повреждены шпильки и автовладелец не сможет в экстренной ситуации заменить колесо и «попадет» на дополнительные работы по их замене, или из-за слишком маленького момента затяжки колесо может просто отвалиться и поехать отдельно от автомобиля, что, согласитесь, не добавляет положительных эмоций.
Настоятельно советую читателям рассматривать надежную базу данных как вложение в инструмент, с помощью которого вы сможете выполнять любую работу быстрее, получая при этом дополнительную прибыль.