Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Часть 5

О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Часть 5

Принцип добровольности применения национальных стандартов в области водородных технологий

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Александр Юрьевич Раменский, к.т.н.

Президент Национальной ассоциации водородной энергетики (НАВЭ РФ)

Вице-президент Международной ассоциации водородной энергетики (IAHE)

Председатель технического комитета РОССТАНДАРТА «Водородные технологии» (ТК 029)

h2org.ru

Настоящая статья посвящена особенностям инновационного развития водородных технологий в нашей стране, анализу уроков деятельности в этой области в прошлом, изучению новых тенденций на современном этапе и оценке прогнозов коммерциализации технологий топливных элементов в самой ближайшее время. В этом смысле Ассоциация НАВЭ зарекомендовала себя на рынке инновационных технологий как представитель Третьего сектора национального общественно-политического взаимодействия, которая имеет свою профессиональную независимую и последовательную позицию. Такая позиция, опирающаяся на реальный опыт взаимодействия с государственными структурами Первого сектора и бизнес-сообществом Второго сектора, по мнению ведущих экономистов нашей страны, наиболее востребована в связи недостатком объективной информации для принятия взвешенных решений. Ранее были опубликованы четыре части: Часть 1. Ведение в тему; Часть 2. Современные национальные технологические инициативы и их соответствие мировым практикам. Часть 3. О социальной ответственности инновационных инициатив в сфере формирования национальной системы стандартизации. Часть 4. Национальная технологическая инициатива (НТИ): анализ понятийного аппарата. Пятая часть статьи посвящена анализу особенностей принципа добровольности применения национальных стандартов в области водородных технологий и топливных элементов.

Технологические конкурсы UP GREAT Национальной технологической инициа­тивы (НТИ) «Первый элемент. Земля» (ТК НТИ ПЭ.З) и «Первый элемент. Воздух» (ТК НТИ ПЭ.В) задумывались как соревнования, которые изменят будущее. Команды инженеров и ученых были нацелены на преодоление технологических барьеров в различных отраслях. Была поставлена задача найти прорывные решения для сложнейших технологических задач глобального масштаба.

Напомним, что денежный приз по ТК НТИ ПЭ.З – 140 млн руб., для ТК НТИ ПЭ.В – 60 млн руб. Правительство Российской Федерации на организацию конкурсов средств не пожалело. Предполагалось, что беспрецедентное финансирование мероприятия должно дать беспрецедентный положительный результат. В целом из бюджета РФ было выделено 336 млн руб., в том числе непосредственно на организацию 136 млн руб.

Подготовка конкурсов началась в 2018 году. Информационное агентство России ТАСС сообщило, что Российская венчурная компания до конца года объявит о новых технологических конкурсах (08.08.2018, 14:57).

В ходе разработки конкурсных заданий ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В компанией Frost&Sullivan (США) была проведена независимая экспертиза условий конкурсов с привлечением международных экспертов. Компания Frost & Sullivan – это консалтинговая группа, занимающаяся исследованиями и анализом рынка, консультированием по вопросам стратегии роста в различных отраслях. Штаб-квартира находится в Маунтин-Вью, штат Калифорния. Frost&Sullivan активно работает с венчурными структурами Фонда «Сколково» с 2012 года.

Эксперты конкурса
Эксперты конкурса

В ходе данной экспертизы была подтверждена актуальность установленных технологических барьеров и отсутствие на мировом рынке разработок с соответствующими техническими характеристиками, на момент проведения исследований. Условия конкурсов были опуб­ликованы для открытых обсуждений на краудсорсинговой платформе. Также состоялся ряд открытых обсуждений, в том числе:

• 26.06.2017. В рамках Четвертой всероссийской конференции с международным участием «Топливные элементы и энергоустановки на их основе», г. Суздаль;

• 08.11.2017. В рамках Баркемпа «На­цио­нальная технологическая революция 20.35», г. Санкт-Петербург.

• 12.12.2017. В рамках конференции «Тех­нологические конкурсы НТИ», г. Москва;

• 04.12.2018. В рамках мероприятия АСИ «Точка кипения», на котором обсуждался Технический регламент Технологического конкурса UP GREAT «Первый элемент».

Концепция системы технологических конкурсов НТИ, включая проведение ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В, обсуждалась на заседании Экспертного совета Национальной технологической инициативы и Межведомственной рабочей группы по разработке и реализации НТИ при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Конкурные задания были утверждены Конкурсной комиссией технологических конкурсов в целях реализации НТИ, в состав которой вошли крупные государственные деятели, ученые, политики и журналисты.

Конкурсы предполагалось провести в четыре этапа.

• Отборочный этап (03.07.2018–25.12.2018).

• Квалификационный этап (20.02.2019–20.03.2019).

• Тестирование изделий (15.04.2019–30.04.2019).

• Финальный этап (11.05.2019–25.07.2019).

Если исходить из графика проведения конкурсных мероприятий, то наступило время финальных соревнований. На официальном сайте Технологического конкурса UP GREAT была представлена информация о том, что в июле 2019 года в Подмосковье пройдут финальные испытания технологического конкурса Up Great «Первый элемент».

Речь шла только о ТК НТИ ПЭ.В. Отмечалось, что на участие в конкурсе было подано 12 заявок от инженерных команд, коммерческих компаний и научных организаций со всей России. По итогам квалификационного отбора и очной экспертизы конкурсных изделий в финал вышли три команды: «НаукаСофт» (ООО «Экспериментальная мастерская НаукаСофт», Москва), «БВС» (АО «Беспилотные вертолетные системы», Москва) и «ПолиТех» (консорциум ЮРГПУ им. М. И. Платова, Сколтеха и компании «ИнЭнерджи», Ростовская область и Москва).

Позднее 10.05.2019 Организационный комитет Технологических конкурсов Up Great через сайт конкурса проинформировал участников и заинтересованных лиц о досрочном завершении конкурса «Первый элемент. Земля». Отмечалось, что на участие в данном конкурсе были поданы заявки от пяти команд, из которых в рамках отборочного этапа две команды предоставили сопроводительную документацию на свои энергоустановки.

По итогам рассмотрения предоставленных материалов изделие одной из команд было признано не соответствующим требованиям конкурса. Вторая команда была допущена к следующему этапу, однако выступила с инициативой по пересмотру конкурсного задания с целью расширения количества участников конкурса, способных претендовать на победу.

Принимая во внимание, что разработка экологичного источника энергии высокой энергоемкости для широкого спектра наземных транспортных средств и роботов остается одним из наиболее актуальных технологических барьеров, Организационный комитет инициировал работу по разработке концепции нового технологического конкурса по теме мобильных источников энергии.

Справедливости ради следует отметить, что Технический комитет ТК 029 «Водородные технологии» и Национальная ассоциация водородной энергетики (НАВЭ) ранее неоднократно критиковали «Оператора» (АО «РВК») за неудовлетворительную работу по формированию конкурсного задания (см. части 1, 2, 3 настоящей статьи).

Основная ошибка, по мнению экспертов водородного сообщества, при этом заключалась в неудовлетворительном использовании нормативно-правовой базы водородных технологий и топливных элементов, попытке уклониться от использования национальных стандартов и правил безопасности в ходе подготовки, и организации конкурсных мероприятий, на что правомерно обратил внимание Ростехнадзор в свое письме от 07.02.2019 № 09-03-05/1115. Опираясь на принцип добровольности применения документов по стандартизации они посчитали, что современные национальные стандарты будут препятствовать организации ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В.

Но оказалось наоборот, именно недооценка значения национальных стандартов, связанных с организацией испытания модулей топливных элементов, гармонизированных с международными стандартами ИСО и МЭК, стала сдерживающим фактором проведения указанного мероприятия и привела к досрочному завершению ТК НТИ ПЭ.З.

Кстати, неоправданно мало использовалось средств, выделенных из бюджета на организацию мероприятия. Не вдаваясь в подробности финансово-хозяйственных операций (эта тема освещалась в предыдущих частях статьи) следует напомнить, что по данным официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (№ 31806132690) заказчик (АО РВК) оплатил выполнение услуг по разработке регламентов проведения технического допуска, тренировочных, квалификационных и финальных испытаний и технических требований к полигонам испытаний планируемых к проведению в рамках конкурсов Национальной технологической инициативы «Зимний город», «Первый элемент. Воздух», «Первый элемент. Земля», всего на сумму 300 тыс. руб. Не менее экономно проводилось финансирование соревнования на Автополигоне НАМИ при подготовке и организации конкурса отдельных заданий «Ice Vision» и экспертизе решений, разрабатываемых участниками конкурса (№ 31807384966). «Оператор» (АО РВК) на это мероприятие выделил с «барского плеча» 4 млн руб.

Для сравнения, на проведение консалтинговых услуг для тщательной проверки и оценки проектов НТИ (№ 31807384966) «Оператор» израсходовал 6 759 000 руб. Закономерно встает вопрос: зачем надо было экономить на разработке конкурсной документации и организации мероприятий, игнорировать требования национальных стандартов и правил безопасности, а потом тратить значительные средства на проведение «тщательных» проверок, результаты которых, вероятнее всего, будут направлены на то, чтобы представить проведение указанной работы в лучшем свете.

Кстати, участники экспертного сообщества неоднократно «жаловались», что услуги по разработке конкурсной документации и всех необходимых регламентов «Оператор» оплачивал нерегулярно и не в полном объеме. Мнением участников интересовался мало. А экспертов, НАВЭ и ТК 029 «Водородные технологии», которые на общественных началах проделали большую работу по доработке конкурсной документации, включая внесение изменений в формулировку целей и задач конкурсов, преодолевая доминирующий в команде «Оператора» нормативно-правовой нигилизм, не жаловали совсем.

А один «чудак» при обсуждении технических регламентов ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В «Точке кипения» АСИ, в сердцах сказал, что благодарить не за что, так как знания экспертов водородного сообщества «безнадежно» устарели. А им, новым лидерам молодых профессионалов в области водородной энергетики, надо думать уже о более крупными проектах, направленных на создание центра компетенций, так как конкурсы должны пройди и с представленными техническим регламентами без проблем. Слишком высокие фигуры заинтересованы в их проведении. Но оказалось, что наш коллега ошибся. Все стороны заинтересованы в том, чтобы Технологические конкурсы оказались эффективным инструментом инновационного развития, никто не заинтересован в бессмысленном расходовании государственных средств.

К сожалению, «Оператор» конкурса до настоящего времени так и не раскрыл состав участников ТК НТИ ПЭ.З. Известны только названия команд. В соответствии с конкурсной документацией официальными участниками являются юридические лица, сведения о которых не являются коммерческой тайной.

Вероятней всего организаторы пытаются скрыть скандал, который разразился из-за того, что один из участников, имя которого не раскрывается, назвал свою команду «ИМАШ РАН». Представитель института РАН с одноименным названием на запрос ТК 029 «Водородные технологии» и НАВЭ не подтвердил участие НИИ в конкурсе, так как организация в направлении топливных элементов в настоящее время не работает.

Таким образом, по мнению профессионального сообщества, «Оператор» неудовлетворительно организовал проведение ТК НТИ ПЭ.З, с наращением законодательства и нормативно-правовой базы, а также без учета требований национальной системы стандартизации и правил безопасности в области ВТ и ТЭ. Разговоры о досрочном завершении ТК НТИ ПЭ.З – всего лишь попытка сделать хорошую мину при плохой игре и суметь обосновать неэффективное расходование бюджетных средств. По сути, эти средства следует вернуть государству. Но это уже лежит на совести и социальной ответственности членов Конкурсной комиссии, Минобрнауки и Счетной палаты Российской Федерации.

Надо сказать, что у ТК НТИ ПЭ.В, наоборот, есть все основания для успешного завершения финальных соревнований. По крайней мере 15.05.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (запись № 31907871106) планируется выделить 20 млн руб. для организации проведения мероприятия «Финал технологического конкурса “Первый элемент. Воздух” в целях реализации Национальной технологической инициативы».

Судя по техническому заданию планируется грандиозное «ШОУ», включая айдентику ТК НТИ ПЭ.В и разработки нестандартных сцен и блюд при угощении ВИП-гостей. Анализ текста закупочной документации по ключевым словам показал, что требования национальных стандартов в области ТЗ и ВТ в нарушение Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ в ней отсутствуют. Но слово «нестандартный» фигурирует практически на каждой странице. Складывается впечатление, что наши КОЛЛЕГИ большие «фанаты» (а)стандартного образа жизни и организации дела в своей повседневной практике, переносят свои личные пристрастия на мероприятия государственного масштаба.

Вероятно, водородному сообществу предстоит еще долгая и длительная работа по разъяснению основ Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ при организации инновационной деятельности в области водородных технологий и топливных элементов. Хочется напомнить, что статья 3 настоящего закона устанавливает следующие цели:

1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;

2) содействие интеграции Российской Феде­рации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

3) улучшение качества жизни населения страны;

4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

5) техническое перевооружение промышленности;

6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

Указанные цели достигаются путем реализации следующих задач:

1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;

2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;

4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;

6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее – потребитель) в заблуждение;

7) обеспечение рационального использования ресурсов;

8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Продвигая принципы (а)стандартизации, наши коллеги вступают в противоречие с буквой и духом настоящего закона. Пример «досрочного» прекращения ТК НТИ ПЭ.З наглядно демонстрирует печальные последствия игнорирования стандартизации и правил безопасности при проведении подобных мероприятий. Национальную систему стандартизации в рамках коммерциализации инновационных разработок «обойти» невозможно. Надо засучить рукава ни начинать погружаться в эту тему. Других вариантов развития событий нет и быть не может.

П р и м е ч а н и е. Коллеги, ни автор, ни редакция журнала не преследуют цели, связанные с дискредитацией деловых качеств личности или организаций, упомянутых в работе. Стоит задача объективно и заинтересованно освещать тематику ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В, привлечь внимание «водородного сообщества» и широкой общественности к этом важному в наше стране событию, способствовать развитию системы профессиональных сообществ и популяризации НТИ. Все ошибочные суждения и информация, не соответствующая действительности, если такая, по вашему мнению, содержится в статье, будут доброжелательно раскрыты при последующих публикациях. Просим вас присылать свои отзывы, пожелания и вопросы, связанные с данной статьей.

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены