OSRAM – производитель света № 1. Статья четвертая
Начало в № 11/2017, 1/2018, 3/2018.
Сегодня в рамках цикла статей об автомобильном свете будем говорить исключительно о самой продукции OSRAM – об автомобильных лампах. Неопытному человеку разобраться в объемном каталоге продукции OSRAM непросто. Но речь идет не о слабой структурированности объемного сборника, куда вошли все изделия производителя, касающиеся автомобильного света, а о значительном количестве образцов продукции, которая полностью перекрывает любые потребности и вкусы своих потребителей.
Можно сказать и по-другому: номенклатура продукции OSRAM – это результат запросов и ожиданий потребителей, помноженные на чутье маркетологов компании и талант ее инженерного корпуса. Соответственно структурирован каталог продукции – категориями предпочтений потребителей. Таких категорий помимо стандартных ламп – три. Уделим внимание каждой.
1. Галогенные и ксеноновые лампы повышенной яркости. Эта продукция интересует потребителей, для которых безопасная и комфортная ночная езда является главными требованиями при выборе источника головного света. Такие лампы минимизируют нагрузку на зрение водителя при ночной езде и тем самым повышают безопасность поездки.
2. Лампы категории «Дизайн». В эту группу входят лампы с измененной (повышенной) цветовой температурой. Такая особенность реализуется на автомобиле с помощью светового фильтра галогенных ламп и измененного газового состава ксеноновых ламп. В прежних статьях данного цикла мы писали, что стандартная цветовая характеристика галогенного автомобильного источника света составляет 3200 Кельвин (°K), ксенонового света – 4200 °K. Идеальный же источник света имеет температуру 6000 °K – это соответствует естественному свету в солнечный день – без оттенков желтого или синего цветов. Лампы категории «Дизайн» имеют повышенную цветовую температуру, а чем она выше, тем белее будет свет, испускаемый фарой. Это существенным образом влияет на внешний вид автомобиля, делая его (авто) гораздо привлекательнее.
3. Лампы категории «Комфорт». Эту группу представляют два семейства: OSRAM ULTRALIFE (ксенон + галоген) и OSRAM AllSEASON (галоген).
В одной из предыдущих статей, посвященных теме, говорилось об особенностях галогенных ламп, которые при повышении яркости существенно укорачивают срок службы лампы. Вспомним, о чем тогда шла речь. Мы говорили, что предсказать, какой срок будет работать любая автомобильная лампа, невозможно, потому что состояние автомобильного источника света слишком сильно зависит от физических процессов, влияющих на лампу: вибрация автомобиля в пути, разнообразные проблемы электрических цепей ТС, температурные перепады и многое другое.
И несмотря на это, OSRAM на галогенную лампу ULTRALIFE предоставляет 4-летнюю гарантию, а на ее ксеноновый аналог – 10-летнюю! Если говорить о сроке службы лампы ULTRALIFE, то он в 4 раза превышает срок службы любой стандартной лампы. Любой! Каким образом производителю удалось этого добиться такого невероятного результата – узнаем позже.
Перейдем к лампам для коммерческого транспорта. Среди 24-вольтных ламп у OSRAM имеется уникальный продукт семейства OSRAM TRUCKSTAR PRO® PRO 24В. Преимущество этой лампы состоит в том, что она служит в 2 раза дольше стандартных аналогов! Но и это еще не все ее достоинства: такая лампа обеспечивает транспортное средство двукратным, по отношению к стандартной лампе, световым потоком по яркости. А это – действительно уникально, так как мы знаем, что все традиционные технологии производства источников автомобильного света при любом увеличении яркости света лампы приводят к снижению срока ее службы. TRUCKSTAR PRO ломает эти правила тем, что светит в 2 раза ярче, а служит в 2 раза дольше! Каким образом этого удалось достичь производителю, журнал писал в марте 2018 года.
Из всего сказанного напрашивается простой, но очень полезный вывод, что прежде чем покупать новую лампу головного света, автомобилисту следует определить для себя – что он хочет получить от лампы. Вариантов, как теперь понимаем, немало. Перечислим: 1. Свет повышенной яркости. 2. Увеличенный срок службы. 3. Свет, облегчающий эксплуатацию автомобиля в неблагоприятных погодных условиях: снег, дождь, туман и т. д. 4. Дизайнерский белый свет, выделяющий автомобиль на дороге. Нужно что-то решать…
Определившись с главным, можно повернуться к деталям. Начнем с такого параметра, как яркость света лампы. В каталоге OSRAM среди галогенных источников света присутствуют пять образцов ламп, имеющих повышенную яркость: от +30% до +130%. Это: COOL BLUE ITENSE и COOL BLUE BOOST, которые относим к категории «Дизайн». Оба образца генерируют свет с цветовой температурой 4200 °K и 5000 °K соответственно. Категорию «Комфорт» здесь представляют лампы AllSEASON с пониженной цветовой температурой и ULTRALIFE с увеличенным в 4 раза сроком службы и уникальной гарантией.
Рассмотрим повнимательнее лампы, относящиеся к разным группам. Начнем с образцов, производящих повышенную, по отношению к стандартным изделиям, яркость света. Иногда, параметр лампы «цветовая температура» путают с характеристикой «яркость». Потребители считают, что это – одно и то же, предполагая, что если лампа имеет повышенную цветовую температуру, то она обязательно дает больше света на дороге. Но это совсем не так. О чем говорит параметр «повышенная яркость»? Он говорит о том, что такая лампа посылает на дорогу большее количество освещенности. А параметр «повышенная цветовая температура» – это цветовая особенность генерируемого лампой света. Проще говоря, повышенная цветовая температура – это то, какой цвет имеет свет, освещающий дорогу перед вашим автомобилем. Например: лампочка NIGHT BREAKER LASER выдает на дороге на 130% больше освещенности, чем стандартная лампа, а вот цветовая ее температура, по отношению к стандартной, повышена всего на 20% (3800 °К). Если потребителя больше интересует повышенная цветовая температура, а не освещенность, то стоит обратить внимание на галогенные лампы COOL BLUE INTENSE с цветовой температурой 4200 °К, либо COOL BLUE BOOST с цветовой температурой 5000 °К.
Вернемся к повышенной яркости. Под лампами с повышенной яркостью в каталоге OSRAM значатся лампочки LASER. Потребители относятся к ним с особым уважением. И понять их можно – продукт этот очень современный, или, как принято сейчас выражаться, «топовый», но помимо престижности, за этими словами скрываются еще и несколько серьезных преимуществ другого порядка. В первую очередь – повышенная безопасность на дороге. Дополнительные 130% освещенности, как уже не раз говорили, существенно снижают нагрузку на зрение водителя. Он меньше утомляется, а это минимизирует риски ДТП и позволяет водителю существенно удлинить ночные маршруты поездок. Световой конус на дороге, формируемый такой лампой, на 40 м длиннее, по отношению к этому же параметру стандартной лампы. Это придает водителю дополнительные возможности в обнаружении объектов на ночной дороге и позволит ему принять необходимые меры предотвращения ДТП. В прошлой статье мы говорили о стандартах ЕСЕ на автомобильные лампы. Они очень жестко регламентируют многие параметры автомобильных источников света. К нашему сегодняшнему разговору относятся такие: яркость света, цветовая температура и мощность лампы. Каждый из них должен соответствовать требованиям ЕСЕ. Так как же OSRAM удалось добиться прироста освещенности на дороге в 130% и при этом полностью уложиться в требования ECE?
Ранее мы писали об успешной модернизации производителем нити накаливания. В конструкции лампы был уменьшен диаметр вольфрамовой нити, что позволило ей разогреваться до более высоких температур и тем самым обеспечить повышенную на 130% яркость света. В колбе же лампы был изготовлен световой фильтр, формирующий нужное светораспределение на дороге.
Чтобы как-то подытожить сказанное, следует упомянуть, что перечисленные уникальные лампы группы LASER полностью сертифицированы и среди ламп галогенной группы являются безусловными лидерами по яркости генерируемого света. Также эти лампы, помимо существенно увеличенной яркости, производят на 20% более белый цвет. Поэтому эти лампы в какой-то мере можно отнести к категории «Дизайн». Но главным их преимуществом, конечно, является яркость.
Следующая группа ламп именуется NIGHT BREAKER UNLIMITED. По своим качествам эти лампы мало чем отличаются от образцов предыдущей группы. Те же 20% увеличения белого цвета, 40-метровое удлинение светового конуса на дороге и др. Единственное их отличие от ламп LASER состоит в том, что яркость таких ламп на 110% выше при сравнении со стандартными лампами.
Следующая лампа сегодняшнего обзора – SILVERSTAR. Ее преимущество состоит в том, что она обеспечивает фару 60% дополнительной освещенности на дороге и имеет световой конус на 20 м длиннее стандарта. Ее особенность состоит в том, что она обеспечивает некий компромисс между различными источниками света. Если LASER или UNLIMITED имеют срок службы ниже стандартной лампы примерно в 2 раза, то SILVERSTAR, обеспечивая те же дополнительные 60% освещенности дороги, имеет пониженный срок службы, меньше чем стандартная лампа, всего на 20%. А стоимость ее мало отличается от стандартного изделия. Эти качества SILVERSTAR сделали ее весьма популярной у автовладельцев. Еще раз напомним, что все лампы, по которым сейчас пробежались – UNLIMITED, LASER, SILVERSTAR, – сертифицированы ЕСЕ.
Идем дальше.
В программе OSRAM есть уникальная лампа, которая подходит для удовлетворения любых запросов потребителей. Речь идет о лампах OSRAM FOG BREAKER. Их уже давно оценили автомобилисты, заинтересованные в универсальных лампах головного света, которые обладают тремя достоинствами: комфорт, дизайн и яркость. Лампа имеет увеличенную на 60% освещенность и пониженную световую температуру по отношению к стандартной лампе (стандартная – 3200 °K, FOG BREAKER – 2600 °K).
Некоторые автомобилисты считают, что при езде в сложных погодных условиях (снег, дождь, туман и т. д.) желтый свет фар лучше освещает дорогу. Это предпочтение попадает в категорию «Комфорт». Другие пользователи приобретают лампы с желтым светом – под цвет автомобиля. Вероятно, в этом, что-то есть… Такие предпочтения, естественно, попадают в категорию «Дизайн».
Сложив все достоинства лампы FOG BREAKER, получаем: повышенная яркость (минимизирует нагрузку на глаза водителя при ночной езде – тем самым повышает безопасность на дороге); пониженная цветовая температура (улучшенная видимость на дороге в непогоду, декоративные световые возможности).
Есть одно неудобство при разговоре об этих уникальных лампах. Суть его лежит в зоне сертификации. Пока что названные источники света лишены возможности пройти сертификацию из-за слишком низкой цветовой температуры. И дело совсем не в их качестве. Разберемся с этим.
В нормах и стандартах ЕСЕ сертифицированная автомобильная лампа должна иметь цветовую температуру не ниже определенного значения. На дороге такие лампы никого слепить не будут, потому что они изготовлены по современным технологиям. Распределение их светового потока ничем не отличается от лучших образцов автомобильных ламп. Также такие лампы не могут нанести никакого вреда ни оптике, ни фаре автомобиля, в которой они работают, потому что не являются лампами повышенной мощности. Лампы не прошли сертификацию только из-за слишком низкой цветовой температуры, которая не укладывается в нормы ECE.
С точки зрения здравого смысла такие лампы устанавливать в автомобиль вполне можно, но с точки зрения закона производитель на упаковке должен указывать: «Of Road Only». Это как-то даже обидно, но закон есть закон. Идем дальше.
Лампы SUPER обеспечивают на 30% больше света на дороге по сравнению со стандартной лампой, имея совсем небольшую разницу в цене, а это совсем немало. Такие образцы производитель рекомендует для установки на более старые автомобили. На них, как правило, оптика – фары и отражатели – уже давно помутнели, и если в случае необходимости придется поменять вышедшие из строя лампочки на новые, но стандартные, гораздо полезнее их менять на лампы группы SUPER. Такие источники повышенной яркости вполне могут компенсировать недостающий свет, теряющийся, проходя сквозь помутневшую оптику старой фары.
Оставим на какое-то время лампы SUPER в покое и познакомимся с семейством ламп, в полной мере удовлетворяющих запросы автовладельцев, для которых очень важен внешний вид автомобиля. OSRAM относит их к потребительской категории «Дизайн». Такие автовладельцы хотят, чтобы их автомобиль выигрышно отличался на дороге, имел уникальный свет и был особенно заметен. Реализация такой задачи связана не с увеличением яркости света, а с изменением цветовой температуры. Эту категорию ламп составляют два образца: СOOL BLUE INTENSE и COOL BLUE BOOST.
Их световые температуры существенно повышены. СOOL BLUE INTENSE имеет цветовую температуру до 4200 °K, а COOL BLUE BOOST– до 5000 °K. В этом месте у интересующегося человека, как правило, возникают вопросы. Они связаны с особенностью человеческого глаза. Идеальным для нашего зрения светом является свет с температурой 6000 °K.
Люди спрашивают: а почему бы производителям световой техники не сконструировать галогенный источник света с температурой в 6000 °K? Ответ прост: физические процессы, которые работают в галогенной лампе, не позволяют ей (лампе) генерировать свет с такой температурой. Тогда почему производятся источники света именно с температурами 4200 °K и 5000 °K, а не какими-либо другими? Попробуем ответить.
Начнем с лампы СOOL BLUE INTENSE с цветовой температурой 4200 °K. Она передает на дорогу белый цвет с небольшим оттенком желтого. Стандартная же галогенная лампа имеет цветовую температуру в 3200 °K и при такой цветовой температуре желтого оттенка получается намного больше. Конечно, при высокой цветовой температуре 4200 °K этот свет будет очень хорош, но все равно – какое-то количество желтого оттенка присутствовать будет. А идеальный белый можно получить только при 6000 °K. Создать же в галогенной лампе такую (6000 °K) световую температуру невозможно. Зато 4200 °K генерирует ксеноновая лампа. Такие будут прекрасно сочетаться с ксеноновыми лампами, например, если в качестве ближнего света используется ксеноновая лампа, а для дальнего – галогенная. Тогда для замены стандартной галогенной прекрасно подойдут лампы семейства СOOL BLUE INTENSE с точно такой же цветовой температурой, как и у ксенонового аналога. Автомобиль, освещающий дорогу несколькими источниками света с одинаковой цветовой температурой, смотрится весьма привлекательно на ночной трассе. Обратим внимание читателя на то, что лампы СOOL BLUE INTENSE полностью сертифицированы.
Следующие галогенные лампы категории «Дизайн» – лампы COOL BLUE BOOST у которых цветовая температура еще выше – 5000 °K. Это значит, что внешний вид автомобиля будет еще привлекательнее, так как белового цвета будет еще больше. Зачем же тогда производителю иметь два семейства ламп с очень близкими параметрами: СOOL BLUE INTENSE с цветовой температурой 4200 °K и COOL BLUE BOOST с цветовой температурой 5000 °K?
Отвечаем. Лампы COOL BLUE BOOST не сертифицированы в связи с их конструктивными особенностями. Какими? Напоминаем: эта лампа оснащена темно-синим фильтром, который блокирует определенное количество света. Чтобы обеспечить лампе цветовую температуру в 5000 °K и пробить свету весьма затемненный фильтр, инженеры вынуждены были повысить мощность лампы и превысили стандарт ЕСЕ. Однако, опять же, с моральной точки зрения эту лампу использовать можно! Она имеет правильное светораспределение на дороге, и ее мощность не так велика, чтобы навредить фарам автомобиля.