Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Оставшееся за кадром

Оставшееся за кадром

Предвыборная кампания кандидата в президенты США от Республиканской партии Дональда Трампа широко освещалась в российских СМИ. Журналисты и аналитики гадали, может ли его избрание смягчить санкции против России. За кадром оказались его предвыборные обещания, касающиеся внутреннего рынка, в частности, автомобильной отрасли. А ведь реализация этих обещаний способна резко изменить сложившиеся тенденции в автомобилестроении.

Ободренные победой республиканца, автопроизводители сразу же направили письмо избранному президенту с предложением пересмотреть политику государства в отношении природоохранных норм.

Переоценили эффективность

Последние законодательные инициативы, направленные на улучшение экологической ситуации, представляют серьезные трудности для автомобильного сектора. Машины 2017–2025 модельных годов должны будут соответствовать новым жестким стандартам, говорится в письме.

Опубликованные ранее Национальным управлением по безопасности движения автотранспорта США (NHTSA) стандарты для транспортных средств будущего вынудили компании заново оценить свои возможности на предмет соответствия новым правилам.

Оказалось, что законодательные инициативы вызывают опасения у автогигантов. Они полагают, что документ NHTSA переоценивает эффективность технологий, неправильно трактует интересы потребителей, а также неверно трактует рыночные реалии.

Данные факторы чрезвычайно важны для автопроизводителей, поскольку эффективность компаний оценивается по тому, какие машины американцы покупают в салонах, а не по тому, какие транспортные средства компании там предлагают.

Ненужные электрокары

Низкие цены на топливо на фоне возросшей экономичности машин отрицательно влияют на желание потребителей приобретать более дорогие транспортные средства с альтернативной силовой установкой. При этом отрасли придется выпускать такие машины, для того чтобы вписаться в новые нормы по допустимым выбросам.

Дополнительные проблемы компаниям создают и бюрократические барьеры. В 2012 году была предпринята попытка объединить в один пакет требования от различных инстанций по топливной экономичности транспортных средств как на уровне федерального законодательства, так и на уровне законов штатов.

Гармонизация документов должна была придать уверенности производителям в том, что они и в будущем смогут свободно реализовывать свои машины, без опасения попасть под ограничения в том или ином штате.

На практике гармонизации не произошло. Еще четыре года назад стало ясно, что многие автопроизводители, выполняя требования Агентства по охране окружающей среды США, все равно рискуют нарваться на штраф от Национального управления по безопасности движения автотранспорта.

Отсутствие единых стандартов приводит к росту стоимости машин. В будущем с ожидаемым ужесточением требований ситуация станет еще более контрпродуктивной, опасаются производители. Они ждут многомиллионных штрафов от различных ведомств.

Пересмотр инициатив

Для того чтобы избежать такого развития событий, компании предлагают Трампу совместно с участниками отрасли и законодателями выработать единые стандарты, касающиеся выпуска машин 2022 модельного года. Это должно быть сделано до внесения проектов регулирующих норм со стороны ведомств.

Автопроизводители также просят пересмот­реть ряд широко разрекламированных инициатив. В частности, им не очень нравится программа властей Калифорнии, поддержанная еще в девяти штатах, по продвижению транспортных средств с нулевым выбросом загрязняющих веществ.

Подразумевается, что к 2025 году 15% продаваемых автомобилей в 10 штатах вообще не должны загрязнять воздух. Таким образом на долю подобных машин придется треть всего автопарка Соединенных Штатов.

При этом выгоды от введения новых норм освещены широко, а вот стоимость программы игнорируется. Представители Агентства по охране окружающей среды считают, что для соответствия программе компаниям не придется значительно повышать уровень электрофикации машин, автопроизводители с учетом требований 10 штатов говорят об обратном.

Компании опасаются новых неизбежных штрафов
Компании опасаются новых неизбежных штрафов

Компании просят учесть стоимость перехода на экологически чистые машины при разработке дальнейших регулирующих норм. Транспортные средства попросту станут дороже из-за необходимости для заводов выполнять различные требования природоохранного законодательства.

Урок географии

Кроме того, указывают противники нововведений, штаты, поддержавшие решение властей Калифорнии, не предоставили планов стимулирования потребителей к переходу на новые технологии. Это в свою очередь может привести к тому, что жители северо-запада страны совсем по-другому отнесутся к идее приобретения электромобиля, нежели жители теплой Калифорнии.

Количество органов, регулирующих производство машин как на федеральном, так и на местном уровне, продолжает увеличиваться. Поэтому, отмечают представители отрасли, необходимо оценить, как данная ситуация сказывается на секторе и потребителях. На фоне роста цен просто необходимо учитывать, насколько законодательные инициативы повлияют на конечную стоимость продукта.

Изначально задуманные как благо меры регулирования способны значительно повысить расходы автопроизводителей, так что внедрение технологий, связанных с дополнительной безопасностью и топливной экономичностью, сделают новые автомобили недоступными для среднестатистического американца.

В Мексике все есть

Избрание нового президента может и привести к уходу американских гигантов из развивающихся стран.

Компания Ford стала мишенью для критики Трампа за перенос производства в Мексику. Почти все крупные автопроизводители США построили новые заводы в этой стране по причине более дешевой рабочей силы. В 2008 году Мексика обошла Канаду, став второй по количеству собранных машин в Северной Америке.

В результате в этом государстве стали собирать Chevrolet Silverado Crew cabs, Fiat 500, Ford Fiesta, Ford Fusion, Honda Fit, Nissan Versa, ряд пикапов Ram, Volkswagen Golf и прочие модели. С 2010 года GM, Ford и Fiat Chrysler Automobiles NV инвестировали в регион 24 млрд долл.

Мексика стала более предпочтительной для автомобильных компаний, чем США
Мексика стала более предпочтительной для автомобильных компаний, чем США

Audi, BMW AG и Daimler AG построили или планируют открыть завод по сборке люксовых моделей, тяжелых грузовиков или компонентов. Избранный президент в свою очередь заявлял, что Мексика получила выгоду за счет американских избирателей.

На этом фоне выпуск транспортных средств в Мексике в ближайшие 10 лет может вырасти более, чем в 2 раза с 2 млн до 5 млн единиц. Трамп обрушился с критикой на корпорации, которые предпочли создать рабочие места за границей в рамках NAFTA – Североамериканского соглашения о свободной торговле (цель – устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой). В ходе предвыборной кампании кандидат от республиканцев обещал пересмотреть участие США в соглашении, ввести пошлины на мексиканскую продукцию и наказать американские компании, в число которых вошла и Ford.

Подписание NAFTA в 1994 году привело к сокращению рабочих мест внутри Соединенных Штатов, компании предпочли открыть новые производства в Мексике. Идею Трампа о пересмотре участия в соглашении поддержал глава известного профсоюза работников автомобильной промышленности (UAW) Деннис Уильямс.

«Я готов предметно обсудить с ним вопросы торговли, NAFTA – это проблема, это огромная проблема для американского народа», – приводила слова главы организации газета «Chicago Tribune».

Против традиций

В течение многих лет UAW выступал против соглашения о свободной торговле с приграничными странами и прочих подобных договоренностей. Интересно, что при этом Республиканская партия в общем и целом поддерживала идеи устранения торговых барьеров.

В ходе предвыборных мероприятий кандидат высказал противоречащие традициям респуб­ликанцев взгляды, стремясь завоевать симпатии членов рабочих профсоюзов. Им был обещан выход США из NAFTA.

Хотя взгляды руководства профсоюза и Трампа расходятся по многим вопросам, Уильямс видит возможность для сторон выработать общую позицию. Глава профсоюзной организации также поддержал идею нового президента по введению 35% пошлины на транспортные средства из Мексики, хотя это и будет нарушением норм Всемирной торговой организации, куда входят 164 государства.

Трамп обещал вернуть производство в США
Трамп обещал вернуть производство в США

«Мы будем работать с избранным президентом столько, сколько сможем, – пообещал Уильямс. – Мы всегда выступали резко против торговых соглашений, которые не предусматривают защиту американцев от потери рабочих мест».

Между тем, даже с потенциальным союзником в Белом доме выход из NAFTA будет сложным делом, признается глава UAW. Автопроизводители потратили миллиарды на строительство заводов в Мексике. Вслед за автогигантами инвестировали в создание предприятий и поставщики, которые захотели быть ближе к сборочным заводам.

Введение высоких пошлин или создание торговых барьеров вызовут рост цен на машины внутри США. Это уже может негативно сказаться на продажах транспортных средств, ситуации в автомобильных компаниях и, наконец, на самих американских работниках, состоящих в профсоюзе UAF.

Отказ от субсидий

Еще одна инициатива способна негативно отразиться на популяризации электромобилей, в частности, потенциальные покупатели могут лишиться налоговых льгот. Согласно текущей практике, потребитель вправе рассчитывать на субсидии при приобретении машины с электродвигателем.

Размер субсидии составляет несколько тысяч долларов. В итоге покупка Tesla обходится среднестатистическому американцу не в 35 тыс. долл., а в 27,5 тыс. долл. Та же история и с Chevy Bolt – 29,1 тыс. долл. вместо 36,6 тыс. долл.

Будущее программ по субсидированию покупок может также оказаться под угрозой. Трамп выступает противником практики, согласно которой приоритетные области развития определяют власти.

«Исторически республиканцы менее склонны поддерживать политику, ставящую одну технологию превыше другой, – объясняют эксперты. – Так что вполне вероятны некоторые меры экономии, которые негативно скажутся на программах по развитию альтернативной энергетики».

Старые добрые АЗС еще рано списывать со счетов
Старые добрые АЗС еще рано списывать со счетов

Подобное развитие событий способно поднять цены на электрокары. Для производителей транспортных средств с альтернативной силовой установкой существует угроза того, что администрация может выработать новый подход, согласно которому традиционные источники энергии типа нефти и угля получат преференции. Всем, кто выступает за энергосберегающие технологии, следует быть настороже, считает бывший чиновник Министерства транспорта США.

Нашли понимание

18 ноября на планы нового президента Соединенных Штатов отреагировали в Ford Motor. Тогда компания распространила пресс-релиз, из которого следовало, что производитель продолжает взаимодействие с командой Трампа и обновленным Конгрессом – теми, кто будет ответствен за новую политическую повестку 2017 года.

В Ford заявили о готовности продолжать инвестиции в экономику США и создание новых рабочих мест для американцев, отметив, что за последние пять лет инвестировали в страну 12 млрд долл. и приняли 28 тыс. новых сотрудников.

Компания продолжает нанимать больше американцев и выпускать больше всех транспортных средств в США, чем кто-либо еще в отрасли. В Ford также заявили о готовности сохранить одно из производств в штате Кентукки, отказавшись от планов по переносу предприятия в другую страну.

Руководство приветствовало планы Трампа по проведению политики, предусматривающей повышение конкурентоспособности Соединенных Штатов, и сохранению производства на территории государства.

Причины сговорчивости

Газета «The Wall Street Journal» приводит причины такой сговорчивости. В частности, издание отмечает, что избранный президент обещал снизить налоги внутри страны для компании, тем самым сделав производство внутри США более выгодным. Хотя детали реформы еще не были согласованы с законодателями, известно, что Республиканская партия широко поддерживает нововведение.

Кроме того, представители Ford Motor в частном порядке высказывали надежды на то, что Трамп ослабит требования по топливной экономичности транспортных средств, предложенные в 2012 году администрацией Барака Обамы.

В наступающем году также могут быть пересмотрены положения, согласно которым средний показатель расхода топлива для линейки моделей одного производителя должен составить почти 80,5 км на 3,8 л топлива.

Как отмечает издание, одной из причин переноса производства небольших автомобилей Ford в Мексику было именно данное требование. Пересмотр политики позволит компании повысить прибыльность и выпускать пикапы и кроссоверы на территории Соединенных Штатов.

Стандарты NHTSA пугают автопроизводителей
Стандарты NHTSA пугают автопроизводителей

Поправить финансовое положение компаний может и обещанная Трампом реформа медицинского страхования. Она предусматривает сокращение затрат производителей на страховку по сравнению с планировавшимися ранее.

Наконец, Ford давно выступает против положений Транстихоокеанского партнерства. Документ представляет преференциальное торговое соглашение между 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона, целью которого является снижение тарифных барьеров, а также регулирование внутренних правил в странах-участницах в таких областях, как трудовое право, экология, интеллектуальная собственность и ряде других.

Подписанное в феврале текущего года соглашение предусматривает снижение пошлин на пикапы из Японии. С учетом того, что модель Ford F‑150 – практически народное авто в Соединенных Штатах, появление конкурентов на рынке явно не будет способствовать процветанию американской компании.

На показателях Ford помимо прочего негативно отражается и крепнущий доллар, производитель призывал наложить санкции на Японию за манипуляции с курсом национальной валюты.

Во время предвыборной кампании Трамп обвинял Токио в «монетарных манипуляциях» и выступал за введение пошлин на импорт из этой азиатской страны.

В течение нескольких месяцев станет ясно, насколько избранный президент готов выполнить данные в ходе кампании обещания. Если политик начнет реализовывать предвыборную программу, автомобильный рынок США, а вместе с ним и мировой вполне могут ждать серьезные изменения.

  • Андрей Филатов

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены