Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Отложенная революция

Отложенная революция

Вот уже несколько лет производители пытаются убедить потребителя пересесть на экологически чистые автомобили. Традиционному автосервису в связи с грядущей «зеленой» революцией прочат убытки и отток клиентов. Однако, похоже, что революция, о которой так долго говорили, откладывается.

Как следует из опубликованного исследовательской компанией Navigant Research отчета, за последние два года рынок электромобилей заметно вырос, достигнув в 2012 году отметки в 120 тыс. штук. Ожидается, что до конца десятилетия прирост в среднем будет составлять 39% в год. В результате к 2020 году больше всего заряжаемых от розетки машин будет продаваться в США, а автомобилей с гибридными двигателями – в Японии. При этом страны Европы с учетом господдержки и высоких цен на топливо могут также оказаться в числе лидеров.

По оценкам аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, в общей сложности к 2020 году электромобили и гибридные ТС составят 6,3% от мирового автопарка. А для развития устойчивого рынка электромобилей прежде всего необходима сложившаяся инфраструктура, включающая автозарядные станции и пункты замены батарей.

Представители компании провели опрос, участие в котором приняли более 200 человек из 34 стран мира, работающих в области автомобилестроения, коммунального хозяйства, энергетической сферы, а также представляющих сферу технических наук, госуправления, финансов и образования.

Около 46% участников заявили, что потребитель будет готов заплатить более высокую цену за электромобиль, зная, что стоимость владения ТС окажется ниже по сравнению с традиционными машинами. Респонденты, в свою очередь, посчитали, что стоимость нового электрокара не должна превышать традиционный аналог больше, чем на 5 тыс. долл.

Пока же и сами автопроизводители пытаются вычислить, сколько готовы потенциальные покупатели переплачивать за технические новинки. Единственное, что они знают точно: заводы по производству должны располагаться непосредственно в странах, где будут продаваться автомобили.

Чувство тревоги

Новости о победном шествии новых технологий не могут не тревожить автомехаников, работающих в основном с традиционными автомобилями. Прогнозируемое увеличение количества электрокаров, по всей видимости, должно привести либо к оттоку клиентов, либо к дополнительным инвестициям в обучение персонала работе с новыми технологиями.

Подсчитано, что стоимость владения электромобилем за 8 лет ниже по сравнению с владением машиной, оборудованной бензиновым или дизельным двигателем. Специалисты из германского Института автомобильной индустрии полагают, что экономия достигнет 35%.

Как уточнили представители института, данные расчеты справедливы для компактных автомобилей, ежегодный пробег которых составляет 8 тыс. км. Если владелец ТС с бензиновым или дизельным мотором потратит за это время 3650 евро на ремонт и обслуживание, то обладатель электромобиля – лишь 2350 евро.

Необходимая для массового использования электрокаров инфраструктура не развита
Необходимая для массового использования электрокаров инфраструктура не развита

Экономия происходит за счет того, что силовая установка автомобиля, заряжаемого от розетки, проще по конструкции. Кроме того, ряд расходных материалов таким авто просто не нужен.

Известно, к примеру, что одной из самых востребованных услуг в автосервисе является замена тормозных колодок. Однако электромобили используют тормоза не так «агрессивно» по сравнению с традиционными транспортными средствами. При нажатии на педаль тормоза замедление осуществляется частично или полностью с участием электромотора. Он работает как генератор, преобразовывая кинетическую энергию автомобиля в электричество для подзарядки батарей.

По свидетельству ремонтников, тормозная система традиционного автомобиля требует вмешательства мастера, как правило, через каждые 24 тыс. км. Для автомобиля с альтернативной силовой установкой этот интервал увеличивается почти в 3 раза.

Спокойствие, только спокойствие

Хотя на продвижение электромобилей брошены значительные силы и средства, перспективы масштабного внедрения таких ТС выглядят безоблачными пока только на бумаге. Дело в том, что приобретают электрокары в основном в качестве модной игрушки. Массовым спросом они так и не пользуются.

Одним из рьяных сторонников электрокаров считается глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон. Еще в 2009 году он озвучивал смелые планы по резкому росту покупок автомобилей, питающихся от розетки в небольших государствах, таких как Дания. Однако значительного роста не произошло. В прошлом году в этой стране продано всего 73 автомобиля.

Неясными остаются перспективы Nissan и в Китае, где также прогнозировался резкий рост количества электромобилей к концу десятилетия. Недавно автопроизводитель и местные власти согласовали планы строительства завода, мощность которого должна составить 50 тыс. электрических транспортных средств к 2015 году. Столько же электрокаров Leaf производится Nissan в Японии сегодня.

Электромобили по-прежнему дороги
Электромобили по-прежнему дороги

Между тем, КНР, стремящаяся довести количество автомобилей с альтернативными двигателями до 5 млн к 2020 году, переводит на электричество пока в основном общественный транспорт, указывает агентство Bloomberg. Из имеющегося автопарка в 27 800 транспортных средств, оснащенных гибридной установкой или заряжающихся от розетки, около 80% приходится на общественный транспорт. Причем отраслевое министерство высказалось недавно в том ключе, что правительству неплохо было бы поддержать более традиционные двигатели, такие как бензоэлектрические гибриды.

Тренируйся на кошках

Еще в 2009 году Гон заявлял, что его компания не собирается сразу же выходить с электромобилями на крупнейшие рынки. Для «обкатки» были выбраны Дания, Португалия и Израиль. Там, посчитал глава концерна, как раз и находятся потребители, которым придутся по душе «зеленые технологии». Кроме того, эти государства обладали необходимой инфраструктурой. Ее можно было адаптировать под нужды владельцев электрокаров, а небольшая площадь государств компенсировала бы относительно небольшой запас хода ТС на одной зарядке.

«Наши электромобили – это настоящий прорыв, поскольку разработаны для продажи широкому кругу потребителей, – говорил несколько лет назад Карлос Гон во Франкфурте, рассказывая о планах инвестирования Nissan и Renault 5,2 млрд долл. в новые технологии. – Они гарантируют экологическое равновесие по доступной цене».

На фоне европейского долгового кризиса и проблем в американской экономике страны типа Дании не разделили оптимизма главы концерна и не стали вкладывать в инфраструктуру, необходимую для популяризации автомобилей, заряжающихся от розетки. И главное: цены на модные игрушки остались высокими.

Так, Nissan Leaf обходится американскому потребителю в 21 300 долл. Примерно столько же стоит Nissan Altima с обычным двигателем. При этом салон у нее просторнее, и на 70% выше мощность. В Дании Leaf стоит 46 400 долл. В результате в 2012 году новыми машинами обзавелись 170 770 датчан, из них электрокарами – 73 человека.

По словам экспертов, время массового производства электромобилей еще не наступило, по-прежнему отсутствует необходимая инфраструктура, небольшой пробег на одной зарядке также отпугивает покупателей.

Ждите ответа

В ноябре прошлого года исследовательская компания J.D. Power Associates опубликовала доклад с красноречивым названием «Пересядь на экомобиль 2020: надежда, а не реальность». В работе рассматривались различные факторы, способные повлиять на развитие гибридов и электромобилей на крупнейших мировых рынках. К примеру, рассматривались тенденции, законодательство, настроение потребителей и развитие технологий.

Согласно выводам, убедить массового потребители пересесть на экомобили будет очень трудно. Для этого необходимо выполнение одного или нескольких из следующих условий:

• значительный рост цен на бензин;

• серьезный прорыв в технологиях, который позволит существенно снизить цены и вселить больше уверенности в потребителя;

• координированная политика властей, стимулирующая покупку машины с альтернативным двигателем.

Исходя из полученной информации специалисты J.D. Power Associates пришли к выводу, что в ближайшие 10 лет ни одно из перечисленных условий выполнено не будет.

  • Андрей Филатов

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены