Отложенная революция
Вот уже несколько лет производители пытаются убедить потребителя пересесть на экологически чистые автомобили. Традиционному автосервису в связи с грядущей «зеленой» революцией прочат убытки и отток клиентов. Однако, похоже, что революция, о которой так долго говорили, откладывается.
Как следует из опубликованного исследовательской компанией Navigant Research отчета, за последние два года рынок электромобилей заметно вырос, достигнув в 2012 году отметки в 120 тыс. штук. Ожидается, что до конца десятилетия прирост в среднем будет составлять 39% в год. В результате к 2020 году больше всего заряжаемых от розетки машин будет продаваться в США, а автомобилей с гибридными двигателями – в Японии. При этом страны Европы с учетом господдержки и высоких цен на топливо могут также оказаться в числе лидеров.
По оценкам аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, в общей сложности к 2020 году электромобили и гибридные ТС составят 6,3% от мирового автопарка. А для развития устойчивого рынка электромобилей прежде всего необходима сложившаяся инфраструктура, включающая автозарядные станции и пункты замены батарей.
Представители компании провели опрос, участие в котором приняли более 200 человек из 34 стран мира, работающих в области автомобилестроения, коммунального хозяйства, энергетической сферы, а также представляющих сферу технических наук, госуправления, финансов и образования.
Около 46% участников заявили, что потребитель будет готов заплатить более высокую цену за электромобиль, зная, что стоимость владения ТС окажется ниже по сравнению с традиционными машинами. Респонденты, в свою очередь, посчитали, что стоимость нового электрокара не должна превышать традиционный аналог больше, чем на 5 тыс. долл.
Пока же и сами автопроизводители пытаются вычислить, сколько готовы потенциальные покупатели переплачивать за технические новинки. Единственное, что они знают точно: заводы по производству должны располагаться непосредственно в странах, где будут продаваться автомобили.
Чувство тревоги
Новости о победном шествии новых технологий не могут не тревожить автомехаников, работающих в основном с традиционными автомобилями. Прогнозируемое увеличение количества электрокаров, по всей видимости, должно привести либо к оттоку клиентов, либо к дополнительным инвестициям в обучение персонала работе с новыми технологиями.
Подсчитано, что стоимость владения электромобилем за 8 лет ниже по сравнению с владением машиной, оборудованной бензиновым или дизельным двигателем. Специалисты из германского Института автомобильной индустрии полагают, что экономия достигнет 35%.
Как уточнили представители института, данные расчеты справедливы для компактных автомобилей, ежегодный пробег которых составляет 8 тыс. км. Если владелец ТС с бензиновым или дизельным мотором потратит за это время 3650 евро на ремонт и обслуживание, то обладатель электромобиля – лишь 2350 евро.
Экономия происходит за счет того, что силовая установка автомобиля, заряжаемого от розетки, проще по конструкции. Кроме того, ряд расходных материалов таким авто просто не нужен.
Известно, к примеру, что одной из самых востребованных услуг в автосервисе является замена тормозных колодок. Однако электромобили используют тормоза не так «агрессивно» по сравнению с традиционными транспортными средствами. При нажатии на педаль тормоза замедление осуществляется частично или полностью с участием электромотора. Он работает как генератор, преобразовывая кинетическую энергию автомобиля в электричество для подзарядки батарей.
По свидетельству ремонтников, тормозная система традиционного автомобиля требует вмешательства мастера, как правило, через каждые 24 тыс. км. Для автомобиля с альтернативной силовой установкой этот интервал увеличивается почти в 3 раза.
Спокойствие, только спокойствие
Хотя на продвижение электромобилей брошены значительные силы и средства, перспективы масштабного внедрения таких ТС выглядят безоблачными пока только на бумаге. Дело в том, что приобретают электрокары в основном в качестве модной игрушки. Массовым спросом они так и не пользуются.
Одним из рьяных сторонников электрокаров считается глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон. Еще в 2009 году он озвучивал смелые планы по резкому росту покупок автомобилей, питающихся от розетки в небольших государствах, таких как Дания. Однако значительного роста не произошло. В прошлом году в этой стране продано всего 73 автомобиля.
Неясными остаются перспективы Nissan и в Китае, где также прогнозировался резкий рост количества электромобилей к концу десятилетия. Недавно автопроизводитель и местные власти согласовали планы строительства завода, мощность которого должна составить 50 тыс. электрических транспортных средств к 2015 году. Столько же электрокаров Leaf производится Nissan в Японии сегодня.
Между тем, КНР, стремящаяся довести количество автомобилей с альтернативными двигателями до 5 млн к 2020 году, переводит на электричество пока в основном общественный транспорт, указывает агентство Bloomberg. Из имеющегося автопарка в 27 800 транспортных средств, оснащенных гибридной установкой или заряжающихся от розетки, около 80% приходится на общественный транспорт. Причем отраслевое министерство высказалось недавно в том ключе, что правительству неплохо было бы поддержать более традиционные двигатели, такие как бензоэлектрические гибриды.
Тренируйся на кошках
Еще в 2009 году Гон заявлял, что его компания не собирается сразу же выходить с электромобилями на крупнейшие рынки. Для «обкатки» были выбраны Дания, Португалия и Израиль. Там, посчитал глава концерна, как раз и находятся потребители, которым придутся по душе «зеленые технологии». Кроме того, эти государства обладали необходимой инфраструктурой. Ее можно было адаптировать под нужды владельцев электрокаров, а небольшая площадь государств компенсировала бы относительно небольшой запас хода ТС на одной зарядке.
«Наши электромобили – это настоящий прорыв, поскольку разработаны для продажи широкому кругу потребителей, – говорил несколько лет назад Карлос Гон во Франкфурте, рассказывая о планах инвестирования Nissan и Renault 5,2 млрд долл. в новые технологии. – Они гарантируют экологическое равновесие по доступной цене».
На фоне европейского долгового кризиса и проблем в американской экономике страны типа Дании не разделили оптимизма главы концерна и не стали вкладывать в инфраструктуру, необходимую для популяризации автомобилей, заряжающихся от розетки. И главное: цены на модные игрушки остались высокими.
Так, Nissan Leaf обходится американскому потребителю в 21 300 долл. Примерно столько же стоит Nissan Altima с обычным двигателем. При этом салон у нее просторнее, и на 70% выше мощность. В Дании Leaf стоит 46 400 долл. В результате в 2012 году новыми машинами обзавелись 170 770 датчан, из них электрокарами – 73 человека.
По словам экспертов, время массового производства электромобилей еще не наступило, по-прежнему отсутствует необходимая инфраструктура, небольшой пробег на одной зарядке также отпугивает покупателей.
Ждите ответа
В ноябре прошлого года исследовательская компания J.D. Power Associates опубликовала доклад с красноречивым названием «Пересядь на экомобиль 2020: надежда, а не реальность». В работе рассматривались различные факторы, способные повлиять на развитие гибридов и электромобилей на крупнейших мировых рынках. К примеру, рассматривались тенденции, законодательство, настроение потребителей и развитие технологий.
Согласно выводам, убедить массового потребители пересесть на экомобили будет очень трудно. Для этого необходимо выполнение одного или нескольких из следующих условий:
• значительный рост цен на бензин;
• серьезный прорыв в технологиях, который позволит существенно снизить цены и вселить больше уверенности в потребителя;
• координированная политика властей, стимулирующая покупку машины с альтернативным двигателем.
Исходя из полученной информации специалисты J.D. Power Associates пришли к выводу, что в ближайшие 10 лет ни одно из перечисленных условий выполнено не будет.