Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Перемены в ОСАГО: может получиться «как всегда»!

Перемены в ОСАГО: может получиться «как всегда»!

Отрасль ОСАГО давно переживает кризис. С этим не спорит ни власть, ни актуарии, на эксперты, ни страхователи.

Страховщики говорят, что нужно повышать тариф. Эксперты также склоняются к тому, что повышать тариф надо. Даже значительная часть страхователей готова с этим согласиться, если выплаты за причиненный ущерб будут покрывать затраты на ремонт, а сумма страхового покрытия увеличится.

Новый госрегулятор страхового рынка Банк России уже предложил повысить базовый тариф – на 23,5 %.

Но такое решение, во-первых, не подкреплено обоснующими расчетами, во-вторых, как оказалось, предложенная цифра не включает повышение лимита выплат за вред жизни и здоровью со 160 до 500 тыс.руб, как это предусмотрено поправками, уже прошедшими первое чтение в Госдуме. Половинчатое решение без обоснований вряд ли будет способствовать снятию социальной напряженности в связи с проблемами ОСАГО.

Почему предложено 23%?

Есть два расчета. По заказу ЦБ, Независимый актуарный информационно-аналитический центр провел актуарные расчеты. К сожалению, статистики, необходимой для полномасштабных актуарных расчетов с 2004 г. по 2010 г., практически нет, это признал и ЦБ. Обработали все что было: 120 миллионов полисов и 7 миллионов выплат по страховым случаям. Еще учтена инфляция последних 10 лет, а также предстоящее увеличение лимита ответственности до 400 тысяч рублей.

После этого появилась предложение повысить существующий тариф на 41%. Британские актуарии Towers Watson, привлеченные ЦБ для независимой оценки произведенных расчетов, посчитали, что расчет некорректен, и тариф должен быть повышен до 30,9 %.

Но ни те, ни другие актуарии не учитывали, что с введением Единой методики оценки стоимости восстановительного ремонта, суммы выплат должны измениться – и в этом третья проблема.

Новая редакция Закона об ОСАГО даст автовладельцу возможность выбора: направление на ремонт или возмещение ущерба деньгами для восстановительного ремонта. При этом стоимость нормо-часа и стоимость запчастей должны быть реально среднерыночными, хотя износ автомобиля будет учитываться по-прежнему.

Мы ожидаем, что выплаты возрастут, но это нужно проверить. Учитывали ли это НААЦ и Towers Watson? Нет, такой задачи им и не ставилось.

Если уж повышать тариф, то надо считать все, чтобы не получилось "как всегда".

Кстати, вчера в РСА состоялась встреча независимых экспертов Комитета по финансовым рынкам Госдумы с актуарной компанией, производившей расчеты повышения тарифов по ОСАГО по заказу ЦБ. Есть признаки того, что страховщики готовы к откровенному диалогу.

Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы РФ 6 созыва, Председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», лидер Всероссийской политической партии «Автомобильная Россия».

=======

фото В. Лысакова – Риа Новости

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены