Под знаком «T»
Наша рубрика «Бренды и логотипы» молода, как весна. Восемь компаний предстали перед читателем, восемь коротких историй, восемь товарных знаков. Восемь – и все иностранные! А что – достойных российских фирм нет? Есть, решил я, сел за руль и отправился в путь.
Это предприятие найти не просто, а очень просто: въезжая в Ярославль по Московскому проспекту, обязательно увидишь справа огромный щит с надписью «ТИИР». В этом коротком названии зрительно и фонетически доминирует большая буква Т. У меня она вызывает исключительно технические ассоциации: Теория, Технология, Тормоз. Действительно, здесь делают тормоза. Точнее, тормозные колодки и накладки, используя и теорию, и технологии. Свои собственные, кстати, технологии.
ТИИР – это аббревиатура. Расшифровывается она так: «Термостойкие изделия и инженерные разработки». В советские времена это был институт, и назывался он ВНИИАТИ. Среди прочего там разрабатывали накладки сцеплений и тормозов, проводили испытания, готовили документацию. И выпускали на опытном производстве «штучный товар». Или, как сейчас бы сказали – эксклюзив. В частности, это были тормозные изделия для правительственных «Чаек» и ЗИЛов. Согласитесь, неплохая рекомендация: что-что, а безопасность правительства у нас всегда была на высоте. А какая безопасность без надежных тормозов?
Потом СССР не стало, а с ним и многих заводов, фабрик, научно-исследовательских институтов. А ВНИИАТИ – остался. Впрочем, далее я буду называть его по-современному – ТИИР. Или ОАО «ТИИР», что соответствует официальному статусу предприятия. И кстати, подчеркивает его независимость. Ту самую независимость, когда рассчитывать можно только на себя – на свои силы, ум и руки.
Бывший советский институт не стал увольнять сотрудников и сдавать площади в аренду под склады. Здесь понимали: самое ценное в смутное время (а как прикажете назвать ТО время?) – это люди, кадры. А еще разработки – рецептуры фрикционных материалов и технологии. А еще – уникальные лаборатории, позволяющие эти рецептуры и технологии совершенствовать.
Опираясь на этих «трех китов», виртуозно управляя ограниченными финансами, в буквальном смысле затянув пояса, герои моего рассказа шаг за шагом стали завоевывать сборочные конвейеры. Помогла репутация – на автозаводах ТИИР хорошо знали. И не только на автозаводах – его знали во всех отраслях, где машины и механизмы имеют тормозные системы. Прибыль до копейки вкладывали в расширение производственной базы. Почувствовав, что теперь можно наращивать программы выпуска, начали экспансию на вторичном рынке.
Пришлось осваивать Торговлю своим Товаром! Вот вам еще два Т – совсем не лишние в суровое рыночное время. И освоили! А прибыль… что? Правильно, прибыль снова вкладывали в производство и, конечно, в науку.
Эти были разумные инвестиции. Дальновидные. Всего лишь один пример: когда автомобильный рынок потребовал безасбестовых тормозных колодок и накладок, ТИИР без особых проблем перешел на новые технологии. А в апреле 2004 года объявил свою территорию полностью свободной от асбеста – ни мешка, ни даже горсточки этого сырья не осталось в цехах и складских помещениях. Красивый жест, формальность, PR-ход? Нет, зеленый свет на пути к широкому международному сотрудничеству. Сколько лет прошло? Действительно, ровно восемь… И до сих пор ни одно профильное предприятие в России, ни один завод АТИ не может сказать: все наши площадки – asbestos free. Только ТИИР.
Сегодня предприятие под знаком «Т» – обновленный институт и завод в одном лице. Здесь действует аккредитованный Ростестом Испытательный центр. Здесь разрабатывают и выпускают тормозные колодки и накладки для всех видов автомобильного транспорта, рельсового транспорта (поездов, метрополитена, трамваев) и разнообразной спецтехники.
Здесь давным-давно освоили тормозные изделия для иномарок. А в прошлом году произошло вообще беспрецедентное событие: ОАО «ТИИР» стало поставщиком ОЕМ и OES именитых автомобильных концернов. Теперь на конвейере Mercedes – наши колодки. И в дилерской сети Ford и Land Rover по всему миру – тоже наши, российские колодки.
Что стоит за этим? Никакого секрета: европейский уровень производства и контроля за технологическими процессами. Это многократно подтверждено аудитами, проводимыми на ярославском предприятии зарубежными партнерами – компаниями Ford, TRW, RDW, Mercedes и др.
Есть расхожая фраза о российской автомобильной промышленности: «отстали навсегда». Ее обожают профессиональные плакальщики и мазохисты. Что сказать им? А вот что: «Въезжая в Ярославль по Московскому проспекту, обязательно увидишь справа огромный щит с надписью "ТИИР"»…