Подрывные технологии
В течение двух лет представители автомобилестроительной отрасли спорили о том, может ли такой гигант, как Takata Corp (второй по величине в мире производитель газогенераторов для подушек безопасности), потерпеть провал. Ведь бизнес связан с инвестициями в научно-исследовательские разработки и тщательным контролем на производстве. Правы оказались те, кто считал, что даже огромные компании не застрахованы от неудач. Особенно, если гнаться за мнимой экономией.
Как стало известно, крупнейший клиент Takata – японская Honda Motor Co – отказалась от установки газогенераторов компании для подушек безопасности водителя и пассажиров на будущих моделях машин. После этого акции Takata резко пошли вниз. Позже об отказе использовать газогенераторы с нитратом аммония заявили в Mazda Motor Corp. и Toyota Motor Corp. Правда, эти автогиганты не исключили возможность закупки другой продукции Takata.
Стоит напомнить, именно нитрат аммония, по мнению ряда специалистов, может вызывать некорректную работу систем безопасности автомобиля. При срабатывании подушка способна взорваться из-за повышенной влажности или перепада температур. В результате водитель рискует получить в лицо заряд металлических осколков.
Пересмотреть свое отношении к товарам Takata готовы и в Mitsubishi Motors Corp., а также в Fuji Heavy Industries Ltd. (бренд Subaru). Этим и ряду других производителей необходимо заполучить новые газогенераторы почти для 19 млн автомобилей. Именно столько транспортных средств попадают под отзывную кампанию в связи с потенциально опасной продукцией Takata.
Обеспечить поставку новых генераторов должны три крупных игрока на рынке – Autoliv Inc., TRW Automotive и Daicel Corp. Они уже расширили производство. Причем в их интересах не только предоставить требуемые запчасти, но и заполучить контракты на поставку оборудования для будущих моделей машин.
Пациент скорее жив или мертв?
В такой ситуации у наблюдателей возникает вопрос, сможет ли японская компания пережить кризис. Эксперты в этом не уверены. «Я всегда считал, что Takata слишком крупная компания, чтобы прекратить существование, – говорит высокопоставленный представитель консалтинговой компании Valient Automotive Market Research Скотт Апхэм. – Однако полагаю, что их бизнес по выпуску газогенераторов не будет жизнеспособным. Сама компания переживет кризис, но сосредоточится она на продуктах, рост продаж которых идет медленными темпами. К примеру, японцы акцентируют усилия на выпуске ремней безопасности».
Сама Takata на фоне отказов пересмотрела прогноз по прибыли в текущем финансовом году в сторону снижения, отметив, правда, что сокращение денежных поступлений не станет проблемой с финансовой точки зрения.
Для основанной в 1933 году компании как фирмы – поставщика материалов для производства парашютов ситуация непривычная. С момента появления деятельность Takata только расширялась. В 60‑х годах прошлого века японцы приступили к производству ремней безопасности, в 1987 году был освоен выпуск подушек безопасности. В конце концов Takata стала вторым по величине производителем эйрбэгов в мире с долей в 22%.
Тревожные сигналы
Проблемы начались не так давно в связи с массовыми отзывными кампаниями автомобилей разных марок на американском рынке. Takata – единственный поставщик, использующий аммиачную селитру для приведения в действие подушек безопасности. А к этому компоненту, как уже было указано выше, у специалистов в последнее время возникает все больше претензий. Смерть восьми человек и более сотни раненых в ДТП при срабатывании устройств, изначально призванных обезопасить водителя, увязывают с нештатной работой подушек японцев. Водители получали в лицо заряд мелких осколков.
В ноябре Национальное управление по безопасности движения автотранспорта США (National Highway Traffic Safety Administration) оштрафовало японцев на 70 млн долл. в связи с «подушечным» скандалом. Кроме того, если выяснится, что Takata нарушала еще какие-либо нормы безопасности, она будет обязана выплатить дополнительно 130 млн долл. Кстати, после этой новости Honda сообщила о намерении искать новых поставщиков.
Takata также согласилась предпринять ряд мер, направленных на прекращение производства и продажу газогенераторов с нитратом аммония к концу 2018 года. Кроме того, компания не должна заключать новых контрактов на поставку подобного оборудования.
Глубокое сожаление
Руководство фирмы заявило о глубоком сожалении по поводу обстоятельств, приведших к подписанию данного соглашения с властями Соединенных Штатов. Тем не менее документ – это важный шаг вперед для компании, который позволит Takata сосредоточить усилия на восстановлении доверия автопроизводителей к продукции компании, отметил ее глава Шигехиза Такада. Более того, соглашение означает для фирмы обязательный переход к производству газогенераторов нового поколения.
Между тем еще до известия о штрафе Takata начали сторониться автопроизводители. Так, 27 октября глава Mitsubishi Осаму Масуко заявил изданию «Automotive News» о том, что его компания откажется от газогенераторов Takata в пользу других поставщиков. Тем не менее проштрафившаяся фирма сохранила контракт на поставку модулей подушек безопасности для машин Mitsubishi. «Существуют опасения относительно нитрата аммония, – пояснил позицию Масуко. – А причин нештатного срабатывания подушек мы не знаем».
Несмотря на то что Mitsubishi не собирается лишать японцев контракта по конечной сборке подушек безопасности, бизнес Takata по выпуску газогенераторов, похоже, стремительно летит вниз. При этом нишу занимают конкуренты, которые наращивают рыночную долю и собираются увеличить продажи собственной продукции. О такой тенденции рассказал глава Autoliv Йен Карлсон. По его словам, сейчас на американо-шведскую компанию приходится почти половина всех заказов фронтальных подушек безопасности.
Отстоять репутацию
Между тем компания пока не собирается сдаваться и настаивает на том, что ее компоненты систем безопасности не вызывают нареканий, если при их производстве были соблюдены все правила сборки. «Мы уверены в безопасности продукции», – подчеркнули японцы.
Как бы то ни было, Takata должна будет доказать это на деле до конца 2019 года, иначе ей придется отозвать все выпущенные ранее газогенераторы с селитрой. Стоит отметить, что остальные игроки на рынке используют вместо нитрата аммония нитрат гуанидина. Компания поставляет газогенераторы с этим веществом ряду автопроизводителей в Европе.
Эксперты считают, что даже если японцы пойдут на замену селитры, им придется приложить немало усилий для восстановления репутации фирмы. Наблюдатели восприняли заявление представителей Honda относительно отказа от продукции Takata как тревожный сигнал для последней.
Объясняя свое решение, в Honda сослались на свидетельства того, что их партнер «исказил и манипулировал» данными о результатах тестов газогенераторов. С учетом того, что у автогигантов долгая память, вернуть репутацию надежного партнера Takata будет непросто.
Похоже, что эксперты правы в своих прогнозах и японцы сконцентрируют усилия на развитии других направлений бизнеса.
Ремни взамен подушек
По сообщению газеты WSJ, компания стремится диверсифицировать деятельность, уделив больше внимания производству компонентов для аэрокосмической промышленности. Недавно стало известно, что Takata станет поставщиком ремней безопасности для японской авиакомпании All Nippon Airways Co.
Ранее в этом году авиакомпания обратилась к продукции немецкой фирмы Schroth Safety Products, которая, в свою очередь, была приобретена Takata в 2012 году. Пока доля поставляемых ремней относительно мала.
Как рассказал Норман Минета, бывший министр транспорта США, а ныне консультант японского производителя, компания делает ставку на диверсификацию бизнеса. По его словам, если автопроизводители один за другим начнут отказываться от сотрудничества, это станет серьезной проблемой для японцев. Вот почему они выиграли конкурс на поставку ремней безопасности.
Возможность Takata справиться с проблемами беспокоит и американские власти. В ноябре двое влиятельных сенаторов выразили сомнения в том, что японцы в состоянии провести отзывную кампанию для замены потенциально опасных газогенераторов. Сенаторы направили запрос в регулирующие органы с просьбой разъяснить, какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы компания ответила перед американским законодательством в случае признания ее «дочки» в США банкротом.
С кого спрашивать?
«У нас есть опасения относительно платежеспособности Takata, которая сейчас находится под вопросом… Получается, что потребители могут остаться с бракованными подушками безопасности, а заставить менять их никого не получится», – заявили сенаторы Ричард Блументаль и Эдвард Маркей. Соответствующее обращение они направили в Национальное управление по безопасности движения автотранспорта.
«Развитие ситуации дает повод беспокоиться по поводу того, что обязательства, взятые на себя компанией, могут оказаться непосильными для Takata и вынудить ее объявить свою американскую “дочку” банкротом», – указывалось в письме.
Сенаторы также попросили разъяснений по поводу того, как власти собираются обеспечить доступность газогенераторов для замены на рынке Соединенных Штатов, а также за чей счет будет проведена кампания по отзыву, если дочернее предприятие японцев в США признают банкротом.
Дешево и сердито
Почему же Takata сделала ставку на такой противоречивый компонент? Похоже, что ответ прост: селитра помогала экономить. Согласно данным газеты «The New York Times», японцы долго экспериментировали с пропеллентами.
Когда в 1991 году Takata начала производство подушек безопасности на территории Соединенных Штатов, она, как и другие игроки, использовала в своей продукции азид натрия. Это токсичное вещество, пары которого могли при определенных обстоятельствах проникать в салон автомобиля, вызывая химические ожоги или проблемы с дыханием при срабатывании подушек.
В 90‑х годах прошлого века японцы обратились к другому компоненту для газогенератора – тетразолу. Среди автокомпаний его продвигали как более экологичный. Инженеры компании называли компонент прорывной технологией. Однако, несмотря на все заявления, к концу десятилетия Takata занялась разработкой нового пропеллента.
Эксперты говорят о том, что производство тетразола в небольших количествах может быть слишком затратным, что сказалось на прибыли компании на фоне усиления позиций конкурентов. В результате к 1999 году инженеры под нажимом высокопоставленных менеджеров компании разработали другой пропеллент – нитрат аммония.
Нехорошие тенденции
Это решение ряд специалистов назвал противоречивым. В качестве аргумента приводились выдержки из инструкции по технике безопасности для взрывчатых веществ, где говорилось о том, что вещество имеет тенденцию к изменениям физических свойств при хранении в условиях частого перепада температур.
Представитель Takata не подтвердил факт того, что нитрат аммония был выбран из-за его дешевизны. Наоборот, как установили инженеры компании, селитра производила газ более эффективно с меньшим количеством примесей. «Эта прорывная технология позволила нам произвести самый маленький и легкий газогенератор из доступных на рынке, – подчеркнули японцы. – Кроме того, технология позволила повысить уровень безопасности при выпуске продукта». Между тем, по свидетельству ряда инженеров, которые в свое время работали на Takata, они и ряд других сотрудников выражали сомнение по поводу перехода на рискованный компонент, указывала «The New York Times».
Опасение разделяли и другие эксперты. «По большому счету нитрат аммония может оказываться нестабильным, – объяснял доцент университета города Фукуока Кацуми Като, который специализируется на технике безопасности. – Кристаллическая структура вещества может меняться в зависимости от температуры. А изменение интенсивности горения приводит к различным сбоям». Другие производители подушек безопасности предпочитали не связываться с этим взрывчатым веществом.
«Селитру нельзя использовать в подушках безопасности», – уверен специалист по взрывчатым вещества из Университета Миссури Пол Уорсей. Нитрат аммония больше подходит для проведения подрывных работ при добыче полезных ископаемых или строительстве. При этом селитра невероятно дешева, отметил эксперт.